kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование правовых знаний учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное демократическое и правовое государство призваны обеспечить верховенство закона и гарантировать права, свободы и равенств граждан. В то же время состояние общества характеризуется  негативными тенденциями; размытость и устранение из жизни общества значимых личностных норм и ценностей, проявление девиантного поведения подростков приводит к росту правонарушений.

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса.Для того, чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразии политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая  позиция.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование правовых знаний учащихся" »

Личностно-правовые ценности Социально-экономические ценности Право на жизнь Возможность трудиться; Безопасность труда; Социальная защита; Забота о здоровье; Благоприятная окружающая среда; Получение образования. Культурные ценности Политические ценности

Личностно-правовые ценности

Социально-экономические ценности

  • Право на жизнь
  • Возможность трудиться;
  • Безопасность труда;
  • Социальная защита;
  • Забота о здоровье;
  • Благоприятная окружающая среда;
  • Получение образования.

Культурные ценности

Политические ценности

  • Литературное, художественное, научно-техническое творчество;
  • Участие в культурной жизни общества;
  • Овладение правовой культурой.
  • Управление делами государства;
  • Участие в общественных организациях.
Министр культуры Латыфская Эльвина Министр по связям с общественностью Актаубаева Аида Министр образования Рахманкулов Азиз Министр спорта Аминов Данияр Президент Дуйсенби Ерасыл Министр труда Чиркова Валерия Министр печати Айбулова Жанар

Министр культуры

Латыфская Эльвина

Министр по связям с общественностью

Актаубаева Аида

Министр образования

Рахманкулов Азиз

Министр спорта

Аминов Данияр

Президент

Дуйсенби Ерасыл

Министр труда

Чиркова Валерия

Министр печати

Айбулова Жанар

На первом этапе  учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт. На втором этапе  учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни . Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу: На третьем этапе  учитель организует работу в группе. Это важно Это вызывает сомнение Есть вопрос

На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт.

На втором этапе учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни . Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу:

На третьем этапе учитель организует работу в группе.

Это важно

Это вызывает сомнение

Есть вопрос

В результате коллективной деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют обобщенное мнение группы - коллективный вердикт. Учитель организует выступление групп и фиксирует все предложения в графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение». В результате учащиеся принимают решение. Оно может выглядеть так: Мы, ученики 8-го «Б» класса, обсудили «Правила школьной жизни» и решили …

В результате коллективной деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют обобщенное мнение группы - коллективный вердикт.

Учитель организует выступление групп и фиксирует все предложения в графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение». В результате учащиеся принимают решение.

Оно может выглядеть так: Мы, ученики 8-го «Б» класса, обсудили «Правила школьной жизни» и решили …

Правила школьной жизни   С этими правами и обязанностями мы не согласны  Не вызывает возражений    У нас есть предложения Обязанность родителей регулярно посещать родительские собрания   Это непонятно, возникает вопрос  Право учащихся на информацию о критериях выставления оценки Право учащихся на свободное выражение своего мнения  Обязанность учащихся действовать справедливо. Обязанность учащихся соблюдать режим работы школы, порядок и дисциплину

Правила школьной жизни

С этими правами и обязанностями мы не согласны

Не вызывает возражений

У нас есть предложения

  • Обязанность родителей регулярно посещать родительские собрания

Это непонятно, возникает вопрос

  • Право учащихся на информацию о критериях выставления оценки
  • Право учащихся на свободное выражение своего мнения
  • Обязанность учащихся действовать справедливо.
  • Обязанность учащихся соблюдать режим работы школы, порядок и дисциплину

  • Дополнить право учащихся на создание самостоятельных объединений для выражения и защиты своих интересов словами .
Правила школьной жизни   С этими правами и обязанностями мы не согласны  Не вызывает возражений   У нас есть предложения Право родителей на участие в управлении школой. Право на оказание посильной материальной помощи школе Обязанность родителей защищать права ребенка. Обязанность родителей выполнять решения органов, регулирующих деятельность школы Право учителей на защиту от излишнего неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей Обязанность учителей уважать мнение родителей Обязанность учителей соблюдать единые требования  Это непонятно, возникает вопрос

Правила школьной жизни

С этими правами и обязанностями мы не согласны

Не вызывает возражений

У нас есть предложения

  • Право родителей на участие в управлении школой.
  • Право на оказание посильной материальной помощи школе
  • Обязанность родителей защищать права ребенка.
  • Обязанность родителей выполнять решения органов, регулирующих деятельность школы
  • Право учителей на защиту от излишнего неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей
  • Обязанность учителей уважать мнение родителей
  • Обязанность учителей соблюдать единые требования

Это непонятно, возникает вопрос

Прием «шесть шляп мышления» Форма организации работы:  групповая или индивидуальная. Предварительная работа:  учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя, красная, зеленая. (Шляпы можно заменить карточками или значками.) Вариант использования приема по теме «Выборы президента класса»

Прием «шесть шляп мышления»

Форма организации работы: групповая или индивидуальная.

Предварительная работа: учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя, красная, зеленая. (Шляпы можно заменить карточками или значками.)

Вариант использования приема по теме «Выборы президента класса»

На первом этапе  учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику) выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание: - белый — нейтральная позиция: группа (или учащийся) говорит о главных идеях, программы кандидаты в президенты класса;

На первом этапе учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику) выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание:

- белый — нейтральная позиция: группа (или учащийся) говорит о главных идеях, программы кандидаты в президенты класса;

  • черный — позиция «против»: группа (или учащийся) говорит об ошибках и противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в программе);
  • желтый — позиция «за»: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из программы кандидата в президенты класса;
  • синий — позиция «размышления»: в чем сущность события, свидетелями которого они стали;
  • красный — позиция «отношения», эмоций: высказывается свое отношение к изложенной программе;
  • зеленый — позиция «творческая»: как можно развить идею, как можно использовать то, о чем написано в программе, что можно изменить, улучшить.
Затем на втором этапе учитель организует выступления ребят в следующей последовательности:

Затем на втором этапе учитель организует выступления ребят в следующей последовательности:

В результате реализации описанных приемов у учащихся появляется ответственность за выполнение взятого на себя задания за организацию работы группы. У ребят формируется терпимость по отношению к окружающим. Кроме того, учащиеся умеют высказывать и обосновать свою точку зрения. У них вырабатывается навык внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточна аргументирована. Таким образом, используемые приемы позволяют создавать условия не только для формирования правовой культуры, но и для сохранения психического или интеллектуального здоровья учащихся.

В результате реализации описанных приемов у учащихся появляется ответственность за выполнение взятого на себя задания за организацию работы группы. У ребят формируется терпимость по отношению к окружающим.

Кроме того, учащиеся умеют высказывать и обосновать свою точку зрения. У них вырабатывается навык внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточна аргументирована.

Таким образом, используемые приемы позволяют создавать условия не только для формирования правовой культуры, но и для сохранения психического или интеллектуального здоровья учащихся.

Интерактивная игра

Интерактивная игра

Психологический настрой (встать в круг лицом внутрь, очень тесно друг к другу, затем положить руки на плечи друг другу  и произнести:
  • Психологический настрой (встать в круг лицом внутрь, очень тесно друг к другу, затем положить руки на плечи друг другу и произнести:

Мир начинается с тебя

Об этом помни

В тебе живет цветок добра –

Его не скомкай

Взрости его сквозь ложь обид

И слез ненастья

И подари ему свою любовь и счастье

И чудо ты взрасти

На благо людям

Одаришь радостью сполна

Тех, кого любишь

Всё, что сегодня приобрел

Возьмешь ты завтра

Мир начинается с тебя

И это правда

В повседневной жизни, на уроках в телевизионных передачах вам часто встречается слово дебаты.  - Когда вы слышите это слово, какие ассоциации у вас возникают? Посмотрите на слова ассоциации и попытайтесь дать определение слову «Дебаты». Давайте проверим правильность определения.
  • В повседневной жизни, на уроках в телевизионных передачах вам часто встречается слово дебаты.

- Когда вы слышите это слово, какие ассоциации у вас возникают?

  • Посмотрите на слова ассоциации и попытайтесь дать определение слову «Дебаты».
  • Давайте проверим правильность определения.
Дебаты - прения, обсуждение вопроса.  (словарь Ожегова) Сегодня наше занятие пройдет в форме игры. Нам пригодится умение вести дебаты. Давайте составим алгоритм ведения дебатов: - На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается все люди делятся по своим психическим свойствам на 2 группы, верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз.

Дебаты - прения, обсуждение вопроса.

(словарь Ожегова)

Сегодня наше занятие пройдет в форме игры. Нам пригодится умение вести дебаты. Давайте составим алгоритм ведения дебатов:

- На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается все люди делятся по своим психическим свойствам на 2 группы, верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз.

Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу. Его духовные возможности незначительны, интеллект очень низкий. Обладатель голубых глаз – «цвет общества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытиям и срочно заняться переустройством их жизни. У нас уже есть 2 группы, а теперь определим их руководителей. Теперь нам необходимо определиться кто будет кареглазым, кто будет голубоглазым (капитаны тянут жребий).

Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу. Его духовные возможности незначительны, интеллект очень низкий.

Обладатель голубых глаз – «цвет общества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытиям и срочно заняться переустройством их жизни.

У нас уже есть 2 группы, а теперь определим их руководителей. Теперь нам необходимо определиться кто будет кареглазым, кто будет голубоглазым (капитаны тянут жребий).

По поводу приемлемости изданных «голубоглазыми» законов (голубоглазые зачитывают законы, придуманные ими. «Кареглазые» оспаривают или соглашаются. Взаимодействие между учащимися построено по принципу огона – соревнование, когда одна сторона предлагает а другая выражает свое отношение выражением одобрения или согласия)

По поводу приемлемости изданных «голубоглазыми» законов (голубоглазые зачитывают законы, придуманные ими. «Кареглазые» оспаривают или соглашаются. Взаимодействие между учащимися построено по принципу огона – соревнование, когда одна сторона предлагает а другая выражает свое отношение выражением одобрения или согласия)

  • Пришли ли вы к единому мнению?
  • Изменилась ли ваша точка зрения о правильности устройства такого общества?
  • Давайте вернемся к алгоритму ведения дебатов.
  • Утверждали?
  • Отрицали?
  • Приводили аргументы и доказательства?
  • Кто же из вас догадался, какова тема нашего классного часа?
  • Равноправие
Коллективная работа. Предлагаю построить дом, который удовлетворял бы «голубоглазых» и «кареглазых». (Каждая команда получает одинаковый строительный материал – полоски со словами: «Конституция», «зависть», «ненависть», «дружба», «порядок», декларация прав человека», «конвенция о правах ребенка», «справедливость», «гражданство», «толерантность», «защита», «война», «счастье», «радость», «честность», «горе», «равноправие», «дискриминация».

Коллективная работа.

Предлагаю построить дом, который удовлетворял бы «голубоглазых» и «кареглазых». (Каждая команда получает одинаковый строительный материал – полоски со словами: «Конституция», «зависть», «ненависть», «дружба», «порядок», декларация прав человека», «конвенция о правах ребенка», «справедливость», «гражданство», «толерантность», «защита», «война», «счастье», «радость», «честность», «горе», «равноправие», «дискриминация».

  • Подумайте что вы заложите в фундамент дома? Из чего построите стены? Что будет служить крышей? А что бы вы сожгли в огне?
- Почему именно эти слова легли в основание вашего дома? - Какой строительный материал вы не использовали?

- Почему именно эти слова легли в основание вашего дома?

- Какой строительный материал вы не использовали?

  • Посмотрите пожалуйста на оба дома .
  • Как вы думаете случайно ли это получилось или в этом есть какой-то скрытый смысл?
  • Ребята, что на ваш взгляд, говорит о долговечности ваших домов?
Ребята, что на классном часе было самым главным для каждого из вас? Что из услышанного вам пригодится в жизни? Изменилась ли ваша точка зрения на обсуждаемую на классном часе проблему?
  • Ребята, что на классном часе было самым главным для каждого из вас?
  • Что из услышанного вам пригодится в жизни?
  • Изменилась ли ваша точка зрения на обсуждаемую на классном часе проблему?
Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся/ М.С.Завьялова// Современные технологии образования: сборник науяных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. Красноярск: КГУ, 2006. – с. 30-45.
  • Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании/ А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов – Тольятти: Издательство Фонда “Развитие через образование”, 1999. – с.38.
  • Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов// Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – с.70-72.
  • Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся/ Внимание “Опыт” // Практика административной работы в школе. -2003 - №3 – с.54-58.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Формирование правовых знаний учащихся"

Автор: Анока Алла Петровна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_pravovogho_prostranstva_pravovoi_kul_tury_i_pravosoznaniia_shkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "470336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526834024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правовое воспитание на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(49) "pravovoe_vospitanie_na_urokakh_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "647910"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711362932"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование правовой культуры старшеклассников средствами внеучебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(92) "formirovaniie-pravovoi-kul-tury-starshieklassnikov-sriedstvami-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "254976"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447849052"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "прикладной курс " Основы правовых знаний""
    ["seo_title"] => string(35) "prikladnoikursosnovypravovykhznanii"
    ["file_id"] => string(6) "295989"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455898370"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Неделя правового воспитания в школе-интернате"
    ["seo_title"] => string(54) "niedielia-pravovogho-vospitaniia-v-shkolie-intiernatie"
    ["file_id"] => string(6) "262696"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449403837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства