kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" (по повести В.Богомолова "Иван")

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке представлен конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Богомолова "Иван". Урок посвящен 70-й годовщине Победы советского народа в ВОВ.

Цели урока:

Познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения; подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное; Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.                                                                                                                                                                                              Развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" (по повести В.Богомолова "Иван") »

МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»


Яшалтинского района Республики Калмыки















УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ


ПО ПОВЕСТИ В. БОГОМОЛОВА


«ИВАН».




6 КЛАСС.













УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:


КИОСЕВА Е. Н.




ЦЕЛИ:

  1. В преддверии годовщины победы в ВОВ напомнить детям, какой ценой она завоевана.

  2. Раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои 12 лет труженик, а не иждивенец».


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Тексты повести «Иван».

  2. «Наш вернисаж» (иллюстрации к повести выполняются заранее).

  3. Музыка. «Ария» Таривердиева.

  4. Музыка. Песня «За себя и за того парня» в исполнении Л. Лещенко.

  5. Оформленная доска.


ОФОРМЛЕННАЯ ДОСКА:

  1. Чтение повести.

  2. Работа над иллюстрациями.

  3. Индивидуальное задание трем ученикам: проанализировать отношение к Ивану взрослых воинов: Холина, Катасоныча, Гальцева и подготовиться к устному сообщению.



ХОД УРОКА.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:


ДОРОГИЕ друзья, мы проводим наш урок внеклассного чтения в преддверии великого Праздника Победы. Это стало доброй и обязывающей традицией: каждый год, в начале мая, остановить бег своего детства и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории – в события ВОВ.

  • Какой она была?

  • Какова цена нашей Победы?

  • Почему мы сумели одержать ее в той испепеляющей все живое войне?


Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину в борьбе с фашизмом.

Цена Победы велика: более 27 миллионов жизней было отдано за нее. Что чувствовал и что вспоминал каждый из погибших в свой последний миг на земле? Глаза матери? Берёзку под окном родного дома? Первый школьный вальс с девочкой, которой не успел признаться в любви? А может, и подумать ни о чем не успел: шагнул из горячей трепетной жизни прямо в ледяное объятие смерти? Как это было?

Обратимся к книге Владимира Богомолова «Иван».

В.Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, Маньчжурии и о войне знает не понаслышке. Может, потому он так серьезен, печален и правдив в своем рассказе о военном лихолетье.

Книгу вы прочитали, на уроке мы постараемся глубже осмыслить ее содержание и ответить на проблемный вопрос урока: Почему мы победили в ВОВ непобедимую, казалось, армию Гитлера? В чем он допустил серьезный просчет?

Итак, обратимся к страницам повести.


  • Поделитесь своими впечатлениями о книге. (- Мы стали как будто взрослее.

– Очень жалко Ивана.

– Все время думаешь: а ты бы так смог?

– Хотелось бы, чтобы он остался жив и стал бы не таким суровым…

- Разве это правильно, что взрослые посылали детей на смерть? и т.д.)

  • Мы еще вернемся к нашим впечатлениям о книге, они очень серьезны. А пока поговорим о главном герое – Иване. Что можно сказать о нем, исходя из первого эпизода? (Читается отрывок – разговор Ивана с лейтенантом Гальцевым; затем ученики рассказывают, каким им видится в этом эпизоде Иван: он насторожен, суров, даже угрюм, он не по-детски сосредоточен, кажется старше своих лет. Ему 10-11 лет, а по выражению лица можно дать все 13.)

  • Поразмышляем, что сделало его таким? (Поощряя свободный обмен мнениями, важно, однако, при обсуждении этого вопроса выделить два момента: а) Первые дни войны – мальчик пережил смерть отца (убили на границе), на руках его погибает сестренка (ей было 1,5 года); мальчик был в партизанах, в лагере смерти. Он пережил весь ужас первых дней войны и повзрослел за это время на годы. Вот откуда его суровость и угрюмость. б) Мальчик принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, настороженность, цепкость. Он не просто повзрослел, он постарел на целую войну.

  • И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену? (Учитель читает: «…я возвращаюсь к себе в землянку. Мальчик один. Он весь красный, разгорячен и возбужден. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевернут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из-под нар» (ответы уч-ся).

Обобщение учителя: Да, вы правы: мальчишка остается мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

  • Как относятся к этому взрослые? (Мини-сообщение об этом делают трое учеников. Развитие монологической речи.

а) Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребенок и относится к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

б) Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой: «Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.

в) Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика…

* А теперь расскажите, ребята, какие сведения добывает Иван в тылу у врага? Как он это делает? (Ответы уч-ся).

Обобщение учителя. Да, Иван подолгу живет на оккупированной территории, ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, все видит, все запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

  • В чем особая тяжесть положения мальчика, когда он нах-ся в тылу врага? ( - Ему страшно, ведь он там один.

- Очень длительное время Иван живет среди врагов.

- Ему не у кого спросить совета.

- Он слишком мал, а опасность слишком велика.)

Обобщение учителя. Вы хорошо, ребята, почувствовали сложность положения мальчика в тылу врага: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи…

  • И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые все-таки посылают мальчика в разведку. Почему?

(- Потому что мальчик добывает ценные сведения…

- Мальчик менее заметен в селе или поселке, чем какой-либо вновь появившийся взрослый…

- Иван хотел отомстить за свою семью и т.д.)

Обобщение учителя. Все ваши предположения, ребята, верны лишь отчасти. Главную причину – горькую и страшную – вы не назвали.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли старики и дети. Да, и дети! Как ни больно и ни горько об этом говорить. Помните, Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым: «Третий год воюешь? – спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!»

9. Ребенок… Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть наз-ся не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»…

Да, согласна с вами, этого мальчика иначе и не назовешь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества.

10. Все вы читали повесть В. Катаева «Сын полка». Чем, на ваш взгляд, отличается изображение войны в той и другой повестях?

(Ответы уч-ся)

Обобщение учителя.


Действительно, «Сын полка» - веселая книжка о приключениях Вани Солнцева на войне. Мальчик нах-ся под присмотром взрослых, любим и лелеем ими. Они видят в нем своих детей и оттого так ласковы, заботливы, бережны с ним.

Иное дело – богомоловская повесть. Она изначально трагична по своему звучанию, на ее страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

11. Так где же правдивее, по-вашему, показана война? (Ответ на данный вопрос формируется в виде диспута. Пусть дети поспорят друг с другом, пусть учатся аргументировать свою точку зрения.

Как итог прозвучит слово учителя:

Пожалуй, ребята, правы те из вас, кто считает, что правда войны отражена и в той, и в другой повести. И в самом деле: война – это тяжелое, суровое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

С другой стороны, и во время войны продолжается жизнь: зима сменяется весной, в лесу расцветают ландыши, приходят весточки с фронта, живут надежда, любовь, вера в победу. И, конечно, люди улыбаются друг другу, озорству Вани Солнцева, его проказам… Иначе наш народ не вынес бы эти четыре страшных года.

И В. Катаев, и В. Богомолов показали войну с разных сторон, каждый из них увидел её лик по-своему. Но ни тот, ни другой не погрешил против правды. А вы, в 10 лет прочитав повесть «Сын полка», а в 12 – повесть «Иван», и повзрослеете, и поумнеете, наверное. И станете мужественнее и серьёзнее, надеюсь…

А теперь обратимся к последним страницам книги. Давайте прочитаем главу 12 со слов «Берлин капитулировал 2 мая…» и до конца…

Итак, Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы. Согласитесь, это немало для одиннадцатилетнего мальчика.


  • Давайте, ребята, поразмышляем над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив? Как бы сложилась его судьба? Разумеется, вы должны исходить в своих предположениях из того, что узнали об Иване из повести – о его судьбе, хар-ре, подвиге. (Ответы уч-ся: - Мне кажется…; - Я думаю…; - Можно предположить…)

Ребята, мы закончим наш урок обращением к поэме Павла Антокольского «Сын».

У поэта погиб на войне 18-летний сын. О нем – поэма отца. О его несбывшихся мечтах и надеждах, о трагедии оборванной молодой жизни, о нравственной ответственности всех нас, живых, перед теми, кто не вернулся с войны, - вечная ответственность… (Отрывок читается под «Арию» Таривердиева)



Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,

Красивым, добрым, умным, смельчаком.

Сейчас метель гуляет по лощинам,

Вдоль выбоин, где он упал ничком.



Он ждал труда, как воздуха и корма:

Чертить, мять в пальцах, красить что-нибудь…

Колонки логарифмов, буквы формул

Пошли за ним из школы в дальний путь,

Макеты сцен, не игранных в театре,

Модели шхун, не плывших никуда…

Его мечты хватило б жизни на три

И на три века – так он ждал труда.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.

Прощай, моя молодость, милый сыночек.

Пусть этим прощаньем окончится повесть

О самой глухой из глухих одиночек.


Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный

От света и воздуха. В муке последней,

Никем не рассказанный. Не воскрешенный,

На веки веков восемнадцатилетний.


О, как далеки между нами дороги,

Идущие через столетья и через

Прибрежные те травяные отроги,

Где сломанный череп пылится, ощерясь.


Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолеты туда не летают.

Прощай. Никакого не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.


Мне снится, что ты еще малый ребенок,

И счастлив. И ножками топчешь босыми

Ту землю, где столько лежит погребенных.

На этом кончается повесть о сыне.



(На последнем четверостишии стихает «Ария» Таривердиева. И сначала очень тихо, а потом громче и громче звучит в исполнении Л. Лещенко песня «За себя и за того парня» - один куплет и припев.)


  • Итак, последний, проблемный вопрос сегодняшнего урока: почему мы победили в ВОВ? (Дети отвечают каждый по-своему.)



Обобщение учителя.


Причины нашей победы в ВОВ вы, ребята, определили верно: все сыновья нашей Родины (взрослые и юные) встали на защиту Отечества. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, а со всем народом. Его солдатам порою казалось, что в России стрелял каждый куст и пригорок, опасность таилась за каждым поворотом, у каждого моста, за каждым углом дома, даже в голой степи…

«Идет война народная» - пелось в песне, созданной в первые дни войны. А одолеть наш народ никакой армии не под силу.


Домашнее задание (см. на доске).



Д/з: Письменный ответ на вопрос: «Почему 9 Мая я принесу цветы к подножию памятника на площади?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киосева Елена Николаевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства