Интерактивные технологии обучения в начальной школе
Интерактивные технологии обучения в начальной школе
«Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
В.А. Сухомлинский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии обучения в начальной школе»
Интерактивные технологии обучения в начальной школе.
«Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
В.А. Сухомлинский.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
Формами интерактивного обучения являются:
1. работа в статичных парах или парах сменного состава;
2. работа в малых группах;
3. игровое сотрудничество.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
Результативность внедрения интерактивных технологий в современном уроке заключается в мотивации.
Задачи:
- сфокусировать внимание учеников на проблеме;
- вызвать интерес к теме урока;
- настроить учеников на эффективный процесс познания;
- вызвать у учеников личную заинтересованность;
- психологически подготовить учеников к восприятию темы урока;
- четко связать с темой урока;
- настроить учеников на решение определенных проблем.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может, так как не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать только сам педагог, ясно представляющий цель и пути её решения, использующий эффективные методы обучения, а доска – это лишь полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
У современных учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с интерактивной доской позволяет сэкономить драгоценное время на уроке и сделать его эффективнее.
Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Заключение:
Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Литература
Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 2012.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 2010.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.
Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие, — Минск, 2009.
Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 2011.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 2001.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2004.
Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х.,2003.