Родительское собрание "Адаптация ребенка к школе -радости и трудности"
Родительское собрание "Адаптация ребенка к школе -радости и трудности"
Презентация родительского собрания "Адаптация ребенка к школе - радости и трудности".
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. В своей работе я рассматрию пути преодоления проблем детской адаптации к школе и варианты помощи ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Адаптация ребенка к школе -радости и трудности" »
Задачи собрания:
Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе.
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и испытательным сроком для родителей.
Во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.
Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все Ваши недоработки.
В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, вам родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях .
Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новым видам деятельности, новым нагрузкам.
Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу.
В ответ на новые повышенные требования к организмуу первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на:
усталость,
головные боли,
возникает раздражительность,
плаксивость,
нарушение сна,
снижается аппетит детей и масса тела.
Случаются и трудности психологического характера, такие как, например,
чувство страха,
отрицательное отношение к учебе, учителю,
неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Адаптация:
физиологическая адаптация
психологическая адаптация
личностная адаптация
Физиологическая адаптация
Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь?
Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (это признак утомления), а у некоторых - значительное повышение артериального давления (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают
головные боли,
усталость,
плохой сон,
снижение аппетита,
и другие недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Первый этап – называют « физиологической бурей » или « остройадаптацией» , когда организм бурно реагирует на новые воздействия, тратит все свои ресурсы и даже берет «в долг». В результате в сентябре многие первоклассники болеют. Эта «физиологическая буря» длится обычно 2-3 недели. Это самое тяжелое время для ребенка.
Второй этап называется неустойчивое приспособление , во время которого организм ищет и находит какие-то приемлемые реакции на внешние воздействия. «Буря» постепенно затихает.
На третьем этапе – этапе относительно устойчивого приспособления – организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всех трех фаз в норме обычно составляет 5-6 недель, из которых наиболее сложными являются первые четыре недели. Но у кого-то этот процесс может затянуться надолго, вплоть до конца учебного года.
Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Эти дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Уровни адаптации
Содержание
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
- Занимает в классе благоприятное статусное положение
Дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Средний уровень
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками
Дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Низкийуровень
- Первоклассник отрицательно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Проблемы первоклассников
Трудности, связанные с регуляцией собственной деятельности.
Ребенок неусидчив, учителя отмечают повышенную активность, которая мешает как другим ученикам, так и самому ребенку. В силу своих особенностей такие дети не могут сидеть спокойно на месте и слушать. Они перебивают учителя и одноклассников, вскакивают, отвечают, не дождавшись разрешения учителя.
Медлительные дети. Ребенок не успевает за темпом работы в классе; когда другие уже справились с заданием, такой ребенок только приступает к выполнению или застрял где-то на середине.
2.Эмоциональные и поведенческие проблемы:
Дети не могут влиться в коллектив: не могут наладить отношения с другими ребятами, их отвергают. Впечатление, с которыми они приходят домой, сводятся к обидам и жалобам на других ребят: рассказывают о том, кто их обидел, как обозвали, посмеялись и т.д. Могут жаловаться на учителя: не спросил, оценку не поставил. Такие дети рискуют в итоге стать изгоями в своем классе.
У детей не сформированы навыки самообслуживания: ребенок не может зашнуровать ботинок, завязать шарф, что может вызывать насмешки со стороны других учеников и в результате возникает обида, нарушаются взаимоотношения.
Ребенок «не слышит просьбу». Ученик настолько погружен в собственные мысли или свои дела, что не концентрируется на учителе.
Взаимоотношения с ребёнком в семье.
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка
Положительные эмоцииОтрицательные эмоции
- хвалили - упрекали
- поощряли - подавляли
- одобряли - унижали
- целовали - обвиняли
- обнимали - осуждали
- ласкали - отвергали
- сопереживали - позорили
- улыбались - читали нотации
- восхищались - лишали чего-то необходимого
- делали приятные сюрпризы - шлепали, пороли
- делали подарки - ставили в угол
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
-Как хорошо, что ты у меня есть!
-Ты у меня молодец!
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я очень благодарна тебе.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Несколько советов психолога«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодняне было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .
- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу воспитания решайте без него .
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Уважаемые родители, если вы хотите выяснить, есть ли у Вашего ребенка проблемы с адаптацией в школе , ответьте на вопросы анкеты. Среди данных вариантов ответов выберите тот, который более всего характеризует Вашего ребенка:
Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?
как правило, неохотно;как правило, охотно, с радостью;когда как, затрудняюсь ответить.
как правило, неохотно;
как правило, охотно, с радостью;
когда как, затрудняюсь ответить.
Приспособился ли он к школьному режиму?
пока нет;в целом, да;абсолютно приспособился;затрудняюсь ответить.
пока нет;
в целом, да;
абсолютно приспособился;
затрудняюсь ответить.
Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?
нет;скорее нет, чем да;скорее да, чем нет;да.
нет;
скорее нет, чем да;
скорее да, чем нет;
да.
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
практически никогда;делится иногда;делится довольночасто;делится всегда.
практически никогда;
делится иногда;
делится довольночасто;
делится всегда.
Каков характер этих впечатлений?
преобладают в основном отрицательные эмоции;положительных и отрицательных эмоций примерно поровну;в основном, положительные впечатления.
преобладают в основном отрицательные эмоции;
положительных и отрицательных эмоций примерно поровну;
в основном, положительные впечатления.
Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
помощь нужна всегда;нуждается довольно часто;нуждается иногда;сложно ответить.
помощь нужна всегда;
нуждается довольно часто;
нуждается иногда;
сложно ответить.
Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?
перед трудностями сразу пасует;обращается за помощью;старается преодолеть трудности сам;затрудняюсь ответить.
перед трудностями сразу пасует;
обращается за помощью;
старается преодолеть трудности сам;
затрудняюсь ответить.
Способен ли Ваш ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
самостоятельно этого сделать не может;может, если побудить к этому;как правило, может.
самостоятельно этого сделать не может;
может, если побудить к этому;
как правило, может.
Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?
довольно часто;такое бывает, но редко;такого практически не бывает;затрудняюсь ответить.
довольно часто;
такое бывает, но редко;
такого практически не бывает;
затрудняюсь ответить.
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
нет, не справляется;скорее нет, чем да;скорее да, чем нет;да, справляется.
нет, не справляется;
скорее нет, чем да;
скорее да, чем нет;
да, справляется.
Правило 1
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Чтобы период адаптации для вашего ребенка был менее тревожным и прошел наиболее безболезненно, очень важно помнить и соблюдать несколько рекомендаций:
1 . Создайте благоприятный психологический климат в семье, обязательный интерес всех членов семьи к учебе вашего ребенка, к классу в котором он учиться, к каждому прожитому им школьному дню. Если в классе проводится праздник или вы помогаете его проводить, обязательно ваше присутствие. Ведь дети ждут и не хотят быть разочарованными.
2. Необходимо учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если не чувствуют со стороны взрослых поддержки.
3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии посторонних. Наказание значимо, если:
- оно следует немедленно за поступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
4. Обязательно осуществляйте контроль над ребенком, но не демонстрируйте это. Если он будет видеть, что каждый его шаг контролируется, он не будет приучаться к самостоятельности. Лучше, конечно, если вы все будете делать вместе и обязательно обсуждать проделанную работу.
5. Особенно в первое время для ребенка важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: Вы хвалите не самого ребенка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности (“Посмотри какой красивый овал у этой буквы, а вот хвостик тебе не очень удался”) Нужно найти любую мелочь, за которую можно похвалить – это поможет ребенку поверить в свои силы.
6. Из общения с ребенком уберите выражение “Мне некогда”. Постарайтесь уделять своему малышу хоть немного времени каждый день.
7. На первом месте здоровье наших детей, но не оставайтесь безразличными к учебе вашего ребенка. Не надейтесь, что он справится со всем сам. Не придерживайтесь мнения, что учитель научит всему сам. Без вашей помощи учителю не справиться. Будьте заинтересованы, не бойтесь показаться навязчивыми.
Правила, которые помогут ребёнку в общении:
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Какие необычные проявления ребенка требуют обращения к специалисту .
Страхи (ночные страхи).
Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.
Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.
Ярко выраженная агрессия.
Быть родителем - особое искусство.
Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.