Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Инклюзивные технологии в образовании".»
Инклюзивные технологии – здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
В мировой практике существуют разные подходы к организации образования людей с ограниченными возможностями. Условно можно выделить два основных: один предполагает создание отдельных учебных заведений или классов для детей с физическими ограничениями и особенностями развития, другой — инклюзивный — предлагает изменение самого учебного процесса таким образом, чтобы в общеобразовательных школах создавались условия для совместного обучения «обычных» детей и тех, кто имеет особые потребности. Чаще встречаются различные комбинации этих подходов, когда для совместного обучения выделяется лишь определённое время в учебном процессе, или дети из «обычных» и коррекционных школ работают над общими проектами.
Инклюзивный подход отличается от всех других тем, что делает акцент не просто на равных возможностях в получении образования, а настаивает на возможности для всех учиться вместе.
В терминологии, которую используют практики инклюзии, осознанно не делается различий между «обычными» и «особыми» детьми: каждый ребёнок уникален и имеет свои особые потребности. При этом задача инклюзивного образования — в равной степени вовлечь всех учеников во все происходящие в школе процессы.
Нужно отметить, что инклюзия предполагает совместное обучение в школах не только детей-инвалидов, а всех, кто в настоящее время исключён из процесса образования: дети, плохо знающие язык страны проживания, малолетние матери, дети из неблагополучных семей, те, кто часто переезжает и так далее. Список можно продолжить, ведь наше общество слишком неоднородно, чтобы его потребности соответствовали одним стандартам.
Этого требует больших организационных затрат, а также нередко вызывает скептические замечания: не оттягивают ли «особые» дети излишнее внимание учителя на себя, лишая возможности развиваться остальных? Сторонники инклюзивного образования говорят о том, что мировой опыт показывает необоснованность этих опасений. Если в интернате созданы условия, делающие образование доступным для уязвимых категорий детей, значит, в ней есть условия для индивидуального подхода к каждому ребёнку. Реализация инклюзивной модели делает школу лучше для всех, в том числе для учителей.
В России случаи полноценной реализации инклюзии пока единичны, тем не менее, иногда они становятся единственным и естественным решением проблемы. Так, например, в 2011 году была опубликована статья, в которой рассказывалось об опыте родителей из небольших посёлков Новосибирской области, которые отстаивали право своих детей-инвалидов получать образование в школах рядом с домом, а не в коррекционных спецшколах в 500 км от семьи. Пока на официальном уровне специалисты рассуждают о востребованности инклюзивного образования, родители «голосуют ногами» за инклюзивные школы и детсады, отдавая в общеобразовательные учреждения своих детей и решая организационные вопросы хотя бы на уровне отдельных учреждений.
«Использование технологии инклюзивного образования в условиях коррекционной школы 8 вида.»
В современном обществе человек, социально не адаптированный, должен иметь возможность социальной поддержки и помощи. Традиционно окружающая жизнь, образовательная среда вели и ведут себя агрессивно по отношению к таким детям, постепенно вытесняя их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает
законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней,
гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Существующая система государственной поддержки семей детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. В соответствии с признанными нашим государством правами ребенка с ограниченными возможностями социализации назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.
В современных условиях, безусловно, возникает необходимость трансформации модели специального образования. Специальное образование в России сегодня обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в инклюзивных формах.
В настоящее время в современном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Главный принцип инклюзивного образования:
«не ребенок подгоняется под существующие в СКУ условия и нормы, а, наоборот , вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.» Б.Шоу
Принципы инклюзивного образования:
принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Принцип индивидуализации (поддержки самостоятельной активности ребенка).
Принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса).
Принцип междисциплинарного подхода.
Принцип вариативности.
Принцип модульной организации образовательных программ.
Принцип семейно-ориентированного сопровождения.
Пять параметров эффективности междисциплинарного взаимодействия:
учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей;
приоритетность задач адаптации и социализации;
учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»;
участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.
Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:
1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида:
1. Специальные:
Коррекция недостатков психофизического развития;
Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа;
Профессионально-трудовая подготовка.
2. Общие:
Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей;
Формирование мировоззрения;
Освоение знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности.
Основными критериями оценки результативности Проекта могут быть показатели сформированности у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида, таких качеств, которые в совокупности выражаются во внутренней потребности
- в овладении знаниями для успешной социализации
- в развитии ответственности за своё будущее
- в овладении средствами и методами использования возможностей своего организма для поддержания, сохранения и укрепления личного здоровья;
- сохранять и соблюдать нравственно - экологические ценности.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить».
Писк наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.