Формулировка учащимися темы урока | Ученица читает стихотворение В. Суслова "Сыны полков”. Горнили "К бою!” трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, На левый фланг В солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать. Но все равно в боях они умели Не отставать, Не отступать И побеждать. Тянули связь военные мальчишки, Катили в бой на танковой броне, Валились с ног в минуты передышки И в час ночной Неслись домой В коротком сне. Жила в сердцах их глупая отвага. В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков, Сыны полков Своей страны. Где вы сейчас мальчишки боевые? Вы по весне прислушайтесь порой: Зовут героев трубы полковые На правый фланг, На правый фланг В солдатский строй! - Как вы думаете, о чем этот стих? - Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему? Тема урока звучит так: «У войны не детское лицо». Сегодня мы поговорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью. Дети военных, огненных лет! Вы познали горечь потерь и утрат. Родина делала все, чтобы оградить вас от беды, уберечь, спасти. Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Вас выносили на руках из-под развалин. С вами делились последним бойцы, уходившие в бой. Даже во вражеском тылу вам давали учебники: учитесь, не век же быть войне. Вы делили со страной и радость побед, и горечь поражений. Вы познали тяжелую науку ненависти, она звала вас в бой! Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Пионеры трудились на полях и заводах, собирали металл и лекарственные травы. Шли по дорогам сражений пионерские танковые колонны и бились в грозном военном небе пионерские эскадрильи. | Дети слушают - о том, что дети должны жить долго и счастливо - нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны |
Знакомство с пионерами-героями | (во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев) - К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям. Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу. | Сообщения учащихся: (Тексты к фотографиям читают ученики) Валентин Котик В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на грудиордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Василий Коробко Н еобычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины. Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени. Витя Хоменко К ак и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени. Галя Комлева В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. Юта Бондаровская В ойна застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени. Саша Ковалев О н был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден — орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, — ордена Отечественной войны I степени — юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет. Нина Куковерова С вою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага. Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. Лара Михеенко И х судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале. Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Саша Бородулин У же зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках. Витя Коробков Д венадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными… Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня. Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов. Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений. |
Знакомство с песнями и произведениями о детях на войне, | Сколько же их было? Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы. - Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? - Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете? - Назовите стихотворения, которые мы уже читали? - Как поэты выражают свою любовь к Родине? Какими показали поэты детей на войне? - О войне писали и пишут до сих пор. СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны. Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение) Читайте выразительно, вдумчиво, искренне. А после чтения расскажите по данному вам плану, как вы поняли данное стихотворение. СЛАЙД 11. Примерный план сочинения-анализа лирического произведения А) Название стихотворения и его автор. Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?) В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?) Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?) Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? Е) Главные образы стихотворения. Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? - В этом стихотворении говорится о том, как… - Главная мысль заключается в том, что… - Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует) - Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)… 1. С.Маршак «Мальчик из села Поповки» - выразительно читает 1 ученик, а затем рассказывает по плану о том, как он его понял. (при желании дети демонстрируют свои рисунки к данному стихотворению) 2. А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий…» - другой ученик читает и анализирует так же. 3. С.Маршак «Десятилетний человек» (читает 3 ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов: зипунишко, русоголовый, скоротавши) 4)Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…» | Песня о пионерах-героях. Шумела гроза над землею, Мужали мальчишки в бою… Знает народ: пионеры-герои Навечно остались в строю! Припев: Шли они сквозь бурю, Шли они сквозь ветер, И ветер песню, песню их сберег: "у нас один, один лишь путь – к победе! И нету других дорог!” Шагают они на параде, Равняя невидимый ряд, Правофланговыми в каждом отряде Ребята-герои стоят! Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем! Мальчик из села Поповки С. Я. Маршак Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребёнок — Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы — И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребёнка на снегу. В пилотке мальчик босоногий… А.Т.Твардовский В пилотке мальчик босоногий С худым заплечным узелком Привал устроил на дороге, Чтоб закусить сухим пайком. Горбушка хлеба, две картошки — Всему суровый вес и счет. И, как большой, с ладони крошки С великой бережностью — в рот. Стремглав попутные машины Проносят пыльные борта. Глядит, задумался мужчина. — Сынок, должно быть, сирота? И на лице, в глазах, похоже, — Досады давнишняя тень. Любой и каждый все про то же, И как им спрашивать не лень. В лицо тебе серьезно глядя, Еще он медлит рот открыть. — Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя, Ты лучше дал бы докурить. Десятилетний человек (С. Михалков) Крест-накрест синие полоски На окнах съежившихся хат. Родные тонкие березки Тревожно смотрят на закат. И пес на теплом пепелище, До глаз испачканный в золе, Он целый день кого-то ищет И не находит на селе... Накинув старый зипунишко, По огородам, без дорог, Спешит, торопится парнишка По солнцу – прямо на восток. Никто в далекую дорогу Его теплее не одел, Никто не обнял у порога И вслед ему не поглядел. В нетопленной, разбитой бане Ночь скоротавши, как зверек, Как долго он своим дыханьем Озябших рук согреть не мог! Но по щеке его ни разу Не проложила путь слеза. Должно быть, слишком много сразу Увидели его глаза. Все видевший, на все готовый, По грудь проваливаясь в снег, Бежал к своим русоголовый Десятилетний человек. Он знал, что где-то недалече, Выть может, вон за той горой, Его, как друга, в темный вечер Окликнет русский часовой. И он, прижавшийся к шинели, Родные слыша голоса, Расскажет все, на что глядели Его недетские глаза. Они с детьми погнали матерей... (Муса Джалиль) Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля... Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, – Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук... – Я, мама, жить хочу. Не надо, мама... |