Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, уважение к славным страницам прошлого,преданность своему Отечеству. Дети должны помнить о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родину на рай не променять.»
«Родину на райне променять»
Выполнила: Камагурова Татьяна 10кл
История жизни академика РАЕН, доктора наук Григория Степановича Остапенко из Каменского района Воронежской области во многом объясняет, «с чего начинается Родина» для русского человека, и в чем состоит долг ее сыновей.
Григорий Степанович Остапенко, сержант, связист (1922 – 2008), профессор, академик, доктор технических наук, село Марки Каменского района, Воронежская область
Когда цвели сады
Детство Григория Остапенко прошло в селе Марки Воронежской области. Там в скромной избушке жила их большая, в несколько поколений, семья. Гриша был самым младшим ребенком, поэтому и внимания ему доставалось больше.
–Братья с малых лет брали меня с собой в поле на покос сена, на уборку хлебов и другие работы, – вспоминал он, – Благодаря этому из детства у меня осталось много впечатлений о Доне, пугливых перепелах в густой и высокой траве и других красотах придонского края. Но особой песней по сей день звучит трель соловьев до зари, когда так буйно и одурманивающе сладко цвели сады – об этом можно написать не один рассказ…
До шести лет основным занятием Григория и его чуть более взрослого двоюродного брата был выпас овец. Но брат осенью должен был пойти в школу, и Гришу это немного коробило:
–Мне было завидно, что брат идет в школу, а я остаюсь пасти отару. Я тоже очень хотел учиться...
Родители заметили в мальчике это рвение и отправили его на уроки вместе с восьмилетним братом. Способности к изучению школьных предметов проявились сразу, и Григорий быстро догнал весь класс, а училось в нем сорок человек.
Неизменным было одно – во всех школах по окончании учебного года Григория награждали похвальными грамотами, везде он был передовиком.
Так вышло, что за годы учебы Остапенко сменил пять школ: до четвертого класса он учился в своей родной сельской школе, в которой преподавали на украинском языке, в 1933 году перешел в русскую школу на станции Колено. Затем была Каменская школа №1, девятый класс окончил в Кущевке, а десятый – в городе Ейске. Неизменным было одно – во всех школах по окончании учебного года Григория награждали похвальными грамотами, везде он был передовиком.
Получив аттестат зрелости, Остапенко окончил в Ейске курсы водолазов и устроился на спасательную станцию.
У каждого – своя война
Григорий Степанович о Великой Отечественной так говорил:
–Солдату очень сложно выстроить последовательно события войны, в памяти все не в хронологическом порядке, а в лично пережитом. Эпизоды, которые ты видел своими глазами, в которых принимал участие, сливаются с крупными операциями воедино… – у каждого война, получается, своя.
Весть о нападении гитлеровской Германии на СССР он узнал на работе.
–В первые же дни войны мы со старшим братом вернулись в Марки, – вспоминал фронтовик. – Я отправился в Евдаковский райвоенкомат с заявлением о добровольном призыве в армию. Там было столько народу! И почти все со значками ГТО – «готов к труду и обороне».
Заявление у Григория Степановича приняли через неделю, а в армию призвали только в августе 1941года. Отправили в Воронежскую военную радиошколу.
Остапенко зачислили в 330 стрелковую дивизию. В воспоминаниях Григорий Степанович уточняет, что непосредственно в боевых действиях он участвовал с середины декабря 1941 года. Сначала – в составе воинских частей Западного фронта, которым командовал маршал Жуков, а затем – Второго Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. И в первом же боевом столкновении он чуть не угодил в плен:
–Наша дивизия теснила врага юго-западнее Кирова. Из-за несогласованности действий нашего командования немецкие танки прорвали оборону. Меня и моего напарника спасла река Болва – нам удалось уйти через ее пойму.
Остапенко - верхний ряд, по центру
Летом 1942 года командование поставило перед Остапенко весьма творческую задачу. Рассказывает сам ветеран:
–Я был направлен в авиационный полк, которым командовала известная летчица Вера Ломако (знаменитые «ночные ведьмы» - ред.). От нас требовалось обеспечить радиосвязью самолеты ПО-2. С помощью имеющихся в нашем расположении радиостанций РБС трудно установить связь на земле, особенно в окопах, поскольку для их метровых волн деревья и кусты создавали непреодолимые радиотени. А связь «воздух-земля», как нам казалось, решала эту проблему.
Война, несмотря на весь ее трагизм, создавала, тем не менее, многие яркие моменты. Помимо работы с «ночными ведьмами» для Остапенко такими стали последние месяцы войны.
–В составе 32 полка связи, обслуживающего штаб 2-го Белорусского фронта под командованием К.К. Рокоссовского, мы продвигались в направлении Эльбы, - писал Григорий Степанович. – А 8 мая в 11 утра радист, знавший английский язык, сообщил нам, что все радиостанции союзников передают сообщения о безоговорочной капитуляции Германии. Но наша главная радиостанция не подтверждала эту информацию в течение всего дня. И только в два часа ночи 9 мая Москва сказала: «Войне – конец!» Самые счастливые и неповторимые минуты!
Григорий Остапенко настраивает радиостанцию А-7
Мои университеты
Григорий Остапенко демобилизовался в конце 1946 года. Вернулся в родное село, пару лет поработал в колхозе и Евдаковском райпромкомбинате. А в 1948 году решил поступить в Ленинградский электротехнический институт. После его окончания он вернулся в родную Воронежскую область и посвятил себя науке и поэзии.
Работал в Воронежском техникуме железнодорожного транспорта, Всесоюзном заочном институте инженеров транспорта, Воронежском государственном политехническом институте. На пенсию он уже уходил профессором, доктором технических наук, академиком Российской академии естественных наук и автором более 300 научных работ и 30 изобретений.
В своей насыщенной научной и преподавательской деятельности Григорий Степанович всегда находил время для поэзии. Он выпустил 12 сборников стихов, в которых нашли отражение и впечатления из детства, и военные годы, и студенческие, и современность.
Умер в возрасте 85 лет, 7 июня 2008 года. Похоронен в Воронеже.
Друг и сослуживец, писатель Борис Стукалин в одной строчке выразил всю суть его поэтических сборников: «О чем бы ни писал Григорий Остапенко, он всегда остается предельно искренним человеком, для которого Родина превыше всего»: