kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахская национальная одежда: истоки и будущее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вчитываясь в эти строки, я живо представила себе предков великого Абая. Добротная, теплая, расшитая искусными орнаментом, верхняя одежда, разнообразие форм головных уборов, отороченных мехом, красочные чапаны, особенно бросается в глаза яркая приталенная одежда молодых девушек, гордо восседают на быстрых лошадях стройные джигиты, подпоясанные ксебелбеу. Ведь не зря Абай остановил мои мысли на типичной одежде мужчины. Мне думается, что он любовался и был горд своей национальной одеждой. Для выражения полноты чувств он использовал эпитеты: белый, украшенный, красивый, мысль завершил восклицательным знаком.  Словно прикоснулся к кусочку прошлой жизни своей родины, своего народа, который любил бесконечно. Убедительно об этом говорит казахстанский ученый Турлыгул. «Одежда национальное богатство. По одежде можно узнать об обычаях, традициях эстетических вкусах казахского народа, о культурно-историческом развитии наших предков.»

         В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанны с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахская национальная одежда: истоки и будущее »

Алматинская область

Город Саркан

Школа-гимназия №1

Руководитель:Естемесова Алмажан Сеитовна

Ученица 9 класса Аман Аружан



Тема: Казахская национальная одежда: истоки и будущее

Я задумался, уйдя в другое столетие,

И увидел на себе стеганую шубу

Штаны и рубашку из белого материала,

Украшенную материалами других цветов,

На голове моей красивый шелковый тымақ меховой,

Со шнурами, свисающими вниз.

Из таволги соструганы палочки,

Чтобы снизу закрепить ими тымақ!

Одежда – зеркало обычаев и культурных традиций казахского народа

Вчитываясь в эти строки, я живо представила себе предков великого Абая. Добротная, теплая, расшитая искусными орнаментом, верхняя одежда, разнообразие форм головных уборов, отороченных мехом, красочные чапаны, особенно бросается в глаза яркая приталенная одежда молодых девушек, гордо восседают на быстрых лошадях стройные джигиты, подпоясанные ксебелбеу. Ведь не зря Абай остановил мои мысли на типичной одежде мужчины. Мне думается, что он любовался и был горд своей национальной одеждой. Для выражения полноты чувств он использовал эпитеты: белый, украшенный, красивый, мысль завершил восклицательным знаком. Словно прикоснулся к кусочку прошлой жизни своей родины, своего народа, который любил бесконечно. Убедительно об этом говорит казахстанский ученый Турлыгул. «Одежда национальное богатство. По одежде можно узнать об обычаях, традициях эстетических вкусах казахского народа, о культурно-историческом развитии наших предков.»

В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанны с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.

Об одежде казахов писали путешественники и ученые Мухаммед Хайдар Дулати, И.П.Фальк, П.С.Паллас, И. Георги, Г.И.Спасский, .П.И.Рычков, А.И.Левшин и другие. Традиционными материалами для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен-самотканое из верблюжьей, реже бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых шили нагольные тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду. В сочинении Сейори, написанном еще в 1582 году, есть интересные сообщения об одежде казахов. Он пишет «…их кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас, настолько они элегантны и красивы». Таким образом, наглядность казахского народного костюма, его качество, формы, дополнительные аксессуары, мода создавались на протяжении столетий искусством и талантом, трудом многих умельцев. Значит- это наше национальное богатство, которое нужно сохранять, передавая из поколения в поколения, пропагандировать среди нас, молодежи, которая не знает даже названий национального костюма.

Мною эта темы избрана не случайно: её актуальность подтвердили результаты анкетирования учащихся двух школ нашего города. О казахском национальном костюме, его истории, секретах изготовления мы в основном узнаем и рассказов взрослых. А если это поколение сменится полностью, значит, исчезнуть и наши знания?!

Использовалось как средство защиты от холода, жары, осадков в виде дожде и снега. Одежда появилась одновременно с первыми жилыми пристанищами людей. Памятники позднего палеолита-каменный скреби, костяные иглы свидетельствуют о том, что первобытные Исследуя эту проблему непосредственно среди учащихся молодежи сегодня, я хочу предложить свой проект решения, то есть дальнейшее совершенствования национальной одежды через внедрение в нашу повседневную жизнь.

II.1.Истоки национальной одежды.

Одежда изобретена человеком в далеком прошлом процессе борьбы с силами природы, люди обрабатывали шкуры животных, хлопка, конопли, кунжута. Одежда первоначально представляла собой накидки, набедренные повязки. Позже появились рубахи, штаны, куртки, головные уборы, обувь. Форма одежды развивались и видоизменялись с связи с хозяйственной деятельностью, особенностями культуры и быта народов, климатическими условиями их обитания. Например, мужчины и женщины кочевых племен для удобства езды на лошадях другие животных надевали шаровары, халаты. С развитием общества появилась мужская, женская, подростковая, детская, будничная и праздничная одежда, а с разделением труда-профессиональная одежда. В VI-XII на территории Казахстана развивалось ткачество. Прядильные-ткацких орудия, ткацкий станок, образцы швейного дела хорошо представлены в письменных и археологических памятниках. Хлопчатобумажных ткани – мата, боз (бязь), тор(ткань), чыт (материя) и шерстяные ткани типа армячины поменялись для шитье верхней одежды. Из шелковых тканей широко использовались сорта: торку-плотный, торгун-тонкий, йолак-барын-дорогой, бамакал-атлас, камка. Эти названия шелка, встречающиеся в рунических памятниках и словаре Махмуда Кашгари, сохранились в казахском языке, в именах героев казахских эпических поэм(Гулбарчын, Кыз Жибек, Макпал Кыз, Торгун). Названия предметов одежды и быта дошли до нас в легендах, сказках, пословицах. Замечательным примером этому может послужить поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Наш милый доктор».

Странным может показаться выражение « Кто надел кебек вернется, кого завернули в кебин не вернется никогда». Все станет понятным, если знать название предметов одежды: кебенек- верхняя одежда из кошмы, а кебин- это саван.

Шелковые ткани ввозились из Китая, Ферганы, Самарканда. Они шли главным образом на пошив одежды для феодально-родовой знати. Через одежду можно последовать этнические национальные особенности народов, племен, родов, социальные, экономические классовые отношения людей Например, большие различия были в качестве ткани, пошиве, в формах одеяния феодалов, баев, бедняков, служителей религий. По одежде можно так же судить о культурном, экономическом уровне, вкусах народов. Национальная казахская одежда была приспособлена к условиям кочевого быта, сурового степного климата, тонкого войлока, вязали из шерсти овец и верблюдов. Мужчины в зависимости от состояния носили разного вида шубы и полушубки (тон, ішік, купі), отороченные мехом (бөрік), тюбетейки, колпак из войлока (қалпақ), шаровары из тонкой кожи, замши (жарғақ), шалбар , халаты (шапаны), чекмены, бешметы, различного вида накидки, рубахи, башлыки, сапоги с голенищами выше колен с войлочными чулками внутри(саптама), кожаные калоши (кебіз), мягкие сапоги, кожаные пояса, кушаки, ремни, на которых подвешивалось оружие, табакерки, огниво и т.д. Одежда женщины состояла и шуб, полушубков, длинных платье различной формы, камзолов, шаровар, бешметов, шапанов, мягких сапожек, разнообразных нарядных головных уборов (сәукеле, күндік, кимешек, қосаба, сумала), шалей, платков.

Одежда девушек была нарядной, она украшалась узорами, на головные уборы прикреплялись перья филина. Для девушек шили платья из белых тканей, шелка. Они надевали традиционные камзолы, головные уборы, сапожки на высоком каблуке, кожане калоши, халаты, шубки, бархатные шелковые бешметы.

Джигиты и подростки носили в основном такую же одежду, что и мужчины, но более короткую и не такую просторную. Национальная одежда имела некоторые отличия в различных регионах Казахстана.

После Великой Октябрьской Социалистической революции меняется характер одежды современных людей, в её стиле отражается время эпохи революции и военные мотивы. Широкое распространение получили удобные практические куртки, тужурки, гимнастёрки, френчи, галифе, косынки, платки, фуражки. В годы социалистического строительства вырабатывается деловой стиль одежды для повседневной носки. Для работников некоторых отраслей народного хозяйства-шахтеров, железнодорожников, связистов, речников, финансистов и других-разрабатывается униформа.

II.2. Казахский национальный костюм и современная мода.

В целях казахский народный костюм сохранился до наших дней, особенно на селе у более пожилой части населения. Народные праздники, свадьбы, скачки приобретают особый колорит, переливаясь радужными красками чапанов, камзолов из атласа и шелка. Соответственно наряду и люди становятся другими : старики садятся на почетные места и , как в давние времена, полулежа, ведут нескончаемый спор о том, как было и что будет. Девушки сдержанно плывут в нарядном танце , ненароком оглядывая скромно стоящих в стороне джигитов. Кипят казаны, пахнет дымом. В нашем крае еще носят в комплекте современного костюма шапан распашной халат, такию-круглую тюбетейку, калпак-шляпу с отдельным бархатом полями, борик-шапку, отороченную дорогим мехом, тымак-треух, сапоги-саптама. Национальные традиции сохраняются и в современной одежде, развивая ансамбливость , своеобразный крой, единство формы, украшения. Современная одежда казахов строится в сочетании европейской формы с элементами традиционного костюма.

Но поскольку всё необходимое от нижнего белья до пальто и обуви покупается в готовом виде, народные костюмы шьются на дому. Как говорят наши бабушки, покупать готовое очень дорого. Теперь уже ушло прошлое искусства золото швей, вышивальщиц, зергеров-ювелиров.

А главное сегодня нет самотканого сукна-шеппена, из которого шили верхнюю одежду, стали забывать обработку шкур, изготовление кошм, крашение перьев совы, которыми украшали женские головные уборы. Всё это просто заменили капроном.

Подводя итог сказанному, хочется сделать выводы: под влиянием научно-технологического прогресса, современной моды, замены материалов, украшений происходят изменения в народном костюме. Работники областного краеведческого музея обеспокоены тем, что редки экземпляры народных костюмов у населения для пополнения музейных экспонатов. Я вполне согласна с тем, чтобы сохранить его для будущих поколений как проявление материально-бытовой культуры прошлого, то почему бы не наладить производство отдельных традиционных тканей: шекпена, мауты, масаты, батеса, бедерли восстановить узорчатое тканье, выпускать в широком масштабе металлические украшения, подвеска из драгоценных камней, кораллов, которые были применение в современной моде.

Сегодня успешно идет показ мод за рубежом. Отрадно отметить, что эти модели решены в традициях казахского национального костюма, народного декоративно-прикладного искусства. Именно эти коллекции неизменно получают высокие оценки профессионалов и просто зрителей. Традиции казахской национальной одежды дают богатейший материал. Неисчерпаемые возможности для интерпретации в современной моде.

Радуешься тому, что казахстанские модельеры из народной одежды удачно используют систему отделок, технику вышивки и крой образное решение ансамбля одежды жителей степей.

Немаловажно и то, что говорят модели из традиционных материалов народной одежды. Я уверена, что недалек тот день, когда будущая мода будет базироваться не на европейской, а в большой степени на восточной. Именно казахский народный костюм даст возможность развивать идеи будущей моды и одежды.

Мною был проведен социологический опрос вреди учащихся 10-11 классов казахской средней школы-гимназии имени Абая и средней школы-гимназии №1, населения по улицу Б.Момыш-ұлы и медицинских работников районная больница г.Саркан. Всего в социологическом опросе приняли участие 100(приложение 2). К примеру, на вопрос анкета №1 «как вы считаете, должна ли молодежь знать историю и особенности казахского костюма?» , учащиеся и взрослые с небольшим перевесом ответили «да»,

На вопрос из анкеты №3 «Вы ознакомились с казахским костюмом»

А)в музее Б) в музее В) Из рассказов бабушек и дедушек, родителей

Большинство указало на ответ «в», то есть молодежь получает недостаточно знаний в процессе школьного обучения. Обратившись к школьным учебникам по истории, я увидела, что таковой информации нет, а есть только в учебнике казахского языка , и то в ограниченном количестве. И только с прошлого года в новых учебниках истории за 5-й класс включён параграф одиннадцатый «Одежда в различных эпохах». Независимости нашей республики в образовании будущих граждан не посчитал нужным говорить о национальной одежде , и в наших условиях , интересуясь, этим, ответ находить только у взрослых.

Анкета №4 и №5 были рассчитаны на взрослых. Анализируя их, столкнулась с тем, что они также слабо ориентируются в названии и назначении мужской и женской одежды. На вопрос «есть ли у вас дома казахский национальный костюм?», большинство ответило «нет». В результате, я пришла к такому выводу: необходимо пропагандировать историю казахского национального костюма. Для этого можно организовать телепередачи, выставки, конкурсы. Ввести в школах спецкурсы, обязательно дополнить учебники последними данными из археологических раскопок и открытий учёных.

III. Будущее казахского национального костюма

История народного костюма нуждается в дальнейшем исследовании. Конечно, в последние годы в результате раскопок информация и значения в этой области пополняются. Примером этому служить «золотой человек».

Подводя итог проделанному исследованию, мне хочется выделить моментами следующее:

  1. Национальная одежда казахского народа-часть её истории, которую должны знать, охранять и воспитывать на его традициях, обычаях, культуре новых поколения казахстанцев.

  2. В целях популяризации народного костюма выпустить научно-популярный фильмы, специальных передачи по телевидению. Оснастись учебники материалом. Восстанавливать краеведческие музеи Семиречья.

  3. Школьная форма… много лет учащиеся и учителя боролись за её отмену. Сегодня в ряде школ республики борется за введение. В нашей школе тоже. Я считаю, что под индивидуальность, которую мы хотели получить с отменой формы, мы еще хуже-потеряли. Если посмотреть сегодня на нас, то мы носим китайскую одежду и всё опять невольно стали похожим друг на друга. Это опять история с коричневыми форменными платьями, которые нужно носить каждый день с 1 класса по 11.

Я считаю: школьная форма должна быть, но не в одном экземпляре и не на все годы обучения, а несколько видов, разных расцветок, различной формы.



Почему нужна форма школьнику?

На мой взгляд:

-форма дисциплинирует и заставляет блюсти свои и обязанности.



-К примеру, не каждая ученица решится прогуливаться по рынку, сбежав с уроков. Общественность сразу обратит внимание.



-Не может вести себя развязано в общественных местах и т.д.



-Эстетично, удобно, красиво



-Общество расслоилось возможности разных, некоторые учащиеся комплектуют, а другие ведут себя эгоистично.

Об этом говорить можно много и долго.



Моё предложение: выпустить форму для школ в разном ассортименте. Предлагаю проект-экскизов школьной формы. В основу модели положены элементы национального костюма.

Богатое художественное наследие, высокое мастерство на разных умельцев, колорит и неповторимость народного костюма казахов вызывают в нас чувства гордости и патриотизма, призывает охранять это все как национальное богатство.



Литература

  1. Козыбаев М.К. «Казахская ССР. Краткая энциклопедия». Том І. Алма-Аты. 1958г.с.335.

  2. Маргулан А.Х. «Казахское народное прикладное искусство». Том I. «Өнер» Алма-Аты. 1986г.с.109

  3. Маргулан А.Х. «Казахское народное прикладное искусство». Том I. «Өнер» Алма-Аты. 1987г.с.235

  4. «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Очерк) «Дәуір» Алматы 1993г.

  5. Доброхотова И. «Беседе о моде, или Зеркало, которое не лжет». «Өнер» Алма-Аты. 1991г.

  6. Крылова О. «Коллаж» «Өнер» Алма-Аты. 1993г.

  7. Оразбаева Н., Есов С. «Казахский народный костюм», «Казгослитиздат» Алма-Аты, 1958г.

  8. Жанибеков «Это», «Өнер» Алма-Аты. 1982г.с.145-181

  9. Журнал «НЛО», №8 (224) От 18 февраля 2002г.

  10. Материалы областного краеведческого музея г.Талдыкоргана.

  11. Насыров Р., Байпаков К. «По великому шелковому пути», «КРАМДС-реклама», Алма-Ата, 1991г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Казахская национальная одежда: истоки и будущее

Автор: Ученица 9 класса Аман Аружан

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Казахские  национальные  головные уборы»"
    ["seo_title"] => string(39) "kazakhskiienatsionalnyiegholovnyieubory"
    ["file_id"] => string(6) "314623"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459744779"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час «М??гілік ел - страна моей мечты!» 2-4 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-m-n-ghilik-iel-strana-moiei-miechty-2-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458202092"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Информационный час" Наурыз- праздник весны!" "
    ["seo_title"] => string(43) "informatsionnyi-chas-nauryz-prazdnik-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "154852"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421221915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства