Просмотр содержимого документа
«Гражданское воспитание школьников в современных условиях»
Гражданское воспитание школьников в современных условиях
Одним из приоритетных направлений образования школьников в современной России является воспитание у молодого поколения гражданского самосознания и чувства патриотизма. Необходимость в формировании данных качеств у подростков обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе. Существует целый ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания и ограничивающих его эффект. Российская государственность переживает трудный период в своей истории: экономические проблемы, социальное расслоение населения, неудачное реформирование армии, здравоохранения, отсутствие внятной национальной идеи, отказ от традиционных нравственных ценностей. Отсюда следуют снижение престижа вооруженных сил, аполитичность рядовых граждан, ослабление доверия к государству. Кроме того, не способствуют привитию школьникам любви к Родине и активной жизненной позиции СМИ, и в частности некоторые Интернет площадки, которые интерпретируют события, происходящие в стране, в негативном ключе. Семья также, к сожалению, не озабочена тем, чтобы дети были настоящими патриотами, гражданами. Родителей больше беспокоит материальное благосостояние. При этом следует отметить, что и школа ослабила свои позиции в гражданско-патриотическом воспитании. Проблема зародилась в 90-е годы XX столетия, когда приоритетом школьной реформы стало внедрение либеральной модели обучения – гуманистический характер образования, первичность общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм в образовании. Однако вскоре стало понятно, в этой модели воспитание потеряло то особое значение, которое оно всегда имело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно, не направлено на духовно-нравственное развитие человека в процессе образования.
Отрадно отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону. Проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяется внимание на государственном уровне. Понятие «патриот» становится приоритетным, обществу нужны люди, ориентированные на служение Родине, верные своему Отечеству, готовые к выполнению гражданского долга. Признается тот факт, что воспитание патриотов – залог консолидации общества, укрепления государственности. В связи с этим системе образования предъявляются новые требования, изложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года». В этом документе «Приоритет общечеловеческих нравственных и гражданско-патриотических ценностей» – один из первых принципов деятельности.
Главной целью гражданского образования является формирование и развитие личности, обладающей необходимыми знаниями и умениями, а также системой демократических ценностей, помогающих успешно выполнять гражданские обязанности. При этом важна совокупность готовности и способности к реализации всего комплекса своих гражданских прав и обязанностей.
Наряду с формированием гражданской компетентности личности у учащихся необходимо формировать основополагающие ценности российской и мировой культуры, определяющие гражданское самосознание.
Гражданское образование включает в себя политическое, правовое и нравственное образование и воспитание. Основной путь получения знаний, необходимых для формирования патриота-гражданина – уроки истории и обществознания, элективные курсы по краеведению. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...). Применить свои знания, сформировать умения и навыки учащиеся могут во внеурочной деятельности.
Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а так же организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся можно считать отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоуправление учащихся в фарс.
В нашей школе уже много лет функционирует детская общественная организация «Правовое государство по имени школа». Членами организации являются все учащиеся школы. Совместно с педагогами они разработали структуру организации, свод законов, регламентирующих деятельность организации в целом и отдельных ее подразделений. Цель ДОО – воспитать политически грамотного, активного субъекта социума. В рамках организации учащимся созданы условия для применения на практике знаний, полученных на уроках обществознания. Так, каждый ученик школы может принять участие в выборах президента организации, членов парламента, формировать министерства, отвечающие за разные направления работы. Желающие быть избранными в органы управления организации во время предвыборной кампании выступают со своими программами, и члены организации выбирают самых достойных из кандидатов. Избранные члены парламента привлекаются к участию в планировании внеурочной деятельности учащихся, министерства претворяют в жизнь запланированные мероприятия. Такая форма организации жизнедеятельности очень популярна среди учащихся школы, так как позволяет им почувствовать себя взрослыми, полноправными членами общества. Есть надежда, что, став взрослыми, они сохранят приобретенный в школе интерес к политической жизни страны, свою гражданскую активность, инициативу, навыки работы в команде, стремление сделать свою жизнь и жизнь общества лучше, удобнее, справедливее, готовность внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Подтверждением этого является работа учащихся нашей школы в группах социального проектирования, Ими был осуществлен ряд социальных проектов: «Площадка для выгула собак», «Музей истории школы», «Живые голоса истории». В процессе работы над этими проектами участники групп приобрели навыки постановки проблемы, нахождения путей ее решения, они общались со специалистами, представителями властных структур, общественных организаций, которые помогали им в решении проблем. Велико было чувство собственной значимости ребят, когда вскоре после завершения проекта «Площадка для выгула собак» городские власти разработали и утвердили документ, регламентирующий порядок содержания домашних животных в городе. Может быть, это и совпадение, но им хотелось думать, что именно их проект заставил взрослых озаботиться проблемой отсутствия площадок для выгула собак в городе. Работая над проектом «Музей истории школы», учащиеся открыли множество страниц в жизни школы, которые позволили им по-новому взглянуть на родное учреждение, испытать чувство гордости за свою школу, воспитавшую целую плеяду достойных людей, в которой работали и работают замечательные педагоги. Вместе с тем, возросло их чувство ответственности. Ведь они учатся в такой выдающейся школе! Важным этапом в формировании патриотического чувства, гордости за свою Родину стала работа над проектом «Живые голоса истории». Собирая аудиозаписи с голосами участников Великой Отечественной Войны, подростки чувствовали себя соучастниками великого подвига, хранителями истории.
Таким образом, школа в современном российском обществе является одной из главных сфер, где воспитывается патриотическое и гражданское сознание ребёнка. Связь школы с культурой страны и культурой города обеспечивает усвоение подрастающим поколением основных принципов государства, и социальной жизни, приводит его к пониманию того, что делает его гражданином страны.
Приложение
Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе
Задачи:
1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность
2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе, в общественных местах.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства.
2 « Я и Семья»- формирование гражданского отношения к семье
Задачи:
1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей
2.Формировать уважение к членам семьи
Мероприятия:
- День Матери (классный вечер с участием мам)
- Родительские собрания по темам:
·« Что нужно знать родителям о своем подростке»
·Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»
·Памятка «Как научить ребенка ответственности»
·«Чтобы ребенок учился»
- «Семейные традиции»
- »Фотографии из семейного альбома»
Предполагаемый результат: сформировано представление, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. Сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать.
3 « Я и Школа» - формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
1.Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, создания атмосферы товарищества и дружбы в коллективе.
2. Воспитывать сознательное отношение к учебе
3. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения
4. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы
Мероприятия:
- Праздник первого звонка ( линейка)
- Школа- наш второй дом ( выполнение коллективного рисунка на тему: наша школа в будущем»)
- Зачем нужно учиться в школе? ( беседа )
- Самоуправление в классе (выбор актива класса)
- Имею право- но обязан ( классный час)
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе.
4. « Я и мое Отечество» -формирование гражданского отношения к Отечеству
Задачи:
1.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
2. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Мероприятия:
- Смотр-конкурс «Будущее России»
- Государственная символика РФ ( оформление стендов)
- Моя Родина ( поездки, походы по родным местам)
- Уроки Мужества ( встреча с ветеранами ВОВ)
- Вахта памяти ( рисунки детей на тему: «Война глазами детей».)
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.