Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях»
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА
( из опыта работы по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР путем организации кружковой работы, 2016 – 2017 учебный год)
Аннотация. Данный материал раскрывает механизм приобщения детей младшего школьного возраста к нравственно-духовным ценностям национальной культуры в ходе организации работы кружка через все виды деятельности воспитанников. Будет полезен учителям начальных классов, руководителям кружков с целью использования эффективных методов и приёмов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, а также для повышения уровня психолого-педагогической компетенции по вопросам воспитания и позитивного общения с детьми.
От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит,
чтобы каждый гражданин дорожил этой святыней,
как дорожит честный человек своим добрым именем.
В. А. Сухомлинский
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [1, с. 4].
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина республики с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине[2, с.118].
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству [5, с. 15].
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс [7, с.3].
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости [8, с.3].
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Донецкой Народной Республики [3, с.116], Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР [4, с.3] и Республиканском государственном стандарте начального общего образования на 2015-2017 г. [6, с.3]. Отсюда вытекает необходимость использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям ДНР [6, с.8].
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином республики, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации [7, с.5].
В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальных классах МОУ «Шахтерская СШ №1» г. Шахтерска в рамках программы «Тропами Донбасса» в 2016 -2017 учебном году с целью апробации программы работал одноименный кружок (руководители кружка Луц О.Н., Паляница С.В.), направленный на формирование учащегося-патриота, как человека, преданного своей семье, классу, школе, городу, краю и любящего их; программный материал использовался в системе патриотического воспитания для проведения отдельных занятий и классных часов учителями начальных классов школы.
Целью данного материала является ознакомление с ходом реализации гражданско – патриотического воспитания учащихся начальных классов, воспитанников кружка.
Рабочая программа кружка «Тропами Донбасса» составлена для учащихся 1- 4классов общеобразовательных школ в соответствии с Законом “Об образовании” Донецкой Народной Республики, Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР и Государственным стандартом начального общего образования на 2015-2017 гг., Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа кружка рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).
Кружок создан с целью формирования у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Работа кружка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В создании программы, направленной на развитие гражданско – патриотического воспитания школьников начальных классов, шла опора на следующие идеи:
- идею первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев);
- идею опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили);
- идею развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский);
- идею совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. Макаренко);
- идею социального партнерства общества – семьи – школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Основная идея работы кружка заключается в формировании готовности служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.
Цель работы кружка по патриотическому воспитанию:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели, в ходе работы кружка решаются следующие задачи:
формируются у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Донецкой Народной Республики;
развивается чувство гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
воспитывается интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
организуются экскурсии по историческим местам ДНР;
формируется внутренняя потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
ведется постоянная работа по социализации обучающихся, подготовка их к жизни в современном мире.
Отличительными особенностями работы кружка является системно-деятельностный подход к формированию патриотической позиции обучающихся начальных классов (возрастная категория от 6 до 10 лет). При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках данной программы руководствуемся в своей деятельности следующими принципами: последовательность, гуманизация, интеграция, системность, культуросообразность.
Программа кружка включает изучение 4 блоков («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Шахтерск – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины. В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности. Форма организации работы по программе: коллективная, групповая и индивидуальная, в рамках организации работы кружка.
Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Оценка результативности кружковой работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика ДНР;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
В результате систематической работы кружка у младших школьников вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, формируется уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Происходят качественные изменения:
-в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
-в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Результативность работы кружка отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации становится активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина ДНР[4, с. 1].
Список литературы:
Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Закон «Об образовании» / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/?p=24719#more-24719 (дата обращения: 29. 09. 17)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/09/322P.pdf (дата обращения: 29.09.17)
.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
Республиканский государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015 – 2017гг. / Министерство образования и науки ДНР http://mondnr.ru/?p=26076#more-26076 (дата обращения: 29. 09. 17)
Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
Основные направления патриотического воспитания в школе/ http://festival.1september.ru/articles/625390/ (дата обращения: 30.09.17)