1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель : «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Проблемы российского образования
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
в умении работать с информацией;
в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Стандарты -общественный договормежду семьей, обществом и государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояние
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!
СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, аЦЕЛЕВОЙ,ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ,РАЗВИВАЮЩИЙ!
НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами
ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий
ФГОС: новый образовательный результат
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные
Метапредметные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться
межпредметные понятия
соц. компетентности,
основы российской гражданской идентичности,
саморазвитие,
мотивация
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных знаний
системазнаний – основа научной картины мира
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
Какой требовался результат?
«Хорошее прошлое
положительно опасно,
если делает нас
удовлетворенными
настоящим и,
следовательно, не
готовыми к
будущему»
Чарльз В. Элиот
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности »
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организоватьДЕЯТЕЛЬНОСТЬучеников:
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогрессв личностном развитии
умениерешать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача–
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
формирование универсальных способов действий
Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
задания на самопроверку результата, оценку и, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»)
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль и взаимооценка;
задания, на оценку, прикидку и прогнозирование результата
задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.
Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ
Предмет оценки
Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых
для продолжения образования.
Итоговая оценка
Результаты
итоговых работ
Результаты
промежуточной аттестации
обучающихся
Уровень освоения основных
способов действий в отношении
к опорной системе знаний,
необходимых для обучения
на следующей ступени образования.
Динамика
индивидуальных
образовательных достижений,
продвижение в достижении
планируемых результатов
Портрет выпускника начальной школы
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Примерный учебный план ООО
Предметные области
Учебные предметы
Филология
Vкласс
Русский язык, литература, иностранный язык
Математика и информатика
11 часов
Математика
Общественно-научные предметы
5 часов
История, обществознание, география
Основы духовно-нравственной культуры
4 часа
Естественно-научные предметы
Искусство
Биология
1/0 часа
1 час
Музыка, ИЗО
Технология
2 часа
Технология
Физкультура и ОБЖ
2 часа
Физическая культура
Итого:
3 часа
Часть, формируемая ОУ
28,5 часов
Максимально допустимая недельная нагрузка
3,5 часа
32 часа
Реализация нового стандарта
в среднем звене осуществляется через курс Самоопределение (V – IX классы)
Что такое самоопределение?
это сложный многоэлементный процесс соединения общественных и личных потребностей, обеспечивающий успешное развитие и саморазвитие ребенка
Цель курса
Создание условий для развития у подростков способности к самоопределению в учебной и внеучебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи
Обеспечить развитие представлений о ценности самоопределения в учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности в соответствии с возрастными возможностями подростка;
Расширить круг знаний и умений подростков, необходимых для успешного освоения навыков самоопределения ;
Раскрыть особенности организации процесса самостоятельного развития у учащихся 11–13 лет;
Способствовать выработке начальных навыков профессионального самоопределения
Курс подразумевает разнообразную проектную деятельность
Vкласс
«Я - пятиклассник»
«Я - великий маг»
«Машина времени»
«Я - великий исследователь»
Изменение условий воспитательного процесса
Расслоение общества по обеспеченности и образованности