Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Для нас Россия начинается здесь" »
Классный час на тему: «Для нас Россия начинается здесь»
Цель:
Способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
Воспитание любви к месту, где ты родился;
Задачи:
Усиление патриотических качеств личности;
Расширение кругозора учащихся;
Повышение интереса к истории Отечества;
Развитие эмоциональной сферы;
Развитие памяти, речи учащихся;
Привитие чувства любви к своей Родине;
Воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование:
Компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
Репродукции картин Шишкина и Левитана и др. художников;
Плакаты с пословицами;
Магнитофон и аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;
Лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
Выставка книг о Родине;
Иллюстрации детей по теме классного часа.
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Леонидовна.
Мне очень приятно, что посчастливилось сегодня провести у вас классный час. Я надеюсь, что мы с вами подружимся и проведём это занятие с пользой для всех. Договорились. Итак, начинаем.
Психогимнастика
(На слайде изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно на слайд и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
- Почему выбрали именно это солнышко?
Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть это весёлое солнышко будет с нами на занятии, чтобы хорошее настроение вас не покидало весь урок . (На доске оставить только улыбающееся солнышко)
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
Молодцы. Мы поговорим о Родине.
-Что же такое Родина
Что же мы сегодня узнаем про родину.
Давайте попробуем поставить перед собой цели.
- расширить представления о нашей о стране, в которой мы живут, о родном селе;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Родина - это то, место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Ответы учащихся.
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. Каждый человек любит свою Родину.
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский: и подумайте, что вы узнаете из рассказа про родину
(Слайд : портрет К.Д. Ушинского)
Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
(Слайд русские народные пословицы и поговорки о Родине)
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Жить – Родине служить.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли – умри, не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
Послушайте стихотворение Васильева"Что мы Родиной зовём?
(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзку у дороги, По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый хлеб За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём, И рубиновые звёзды. Звёзды мира над Кремлём.
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
(Слайд : карта России)
- Велика наша страна, необъятны её просторы .Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
- В нашей стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился.
Наша страна называется как? Россия или Российская федерация.
А кто знает, в какой области мы живём? В Самарской
Самарская область входит в Российскую федерацию.
А кто знает, как называется ваш район?
Как называется место, где вы родились? Посёлок Суходол.
Это ваша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа.. Мы любим Родину.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150 миллионов человек.
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.
- На планете Земля много разных государств. Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
- Как вы думаете, ребята, что такое “символ”?
Символ – это условный знак или изображение.
А какие символы России вы знаете?
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн
2. Герб России
Учитель показывает изображение герба России.
- Кто знает, как называется этот символ России?
- Что изображено на гербе? (Двуглавый орел с поднятыми крыльями.)
Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на Солнце.
- В центре герба еще один герб. Кто скажет — какой? (Герб Москвы.)
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет, дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Кто догадался: почему он расположен в центре российского герба? (Москва — столица России.)
- Где можно встретить изображение российского герба?
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
V. Флаг России.
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.
Слово флаг греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.
У России флаг трёхцветный. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I. Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя - красной.
В России эти цвета издавна почитались, и имели такие значения:
вверху – белый – мир Божественный;
ниже – голубой – мир небесный;
внизу – красный – мир природный;
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.
Белый цвет означает мир, чистоту, благородство;
синий — небо, верность, правду, честность;
красный — огонь, отвагу, смелость и великодушие.
Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ и других федеральных органах исполнительной власти.
VI. Гимн России
У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и о его предназначении.
Гимн — торжественная песня, прославляющая свою страну.
Это главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
- Прежде чем мы прослушаем мелодию гимна, ознакомимся с его текстом. (Дети вслух читают текст гимна.)
- Теперь прослушаем (обязательно стоя) в записи гимн России.
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево
В России –это берёза.
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане.
Игра «Знаете ли вы Россию?» (задания на карточках тестового характера)
Столица России
Москва
Киев
Петербург
Жилой дом русского народа?
хата
изба
юрта
Праздник проводов русской зимы?
рождество
масленица
крещение
Предметы одежды русских женщин?
чалма
сарафан
кимоно
Негосударственный символ России.
Дуб
Кедр
берёза
Игра « Что отдашь Земле родной?»
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»
(ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
Ромашка – это тоже символ России
- Чего не хватает в нашей ромашке?
(сердцевины)
Рефлексия
- А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Вы мне очень понравились. Спасибо вам за урок.