kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»

Просмотр содержимого документа
««Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»»














ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды »











Составитель: Есжанова А.К.

учитель начальных классов

первой категории














город Тараз






Сроки реализации

2017– 2020гг


Цель исследования: 


создание условий по формированию коммуникативных компетенций младших школьников посредством вовлечения их в коммуникативную деятельность на уроках литературного чтения.

Объект исследования:  приёмы формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения.


Предмет исследования:  процесс использования приёмов формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения.



Гипотеза исследования:


если использовать различные приемы по формированию коммуникативных умений, то процесс формирования коммуникативных компетенций младших школьников будет успешным.


Задачи исследования:


  1. Повысить уровень обученности младших школьников на уроках литературного чтения;

  2. Определить сущность коммуникативных компетенций младших школьников;

  3. Обосновать возможность уроков литературного чтения при формировании

коммуникативных компетенций младших школьников;

  1. Изучить и апробировать комплекс приемов по формированию коммуникативных

компетенции младших школьников;


  1. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности приемов по

формированию коммуникативных компетенции младших школьников.




Этапы творческой работы.


I этап. Теоретический

(2017 – 2018 учебный год)


Цель : изучение методологических основ формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения.


Задачи :



  1. Изучить литературу по данной теме и определить сущность

коммуникативных компетенций младших школьников;


  1. Изучить приемы по формированию коммуникативных компетенции

младших школьников;


  1. Обосновать возможность уроков литературного чтения при формировании

коммуникативных компетенций младших школьников;


  1. Сформулировать теоретическое обоснование творческой темы;


  1. Провести количественные стартовые замеры.






Составление педагогической концепции творческой темы

Создание банка приемов по формированию коммуникативных компетенции младших

школьников















План работы

1 этапа (теоретический)


Содержание

Сроки

Выбор темы творческой работы.

сентябрь

Утверждение темы на методическом объединении учителей начальных классов

сентябрь

Провести количественные стартовые замеры

октябрь

Подбор и изучение теоретического

материала по теме исследования

ноябрь- декабрь

Посещение уроков других учителей МО

в течение учебного года

Поиск информации в сети Интернет

сентябрь – ноябрь

Подбор комплекса приемов

постоянно

Разработка концепции педагогической деятельности

апрель – май

Описание результатов (научный аппарат)

Май










Результаты


1 теоретического этапа:



  • Определена научная проблема и сформирована методическая тема;

  • Разработана педагогическая концепция, отражающая творческую работу;



  • Проведены количественные стартовые замеры, результаты занесены в мониторинговые таблицы;


  • Собран теоретический материал.









II этап. Внедрение.

(2017 – 2018 учебный год)



Цель: Апробация и внедрение и выявление эффективных приемов формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения.



Задачи:

  1. создать условия по формированию коммуникативных компетенций младших школьников посредством вовлечения их в коммуникативную деятельность на уроках литературного чтения;

  2. апробировать, внедрить и выявить эффективные приемы формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения;
  3. провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности приемов формированию коммуникативных компетенции младших школьников;


  1. производить количественные замеры и отслеживать их динамику.


созданы условия по формированию коммуникативных компетенций младших школьников посредством вовлечения их в коммуникативную деятельность на уроках литературно




выявлены эффективные приемы формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения




изменены взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса





проведены количественные замеры и отслежена динамика




План работы

2 этапа (внедренческий).



Содержание

Сроки


1.

Утверждение плана творческой работы на заседании МО.

август




Проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности приемов (упражнений) по формированию коммуникативных компетенции младших школьников


сентябрь -май


2.

Произведение количественных замеров и отслеживание динамики.


сентябрь

май

3.

Разработка и систематизация полученных данных

апрель


4.

Описание результатов


май









Результаты


2 внедренческого этапа:

  • Определены эффективные приемы, повышающие уровень обученности по литературному чтению, формирующие коммуникативные компетенции младших школьников;


  • Изменены взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса;



  • Начата работа по созданию комплекса приемов по формированию коммуникативных компетенции младших школьников.












Контрольный этап

(2017– 2018 учебный год)



Цель: Анализ результатов экспериментальной работы по формированию

коммуникативных компетенции младших школьников



Задачи:


1. Изучить и обобщить материалы проведенной работы.

2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс технологий мониторинга успешности обучения, воспитания и развития младшего возраста.



  1. .

    Разработать комплекс приемов по формированию коммуникативных компетенции младших школьников



Выработать алгоритм вовлечения детей в коммуникативную деятельность на уроках литературного чтения.








Разработать циклограммы мониторинга уровня обученности









ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды »


Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире . Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.



Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

Применение активных методов.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.




МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

О некоторых из методов, применяемых в моей практике, говорится в данной статье.

Динамично помогают начать урок такие методы, как “Галерея портретов”, “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Поляна снежинок”, “Разноцветные листы”, “Фруктовый сад”, позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как “Инфо-угадайка”, “Кластер”, “Мозговой штурм” Синквейн Ассоциации позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают “белые пятна”; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы “Ульи”, “Визитные карточки”. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы “Cветофор”, “На линии огня”. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как “Инфо-карусель”, “Автобусная остановка”, “Творческая мастерская”.

Метод “Творческая мастерская” с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” “Земля, воздух, огонь и вода”, “Зайчики” и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Мухомор”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.





















Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы;


Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в общении на уроке

  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

  • Комментировать вопросы и ответы

  • Делать сообщения

  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания

  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

  • Умение использовать риторические вопросы

  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе

  • Умение поддерживать беседу

  • Умение вести конструктивный диалог

  • Умение построить дискуссию и вести её

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»- рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»- придумать другое окончание сказки, рассказа

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1. Эмоциональное вслушивание

2. Вычитывание

3. Выразительное чтение

4. Сочинения, рисование, инсценировки

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владение детьми способами понимания художественного произведения

2. Умения выразительно читать.

3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4. Расширение читательского кругозора.

5. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование коммуникативных способностей.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

  • ролевое чтение;

  • ролевые диалоги;

  • работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);

  • придумать разговор героев произведения по телефону;

  • инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)


Таким образом, среди требований к результатам изучения литературного чтения приоритетным является развитие коммуникативной компетентности.








Диалог (Я и Другие)

«Я» и «мои одноклассники»,

«Я» и «учитель» -

Учебное сотрудничество»


«Я» и «автор книги» - соавторство,

«сотворчество понимающих»

«Я» и «Я» -

саморазвитие, самовоспитание

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Существуют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений

у младшего школьника:

Типы диалогов

Мотивационный

Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомлённости в обсуждаемой проблеме.

Рефлексивный диалог

Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.

Автономный диалог

Размышление «про себя».

Конфликтный диалог

Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.

Критический диалог

Это критическое осмысление негативных поступков героев.

Самореализующийся диалог

Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме

Формируя диалоговую форму общения, необходимо придерживаться трёх этапов её развития.

Три этапа развития диалога

Сюжетно-познавательный

выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

Чувственно-аналитический этап

установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определённых ценностей.

Личностно-рефлексивный этап

участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

Интерес к чтению рождается, когда ребёнку хочется дорисовать, вообразить, додумать, т.е. включиться в создание образа. Ученики оживают, когда в процессе чтения не даются готовые «истины», когда они рождаются в процессе взаимообогащаемого общения. Чтобы вести диалог с автором, нужно уметь понять произведение, как понимал его автор, и выработать, а потом высказать своё суждение о произведении. (Приложение №4)

Формирование коммуникативных умений идёт в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи, обогащение лексического запаса и совершенствованием грамматического строя речи, повышением степени самостоятельности и правильности детской речи.

Анализ различных подходов к исследуемой проблеме позволяет определить коммуникативные умения как более или менее совершённые способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению.


Составляющие коммуникативных компетенций

умение слушать

умение передавать информацию

и принимать её с нужным смыслом

умение понимать другого

умение сопереживать, сочувствовать

умение адекватно оценивать себя и других

умение принимать мнение другого

умение решать конфликт

умение взаимодействовать с членами коллектива



Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.)

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Таким образом, из всего перечисленного можем сделать вывод, что главной составляющей коммуникативной компетенции – являются умения, в частности коммуникативные умения. Коммуникативные умения – умения вести беседу-диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Продуктом решения коммуникативных задач является текст. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе отожествляются. Учёные выделяют вербальные коммуникативные умения, формирующиеся в устной форме общения.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, можно сделать выводы, что, в младшем школьном возрасте формируются основные качества его личности, поэтому для современной школы необходим новый взгляд на урок, как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям.


Формирование коммуникативных компетенций младших школьников возможно только в период систематизированного школьного обучения.



.

Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная(с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная(посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей.

Совершенно очевидно, что реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова» Л. Успенский.

Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо:


Требования к речи:

Правильность

грамматическая

ясность

чистота речи

точность

выразительность

богатство языковых средств

Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения. Поэтому по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:


Работа по формированию речевой деятельности


работа над развитием речевого аппарата


уточнение и обогащение словарного запаса


формирование грамматического навыка


работа над связной речью


формирование умений воспринимать высказывания.


Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Работа над развитием речевого аппарата включает в себя:


постановку правильного дыхания


развитие правильного звукопроизношения


чистоговорки скороговорки артикуляционная зарядка



Уточнение и обогащение словарного запаса


название


беседы о рассматриваемых предметах назначение


внешний вид


описание

подбор антонима

подбор синонима

толкование слова

введение новых слов

РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ


Рассуждать

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и различное

(Приложение №2)

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно реагировать на них.

Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»

- «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.



«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не встретятся?

«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)



Формирование умения воспринимать высказывания


развивать речевой слух полноценно воспринимать информацию


Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи

повторение вопроса

хоровое повторение

чередование индивидуальных ответов с индивидуальными


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ


Восприятие высказываний

Слуховая память

«Воспроизведение»- воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку: - машина….шина. Как можно точнее повторить сказанную фразу.

«Послушай и запомни»- после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, предметы мебели и т.д.

«Чужое слово» - учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово.

«Прогулка» - после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения.


Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:

анализ услышанного

исправление недочётов

помощь в выборе наиболее точных слов

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.

«Пауза»

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Оцени ответ Вовы.


Кто сможет поспорить с Димой?

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

Повтори самое главное, что сказала Лена.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

- Любое мнение ценно,

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Для организации диалога с автором художественного произведения необходимо организация читательской деятельности, которая включает:

Организация читательской деятельности


1.Эмоциональное вслушивание

2. Вычитывание

3. Выразительное чтение

4.Сочинения, рисование, инсценировки

Эмоциональное вслушивание – это развитие художественного восприятия.

Вычитывание – развитие способов художественного анализа произведения.

Выразительное чтение детей – развитие умения художественного исполнения.

Сочинения, рисование, инсценировки.

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владения детьми способа понимания художественного произведения

2. Умения выразительно читать.

3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4. Расширение читательского кругозора.

5. Развитие «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование коммуникативных способностей.


В ходе учебной деятельности лучше всего развивать коммуникативные умения у младших школьников на уроках в игровой деятельности. Игры и упражнения взяты из сборника «Игры – обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского.

Мы выделили игры с конкретной целью – формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности.


С точки зрения отрабатываемого в игре навыка Т.В. Уваровой

выделяет следующие группы игр:


Лексические Грамматические Фонетические Разговорные


М.В. Стернин выделяет следующие виды игр


Подготовительные Творческие

Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.

ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР


Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик-семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«Слово как магнит»

«Дикторы»

«Истории навыворот»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«От первого лица»


«Цепочка»


«Слушай и повторяй за мной»


«Восстановить историю»





Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт младшим школьникам возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Дети чаще всего осознают родной язык на основе игры. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.

Пристрастие к лингвистическим играм на уроках литературного чтения – естественное желание ребёнка, которое необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств.

Особая роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения и способствует дальнейшему формированию монологического ответа у доски.

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ


Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- Сообщить фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, ие)? Зачем? – сочетая предложения в правильной логической последовательности

Рассказ

- рассказывать о себе, о герое произведения.

- выражать при этом своё мнение, свою оценку.

Описание

Описывать природу, внешность, поведение и т.д.

Характеристика

Дать характеристику и обосновывать высказывание


Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач

Конструктивные вопросы

требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа

Альтернативные вопросы.

используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопросы-ловушки.

учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа

Наводящий вопрос.

вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос-внушение

направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос.

он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.


Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такое упражнение как «Книжная ярмарка». Лучше всего это упражнение использовать в самом начале изучения учебной темы. Учащимся предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится так называемая книжная ярмарка, в ходе которой учащиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором.

Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.




































































































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Главной составляющей коммуникативной компетенции – являются умения, в частности коммуникативные умения. Коммуникативные умения – умения вести беседу-диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Продуктом решения коммуникативных задач является текст. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе отожествляются.

2. В младшем школьном возрасте формируются основные качества его личности. Перспективный подход в преподавании литературного чтения – коммуникативно-деятельностный подход. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых. Коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения.

3. В методической литературе вопросу формирования коммуникативных умений большое внимание уделяют следующие авторы: Г. М. Андреева, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, И.А. Стернин, А.А. Кидрон, А.А. Бодалев, М.М. Бахтин. В научно-методической литературе представлено несколько технологических подходов в решении проблемы коммуникативных умений младших школьников: организация общения учащихся, диалогический тип общения, организация коллективной, групповой деятельности.

4. Существуют несколько подходов теоретического исследования и выявления коммуникативных умений младших школьников: в форме тестов, в форме обследования, собеседования, наблюдения, анкетирования, выполнения различных заданий.

5. Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках литературного чтения – монологические и диалогические формы. 3 этапа развития коммуникативных умений: организация общения, диалогический тип общения, организация монологической речи. Для формирования каждого этапа подобраны упражнения и игры.

6. Проведение входящих диагностик показало, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных умений в уроки литературного чтения количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

Достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников способствуют подобранный комплекс упражнений и методических игр.




ЛИТЕРАТУРА



  1. Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие – М., Аспект, 2002

  2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. - // Нач. шк. №4, 2003

  3. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек». – М., 1999.

  4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М. 2005.

  5. Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи

  6. Концепция модернизации Российского образования на период 2010. – М., 2002.

  7. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Мет. Пособие. Томск «Пеленг» 1994

  8. Липкина И.А., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения.

  9. Мали Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи.- М., 2006.

  10. Немов Р.С. Психология. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 2000.

  11. Педагогический энциклопедический словарь. – М., Большая российская энциклопедия. 2002.

  12. педагогическая коммуникация: - Шадринск, Шадринский педагогический институт, 2000.

  13. Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении/ Автореферат диссертации на соискание учёной степени – М., 1983.

  14. Рогов Е.И. Психология общения. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  15. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Нач. шк. №2, 2003.

  16. Трофимова Г.С. Русский язык и культура речи. – М., 2005

  17. Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом. // Нач. шк. №10, 2001.

  18. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

  19. Диагностика коммуникативных способностей под ред. Богаковой С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н. – Кемерово. 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Активные методы обучения в единстве урочной и внеурочной образовательной среды»

Автор: Есжанова Акмарал Кашеновна

Дата: 03.10.2018

Номер свидетельства: 479607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Проблема здорового образа жизни "
    ["seo_title"] => string(34) "probliema-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "221553"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435409403"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства