Конспект урока литературы "У войны не детское лицо" (по повести В.О. Богомолова "Иван")", 6 класс
Конспект урока литературы "У войны не детское лицо" (по повести В.О. Богомолова "Иван")", 6 класс
Данный урок развивает умение анализировать художественный текст, выражать собственную позицию, воспитывает чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу. Урок призван помочь школьникам осознать, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все тяготы военных дней нести наравне со взрослыми,что война и дети - понятия несовместимые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "У войны не детское лицо" (по повести В.О. Богомолова "Иван")", 6 класс »
Тема урока: «У войны не детское лицо» (по повести В.О. Богомолова
«Иван»).
Цели урока:1. Развитие умения анализа художественного произведения.
2. Формирование умения выражать собственную позицию,
вести диалог.
3. Воспитание нравственных качеств учащихся.
Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и анализ отдельных эпизодов.
Оборудование: портрет писателя, детские рисунки, сочинения учащихся,
фотографии, презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения и мы будем говорить о войне и о тех, кто защищал нашу страну от немецких захватчиков.
3. Вступительное слово учителя.
- Война… какое страшное и ужасное слово. Сколько бед, страданий, слёз принесла она людям. Сколько разрушено городов, сожжено сёл, деревень. А сколько отцов, матерей, братьев, сестёр не вернулось домой. Четыре года шла война. Небольшой срок в жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, утраченному, пережитому мог быть приравнен к десятилетию.
Война от человека требует мужества, стойкости, выносливости, поэтому испокон веков уходили на войну мужчины, оставляя дома своих жён, матерей. Сестёр. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны от мала до велика. Наряду с мужчинами на фронт уходили женщины и даже дети.
Дети и война… Можно ли совместить это? Вот что об этом сказал когда-то поэт А. Твардовский: «Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете».
Трудно не согласиться с поэтом. Не могут, не должны стоять рядом эти слова. Однако тысячи детей лишены были детства, остались сиротами, погибли в это страшное время. Об этом повесть В. Богомолова «Иван», к которой мы сегодня с вами обратимся. А урок наш я так и назвала: «У войны не детское лицо».
Сам В. Богомолов о войне знает не понаслышке. Совсем юным ушёл он на фронт, был десантником и разведчиком, прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, был ранен, награждён орденами и медалями. Поэтому многие его книги о войне.
Повесть «Иван» - первое произведение писателя.
4. Анализ повести «Иван».
(Повесть к уроку прочитана всеми учениками)
Вопросы:
О чём говорит название повести?
Кто такой Иван?
Кто рассказывает нам о нём?
В какой момент мы с ним знакомимся?
Как выглядел Иван?
Прежде чем вы зачитаете его описание, давайте посмотрим на рисунок, сделанный к этому эпизоду. Каким вы видите Ивана?
А теперь зачитайте описание.
Таким увидел его Гальцев, когда Ивана привели к нему. Но вот старший лейтенант внимательно вглядывается в мальчика. Что нового заметил он в его внешности? Зачитайте.
Но ещё не раз внимательные глаза Гальцева остановятся на Иване. Что ещё во внешности мальчика отметит старший лейтенант? Зачитайте.
А вы не заметили одно несоответствие во внешности ребёнка?
А почему у мальчика не детский, угрюмый, сосредоточенный, а порой отчуждённый взгляд?
Расскажите о прошлом Ивана.
- На долю ребёнка выпало много испытаний, за короткое время он многое пережил. Не каждый взрослый человек может такое выдержать. Война никого не щадит, даже детей.
А как ведёт себя Иван во время разговора с Гальцевым? Каким мы его видим? Но прежде чем вы ответите, давайте посмотрим кадры кинофильма «Иваново детство», снятого по этой повести.
5. Просмотр фрагментов фильма.
Но ведь Иван у своих. Чем же объяснить не детский, холодный, сосредоточенный взгляд, угрозу в голосе, ответы сквозь зубы?
Вы сказали, что Иван многое пережил, рано повзрослел. Какое чувство вызывает у него всё пережитое им?
Что по этому поводу говорит разведчик Катасонов, офицер разведштаба Холин, подполковник Грязнов? Зачитайте.
Поэтому Иван ничего не хочет слышать о Суворовском училище. Давайте послушаем разговор Ивана и старшего лейтенанта Гальцева об этом.
6. Инсценировка разговора.
- Вызубрит Иван и о рыбах, и о значении травоядных, и о многом другом, но всё это будет потом, а пока идёт война, он будет помогать взрослым уничтожать врага и приближать победу.
Что делает Иван, чтобы отомстить врагу?
Легко ли Ивану приходится в тылу врага? Почему?
Понимают ли взрослые, что они подвергают опасности ребёнка?
Почему же они всё-таки посылают Ивана в разведку?
Что говорит Холин Гальцеву об этом? Зачитайте.
А как относятся к Ивану Холин, Катасоныч, Гальцев?
- Именно Гальцев прочитает в немецких архивах о гибели Ивана.
7. Чтение документа.
Что поражает вас в этом документе?
Как ведёт себя Иван во время допроса?
Каким же нужно быть человеком, чтобы всё это выдержать?
Ивану всего 12 лет. Почему же тогда его почти никто не называет Ваня?
- Война не детское дело, нона втянула в свой водоворот даже детей. Маленький мальчик стал разведчиком. Он делал взрослую работу на войне. Докажите.
Какое чувство вызывает у вас Иван?
А у автора? Почему вы так решили? Почему же тогда так заканчивается произведение?
А если бы Иван остался жив, то кем бы он стал? Как сложилась бы его жизнь?
-Иван погиб, защищая свою Родину. Это был сильный, мужественный человек, он не боялся смотреть смерти в глаза и делал всё для того, чтобы все мы жили под мирным небом и не знали, что такое война.
- Я знаю, что ваши родственники тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. Об этом вы рассказали в своих сочинениях. Их я поместила на доске. Расскажите о них.
8. Рассказ учащихся о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны.
9. Итог урока
- Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами знали о войне только по книгам, по рассказам ветеранов, по кинофильмам.