Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования
Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования
Взаимодействие семьи и школы играет главную роль в развитии личности ребёнка. Ведущую роль в организации этого сотрудничества играет классный руководитель. Данная работа представляет собой выступление на педсовете по этому вопросу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями в условиях модернизации образования»
Доклад
Тема:
«Формы и методы работы с родителями
в условиях модернизации образования»
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.»
И.Брандт
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит развитие его личности. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна сотрудничать с семьёй, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Объединение усилий родителей и педагогов создаёт благоприятные условия для развития ребенка.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе, но и собственному ребенку. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Увеличилось количество разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод: школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Для достижения задач я использую коллективные формы работы с родителями и индивидуальные. Опыт показывает, что необходим дифференцированный и индивидуальный подход.
Индивидуальная работа с родителями учащегося сложна и разнообразна. Традиционным испытанным методом изучения семьи является беседа. Беседа помогает уточнить возникшие вопросы, выяснить особенности характера, отношение к близким, мотивы поведения ребенка, способы преодоления школьных трудностей и т.д. Беседа с родителями может быть эффективной при определенных условиях: Прежде всего, она проводится после того, как между родителями и учителями установлены уважительные и доверительные отношения.
Индивидуальное общение, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает неукоснительное правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Очень внимательно я отношусь к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает в выборе правильного подхода к детям.
Бесспорно, очень важна работа с родительским комитетом. Особая помощь учителю нужна в работе с детьми, нарушающими дисциплину. Помощь родительского комитета заключается в создании благоприятной среды для общения ребенка, включения его в активную работу в школе по проведению общественных хозяйственных дел, в организации помощи детям в учебе, в разговоре с ними на заседании родительского комитета класса. Актив родителей старается организовать интересные совместные дела, где все дети занимают активную позицию: уборка кабинета к празднику, к родительскому собранию, уборка территории школьного двора, озеленение пришкольной территории. Актив, совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании класса.
Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения сдетьми. Существуют самые разнообразные методы изучения семьи. Ведущим среди них выступает наблюдение за жизнью семьи. Иногда я посещаю детей на дому, но делаю это в крайних случаях, т.к. считаю, что эта форма работы в настоящее время устарела. Мобильный телефон стал главным средством связи с семьёй. Также я привлекаю родителей к выполнению общественных поручений, связанных с воспитанием детей, оказанием помощи школе. Применяю метод включенного наблюдения, когда к наблюдению за семьей подключается родительский актив. Этот метод позволяет мне получить новые сведения о семье, уточнить и дополнить ранее собранные данные.
При изучении семьи я учитываю такие ее способности, которые оказывают непосредственное влияние на воспитание ребенка: 1. состав семьи; 2. материальное обеспечение; 3. трудовая занятость ее членов; 4. культурный потенциал семьи (образование родителей, культура быта, режим, форма отдыха, потребность в культурном развитии, наличие библиотеки, музыкальных инструментов, культура общения) 5. внутрисемейные отношения (общая характеристика нравственной атмосферы семьи, отношение членов семьи к своим семейным обязанностям, отношения между родителями и детьми); 6. общественная позиция (отношение к трудовым и общественным обязанностям, к воспитанию детей, к общественному воспитанию); 7. воспитательная позиция семьи (нравственные идеалы и потребности, осознание целей и задач воспитания в современном обществе, ответственность за воспитание детей, формы и методы педагогического воздействия на ребенка, уровень педагогической культуры).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями: Традиционные: Родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому, переписка с родителями.
Самая распространённая форма – родительское собрание. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: Организационные собрания или установочные; Аналитические; Итоговые; Комбинированные; Чрезвычайные; Отчетные; Информационно – просветительские; Совместные (с учениками и родителями)
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов: я просвещаю родителей, а не констатирую ошибки и неудачи детей в учебе; при выборе темы собрания я учитываю возрастные особенности детей; собрание носит как теоретический, так и практический характер; стараюсь не назидать, а общаться с родителями. Даю им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; главным в содержании является четкость, лаконичность, системность. Я считаю: каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.