1.Организационный момент. учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места. 2. Сообщение темы. Целевая установка. Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия………………….. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? 3.Вступительное слово. Учитель: .Каждая страна, каждый город имеет свои отличительные символы, по которым их можно узнать. Это: герб, флаг, гимн. Начнём знакомство с самого древнего символа – герба. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает – «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы? Ученики: Скорее всего, в период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры. Учитель: Это предположение не беспочвенно, хотя происхождение гербов можно отнести к значительно раннему периоду истории человечества. Ещё во времена первобытного общества на скалах или больших камнях наши предки примитивными орудиями выбивали или рисовали различных животных. Этим животным поклонялись тогдашние роды и племена, считая их прародителями – тотемами. В этих изображениях исследователи видят прообразы гербов. Непосредственными же предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Первыми гербами являлись эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие. Скажите, что является основой всякого герба? Ученики: Щит, на котором изображалась эмблема. Учитель: Известно пять форм западноевропейских щитов. (Демонстрируется Слайды «Формы гербовых щитов», Это: итальянский, исландский, французский, варяжский и немецкий щиты. А теперь посмотрите на изображение герба Республики марий Эл и г. Волжска, и скажите, форму какого щита они имеют? Ученики: Герб городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл представляет собой рассеченный скошенный справа серебром и лазурью щит, на котором воспроизводится летящая серебренная скопа с серебренной согнутой дугой вверх рыбой – щукой в лапах. Клюв, глаза, лапы у скопы и плавники, глаза и зубы у щуки золотые. Символика и цвета полей герба соответствуют географическому расположению города на Волге, а так же указывают на специфику исторически градообразующего предприятия – Марбумкомбината и других предприятий города. Авторами герба являются Вадим Геннадьевич Беседин и Измаил Варсонофьевич Ефимов Учитель: Не менее значимым и отличительным символом является флаг. Кто-нибудь знает происхождение слова «флаг»? Ученики: В старину употребляли слово «знамя». Впервые знамёна вывешивали на кораблях для того, чтобы отличать торговые суда от военных и пиратских. Учитель: Правильно. Слово «флаг» происходит от голландского «корабельное знамя». Слово «знамя» - от слов «знамение», «знак». Ещё в древности флаги служили для управления войсками в битве и как символ власти. Флаг городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, рассеченный скошенный с права серебром и лазурью на котором воспроизводится летящая серебренная скопа с серебренной согнутой дугой вверх рыбой – щукой в лапах. Клюв, глаза, лапы у скопы и плавники, глаза и зубы у щуки золотые. Символика и цвета полей флага соответствуют географическому расположению города на Волге, а так же указывают на специфику исторически градообразующего предприятия – Марбумкомбината и других предприятий города. Учитель: Ребята, кто может сказать, что такое гимн? Ученики: Гимн – это хвалебная песня в честь кого-то. Торжественная песня. Главная песня страны. Учитель: Гимн есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу гимн – официальный символ каждого независимого государства. Слово «гимн» гимн происходит от греческого «hymnos» - торжественная песнь в честь божества. В современном понятии – гимн – хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Некоторые города и области, организации и общества пишут и используют в торжественных случаях свои гимны. У нашей республики и у нашего города тоже имеется свой гимн. Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с главными символами Республики Марий Эл и г. Волжска. Все мы должны знать и почитать их, гордиться ими, гордиться краем, в котором мы живём, знать его историю. Как бывает у человека одна мать, так бывает одна и Родина. А сейчас посмотрите на карту, (слайд 3) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь? Как называется столица нашей Родины? Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной? Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? (Слайд 4) МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. 4. Основная часть: - Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня). 5. Проводится конкурс «Родня» . Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 5) РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. РОДИЧ – родственник, член рода. РОДНЯ – родственники. РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека. НАРОД – нация, жители страны. Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах. (слайд 6) 6. (Игра составь пословицу) Родина – мать, Родине служить. Жить- , умей за неё постоять. Человек без Родины, там и пригодится. Где кто родится, что соловей без песни. - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? (слайд 7) Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? - Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? - Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники? - Знаете ли вы знаменитых земляков? - Что из истории своего края вы можете рассказать? 7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?» Инструкция: выберите один или несколько ответов. 1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)? o Знаю все о своих родителях o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках o Затрудняюсь ответить o Владею информацией частично 2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)? o Да o Нет o Затрудняюсь ответить 3.Знаете ли Вы знаменитых земляков? o Не знаю o Знаю (укажите)_______________________________________________ 4.Знаете ли Вы историю своего края (области)? o Особенности речи o Традиции праздников o Особенности местного костюма o Легенды, сказки, предания o Другое РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине. Итог: – Наш классный час подошёл к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России! Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание. | Дети проходят в класс, здороваются с учителем, садятся.
Дети смотрят на слайд (Слайд.тема классного часа) Один из учащихся читает название занятия: Дети смотрят на слайд(Слайд:карта России РФ РФ Москва Дети отвечают на вопросы. Дети читают по слайду . Дети зачитывают значение слов со слайда Дети складывают пословицу из разрезанных слов (слайд дети зачитывают пословицы объясняют их значение) Дети отвечают на вопросы. (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живём.) дети отвечают на вопросы дети отвечают на вопросы анкеты
|