Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся (обобщение опыта)
Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся (обобщение опыта)
В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей особое место отводится мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся (обобщение опыта)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
«Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся»
Коваленко Людмила Александровна
Классный руководитель МБОУ Грушевской ООШ
2016г
В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей особое место отводится мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и России.
Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные).
Познавательные экскурсии учащихся стали частью учебно-воспитательной системы нашего образовательного учреждения. Педагогический коллектив школы рассматривает их как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с историей и культурой родного края, развивать в детях любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за нее, развивается достоинство личности.
Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России.
По моему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции, расширяется кругозор, школьники ощущают себя частью культурного, социального пространства.
История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Ежегодно 14 февраля, в День освобождения станицы Грушевской от немецко-фашистских захватчиков, ученики школы переживают и осознают чувство привязанности к своей родной земле, участвуя в митинге на Братской могиле, где похоронено 59 солдат и офицеров, погибших в боях за станицу. Школьные краеведы установили имена всего десяти человек (Приложение 1).
Материалы о поиске родственников погибших воинов хранятся в школьном краеведческом музее. Используя сведения музея, школьные экскурсоводы проводят уроки мужества, экскурсии на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Освобождение Аксайского района от немецко-фашистских захватчиков», «Подвиг курсантов РАУ на кургане Бабачий» (Приложение 2).
8 мая у Братской могилы организовывается вахта памяти, учащиеся и жители станицы возлагают цветы, после митинга зажигают свечи в память о воинах, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины (Приложение 3).
9 мая 2015 года школа приняла активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Отмечая 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, школьники пришли к памятнику защитникам Родины станицы Грушевской, на гранитных плитах которого выбиты имена жителей станицы, не пришедших с фронтов Великой Отечественной (Приложение 4).
Ученики школы хранят память и о курсантах РАУ, погибших на подступах к станице Грушевской на кургане Бабачий в ноябре 1941 года. О том, каким ожесточённым был тот бой, как стойко оборонялись курсанты, говорят факты: из 354 защитников кургана Бабачий, в живых осталось 8 человек. В течение учебного года организуются поездки учащихся к этому святому месту для жителей станицы Грушевской (Приложение 5).
10 апреля 2015 года ученики 5 и 6 классов посетили Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в котором к юбилею Победы проходила патриотическая акция «Письмо в 45». На выставках «Две мировые. Противостояние», «В фронтовом блиндаже» ребята услышали рассказ о письмах, которые приходили с фронта родным и близким, прикоснулись к истории, прочитав военные письма-треугольники, и сами написали письмо в 45-й год ( Приложение 6 ).
Память поколений немыслима без соприкосновения и посещения тех мест, где решался переломный исход Великой Отечественной войны. Учащиеся школы в марте 2012 года побывали в городе-герое Волгограде. Неизгладимые впечатления остались у них после посещения мемориального комплекса Мамаев Курган, главного места поклонения подвигу героических защитников Отечества. Школьники осмотрели уникальный памятник-ансамбль: скульптуру «Память поколений», площадь «Стоявшие насмерть», стены-руины, Зал воинской славы и главный монумент – скульптуру «Родина-мать зовет!».
Попав на центральную набережную города, учащиеся посетили музей-панораму «Сталинградская битва», познакомились с самым крупным живописным полотном России: «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Школьники постояли рядом с руинами старой мельницы – это единственное не восстановленное здание, оставшееся со времен войны. Отдали дань памяти защитникам легендарного дома Павлова (Приложение 7).
В дни весенних каникул 2013 года группа учащихся и учителей школы совершили интересную поездку в один из красивейших городов мира – Санкт-Петербург. Знакомство началось с поездки в один из самых блестящих его пригородов – Царское Село. Два памятника культуры - Екатерининский и Александровский дворцы, поразили своим великолепием.
Не оставил равнодушным учащихся и Эрмитаж, главная составляющая его часть – Зимний дворец, бывшая резиденция русских императоров. На Дворцовой площади ученики любовались архитектурой Триумфальной арки Главного штаба, восхищались Александрийской колонной – памятниками, сооруженными в честь победы над Наполеоном.
Побывали ученики в Русском музее, Кунсткамере – первом музее России, в нем хранится уникальная коллекция предметов старины, знакомящая с бытом и историей многих народов.
Гуляя по набережной канала Грибоедова, посетили храм Спаса на Крови. Этот храм был возведен на месте убийства российского императора Александра II. В Казанском соборе постояли рядом с гробницей М.И.Кутузова, а на площади перед собором возложили цветы к скульптуре двух фельдмаршалов: Кутузова и Барклай де Толли.
В центре Петербурга, на небольшом Заячьем острове, вздымаются бастионы Петропавловской крепости. Учащиеся школы посетили Петропавловский собор, в котором похоронены русские императоры.
На набережной Невы постояли рядом с легендарным крейсером «Аврора», который обрел здесь «вечную стоянку» (Приложение 8).
В январе 2015 года была организована экскурсионная поездка в Москву – столицу нашей Родины. Первое место экскурсии - Красная площадь, где величественно возвышается храм Василия Блаженного, рядом памятник Минину и Пожарскому. Побывали в Мавзолеи Ленина у Кремлевской стены.
Гуляя по территории Кремля, рассматривали старинные соборы – Архангельский, Благовещенский, посетили Успенский, в котором венчались на царство цари и императоры России. Большое впечатление на учеников произвели Царь-колокол и Царь-пушка. Оружейная палата поразила своей уникальностью, ведь это настоящая сокровищница.
Любовались шедеврами Государственной Третьяковской галереи, которая хранит одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Посетили Поклонную гору, где увековечена память о погибших во время Великой Отечественной войны, храм Христа Спасителя, возведенный в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.
В последний экскурсионный день группа отправилась в Сергиев Посад, один из ключевых православных центров России. После смерти Сергия Радонежского над его могилой был возведен белокаменный Троицкий собор, стены которого расписывал Андрей Рублев. Москва – это символ величия и славы Российского государства (Приложение 9).
24 мая 2015 года для учащихся школ была организована экскурсия в станицу Вешенскую. Всем знакомо название этой станицы на севере Ростовской области. Здесь жил и создавал и создавал свои творения М.А.Шолохов.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя началось с посещения хутора Кружилинского, в котором он родился. Рядом с усадьбой Шолоховых находится подворье – исторический облик старинного казачьего хутора. В окрестностях хутора Кружилинского на холме ученики рассмотрели скульптурную композицию «Казакам Тихого Дона».
Затем путь экскурсантов лежал в станицу Вешенскую, где они побывали в мемориальном комплексе «Усадьба М.А.Шолохова». Этот светлый двухэтажный дом был построен государством в дар писателю, после смерти его жены в нем был открыт музей.
В саду мемориальной Усадьбы находится могола великого писателя и его жены, ученики возложили живые цветы. Дорожка через сад привела школьников к берегу Дона, где на высоком постаменте установлен памятник из бронзы Григорию и Аксинье, героям произведения Шолохова «Тихий Дон».
Группа посетила и литературный музей Шолохова, в котором представлены экспонаты литературного наследия великого земляка.
Эта поездка дала возможность ученикам соприкоснуться с историческим прошлым, оставила яркие воспоминания, помогла лучше узнать и прочувствовать душу казачества (Приложение 10).
В июне 2015 года группа учеников совершила экскурсионную поездку в город Таганрог, в котором проходила юность известного русского писателя А.П.Чехова. Учащиеся побывали в домике Чехова, посетили «Музей-лавку» и гимназию, где проявились его литературные и театральные способности.
Экскурсия оставила в памяти массу ярких впечатлений, ученики узнали неизвестные им факты из жизни Чехова, слушая экскурсовода в музее-гимназии, пополнили знания о литературном творчестве писателя (Приложение 11).
В феврале 2015 года ученики начальной школы выезжали на экскурсию в Аксайский музей «Почтовая станция XIX века». Познакомились с постоянной выставкой «Почта в Аксае». Узнали, что на почтовой станции останавливались по пути на Кавказ М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, а А.С. Пушкин побывал в станице трижды. Школьники познакомились со старинными предметами дорожного быта, картами, чертежами трактов, организацией работы почтовой станции юга России.
Работники музея рассказали о праздновании Масленицы, показали театрализованное действие, было и чаепитие с блинами (Приложение 12).
На летних каникулах, в июне 2015года, группа летнего лагеря «Малышок» посетила Новочеркасский музей истории Донского казачества. Ученики познакомились с интереснейшими коллекциями: «Казачьего военного и бытового костюма XIX в.», «Наградного холодного и огнестрельного оружия», с обширным собранием живописи; с экспозицией фауны и флоры Дона (Приложение 13).
Благодаря экскурсиям учащиеся школы переживают и осознают чувство привязанности к своей родной земле, любви к родине, прививаются общечеловеческие нормы нравственности. Посредством экскурсий идеи патриотизма раскрываются перед молодежью в ярких, эмоциональных образах.