Конспект этической беседы во втором классе на тему "Давайте будем вежливыми" будет полезен учителю начальных классов. Он направлен на приобретение младшими школьниками навыков культуры общения; формирование у учащихся вежливого обращения, уважения к личности другого.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблемы. Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: Беседа должна иметь проблемный характер. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Необходимо помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Проведение этических бесед включает в себя: подготовительный этап; проведение беседы; организацию и оценку повседневной дея-ти и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах. Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, вкл. в себя разнообразную дея-ть учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе: 1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы. 2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны. 3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать. 4. Продумываются вопросы беседы. 5. Подготовка учащихся к беседе: а) заранее объявляется тема беседы, указывается лит-ра, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры; б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения; в) определяются групповые задания. Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окр.жизни. Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие: 1. Определение темы беседы и возбуждение у шк-ов интереса к восприятию и усвоению материала. 2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы. 3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и дея-ти выдающихся людей, а также на материале окр.жизни. 4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся. 5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.