Программа воспитательной деятельности "Будущее начинается сейчас" 5-9 класс
Программа воспитательной деятельности "Будущее начинается сейчас" 5-9 класс
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности "Будущее начинается сейчас" 5-9 класс»
Программа воспитательной деятельности
для 5 – 9 класса
«Будущее начинается сейчас »
Пояснительная записка
Современная ситуация характеризуется множеством изменений в сфере образования: меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Средний школьный возраст (12 – 16 лет) - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации. Всё это осуществляется вместе с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа рассчитана на период 2013-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.
Цель и задачи программы воспитания
Приоритетом программы воспитания «Дорога в будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать индивидуальные творческие способности учащихся
формировать гражданско-патриотические качества личности
воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
формировать культуру здоровья
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать « Я-концепцию», нравственные качества личности
воспитывать чувство уважения к родителям, семье
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
посещение театров и музеев, выставок
воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы:
Программа осуществляется:
через аналитическую и диагностическую деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
через сотрудничество с детскими общественными организациями
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ДК);
Методы:
научно-исследовательский;
метод критического мышления;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия.
Диагностический этап – сентябрь-октябрь 2013 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)
Основной этап – 2013-2017 годы (5-8 классы)
Обобщающий – 2017-2018 уч.год (9 класс)
В каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и проблемам, возникающим в период реализации программы
Виды и формы работы по реализации Программы
Формы внеурочной работы подбираю различные, стараюсь избегать однообразия в делах, использовать что-то новое, оригинальное.
Познавательная деятельность:, серия классных часов «Моя семья», «Я - гражданин», «Мир моих увлечений», «Спорт в моей судьбе», создание видео и фото-летописи класса, классные часы и т.д.
Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.
Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, украшение школы, творчества и т.д.
Художественно-творческая деятельность: вечер художественной самодеятельности, участие в различных выставках, новогодний калейдоскоп, осенний бал, и т.д
Деятельность свободного общения: поездки-экскурсии, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.
Ожидаемые результаты и способы их определения:
На первом этапе развития личности 5–6 класс:
сплоченность коллектива;
лидерские качества;
На втором этапе развития личности 7–9 класс:
способность включения в работу;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
способность к выполнению намеченных целей;
формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребности общества.
Мониторинг реализации программы
Показатели и индикаторы
Методы сбора
информации
Периодичность сбора информации
1.
Качество усвоения учебных программ
- Проверка дневников учащихся.
- Посещение уроков.
- Беседы с педагогами класса.
- Еженедельно
2.
Состояние здоровья учащихся:
- психическое
- соматическое
- социальное
- Учет пропусков уроков учащимися по болезни.
- Работа с медицинскими справками.
- Анкетирование.
- Ежедневно
- Раз в неделю
- Раз в четверть
3.
Удовлетворенность учащихся, родителей процессом
- Беседы с родителями и учащимися.
- Анкетирование родителей и учащихся.
- Раз в четверть
Основные принципы программы воспитания «Будущее начинается сейчас».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы, выражающие отношения классного руководителя и учащихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать.
Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества.
Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества.
Основные программные мероприятия
Программа воспитательной работы основана на 5 основных направлениях, влияющих на развитие личности ребенка:
Россия – моя страна
Культура других стран и народов (толерантность)
Образование (основное, дополнительное, самообразование)
Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)
При этом каждое направление реализуется в одной или нескольких темах:
«Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)
Данная тема в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
Виды мероприятий:
конкурсы и олимпиады
классные часы
беседы
анкетирование
тестирование
диспуты
встречи с интересными людьми
экскурсии
«Моя Родина». (Россия – моя страна, культура других стран и народов)
Тема соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Это одна из ведущих тем, т.к. воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков является довольно эффективным
Виды мероприятий:
родительские собрания
лекции
беседы
тестирование
консультации
посещение семей
классные часы, беседы, диспуты
экскурсии, выезды
фестивали
праздники
конкурсы и балы
викторины
«Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)
Данная тема соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Виды мероприятий:
спортивные соревнования
беседы
походы
участие в мероприятиях по здоровьесбережению
«Мир прекрасного» (культура досуга, культура других стран и народов, Россия – моя страна) - тема соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Виды мероприятий
тематические классные часы
мероприятия, конкурсы, фестивали
экскурсии в музеи
«Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)
Данная тема подразумевает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Виды мероприятий
организация КТД
классные часы
Работа с родителями
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.Педагогическая мастерская - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Индивидуальные собеседования.
На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями. Во время собеседования можно отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания.
Родительские собрания, проводимые детьми
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно.
Тренинг— это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги - эффективное средство развития общения, преодоления внутрисемейных конфликтов, установления позитивных отношений.
Способы и формы определения результатов
Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива
Задачи:
провести психолого-педагогическое обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
провести обследование стадии развития классного коллектива
проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик).
По результатам работы составляется «Психологический портрет» каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:
выявление имеющихся ресурсов
постановка цели на предстоящий учебный год;
определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
Мероприятия:
Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
Анкетирование и тестирование учащихся
1. Изучение личности школьников
Анкетирование учащихся:
Опросник Айзенка.
Экспресс-методика характеристических особенностей личности.
2. Изучение классного коллектива:
Анкетирование
Социометрия.
Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
Уровень воспитанности и самооценки класса.
Основной этап:
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.
Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.
Цель: Вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Основные задачи:
Формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
Формирование культуры общения у родителей;
Оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
Выработка совместных требований к ученику;
Вовлечение родителей в воспитательный процесс:
Создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Виды взаимодействия учителя и родителей:
Учебная деятельность
Познавательная деятельность
Общественно – полезная деятельность
Творческая деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Экологическая деятельность
Обобщающий этап
Цель: обобщить результаты, показанные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы.
На обобщающем этапе планируется проводить отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям, делать сравнительный анализ.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Будущее начинается сейчас» целесообразно использовать следующие критерии:
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
Уровень воспитанности;
Сформированность ценностных отношений учащихся;
Формирование мотивации к обучению;
Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с учащимися;
наблюдения;
интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
Активная гражданская позиция.
Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Творческий подход к любым видам деятельности.
Коммуникабельность, умение общаться.
Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
Мониторинг эффективности программы.
Показатели
Методики изучения
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:
1. Освоение учащимися образовательной программы
2. Развитость мышления
3. Познавательная активность учащихся
4.Сформированность учебной деятельности.
.Тест интеллектуального развития
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
Педагогическое наблюдение.
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:
1. Нравственная направленность личности
2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
Методика "Репка" ("Что во мне выросло")
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:
1. Коммуникабельность
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
Сформированность классного коллектива
1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
2. Развитость самоуправления
3.Сформированность совместной деятельности
Социометрия
Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).
План-график реализации программы
Гражданско-патриотическое воспитание
«Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№
Тема
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
5 класс
1 "Я ребенок – я гражданин".
2 "Символы государства".
3 «Праздник Народного единства»
4 Мы составляем наш автопортрет. 5 "История Отечества - история Урала". 6 «Аты - баты! Стань солдатом!» 7 «Ему было всего 19»
(посвящается погибшим в Афганистане)
8 «Люди мира, на минуту встаньте!» 9 «У войны — не женское лицо».
классный час с презентацией
классный вечер
анкетирование
классный час
беседа с презентацией
классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
6 класс
1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная 2 «Знаменательные события, известные люди в истории Урала». 3 «Этих дней не смолкнет слава!» 4 «Символика России». классный час: своя игра 5 «Я и мой класс». 6 "Защитник Отечества — каков он?"
7 "День защитников Отечества".
8 «Новый закон на защите детства» (О Законе 1539-КЗ). 9 "Живая память" (посвящается погибшим в ВОВ
композиция с презентацией
беседа
беседа
диагностический тест
праздник
классный час с презентацией
классный час с презентацией урок-презентация
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
7 класс
1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!".
2 Игра "Счастливый случай". 3 "Горжусь тобой, моя Россия".
4 «Поговорим об ответственности». правовая беседа с презентацией 5 «Всему начало - отчий дом». 6 «Закон, по которому мы живём».
7 «Семейная летопись». 8 «Поле русской славы. Куликово поле».
классный час классный час
урок
гражданственности и патриотизма (с презентацией)
классный час
классный час с презентацией классный час
классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
8 класс
1 "Я ребенок – я гражданин". классный час 2 "Всероссийский классный час».
3 "Я имею право на…”
4 «Афганистан – наша память и боль».
5 «Конституция – закон жизни».
6 "На войне детей не бывает".
7 "Идут по войне девчата".
8 "Великая Отечественная война
классный час
классный час с презентацией
дискуссия
классный час с презентацией
классный час с презентацией классный час с презентацией историко-литератур-
ная композиция
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
9 класс
1 «Через века, через года помните…»
2 «Знай и люби свой край
3 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах).
4 «Именем святой Екатерины».
5 Мы – русские, мы – россияне».
6 День воина-интернационалиста. 7 "Человек и закон".
8 «О любви и войне».
урок мужества
классный час с презентацией
классный час
игра «Колесо истории» классный час классный час
деловая игра
литературно-музыкаль
ная композиция
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
№
Тема
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
5 класс
1 День памяти жертвам Беслана.
2 "По каким правилам мы живём?” «Уроки нравственности».
3 "Человек – сам себе враг?”
4 «Наш класс. Законы жизни». 5 «Отношение к школе и её имуществу».
6 "Праздник мам". 7 «Он первый. День космонавтики.
8 «Семейная летопись».
беседа Анкетирование
"Уроки нравственности”
беседа беседа
праздник
классный час
классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
6 класс
1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. 2 "Нет уз святее товарищества”. "Уроки нравственности”. 3 "Человек среди людей”. "Уроки нравственности”. 4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» 5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». 6 «Дом без одиночества».
7 «Весенний калейдоскоп».
8 «Мои права и обязанности».
Диагностика духовных ценностей учащихся.
Практикум
Беседа
Беседа
классный час с презентацией
праздник, посвящённый 8 марта классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Классный руководитель
Учащиеся класса
7 класс
1 "Что такое культурный человек?”
2 "Что такое интеллигентность?”
3 "Сам себя воспитать должен”.
4 "Сладкая жизнь."
5 «Как научиться управлять собой». 6 «Я и учитель». 7 «Мы составляем наш автопортрет». 8 День памяти воинской славы.
"Уроки нравственности”
"Уроки нравственности” "Уроки нравственности” КВН, посвящённый 8 марта классный час
Диспут
Беседа
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
8 класс
1 "Внешний облик – внутренний мир”. 2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. 3 "Человек и его судьба”.
4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».
5 «Есть ли у юных идеалы?!» 6 «Умеем ли мы общаться?»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
№
Тема
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
5 класс
1 «Как растения показывают погоду и время». 2 «Берегите эти земли, эти воды».
3 «Загадки осени». 4 "Эти забавные животные”. 5 «Охрана и использование животного мира». 6 "Природа нашего края”. 7 «Мир вокруг нас».
8 «Моё место в природе».
классный час с презентацией
классный час с презентацией беседа
классный час с презентацией
беседа
классный час праздник
беседа
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Классный руководитель
Учащиеся класса
6 класс
1 Конкурс знатоков природы.
2 «Электрические станции на службе человека». 3 «Экология». 4 «В защиту матери-земли».
5 «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя».
6 «В мире животных».
7 «Береги лес от пожаров». 8 «День воды».
игровая программа классный час с презентацией
классный час
классный час
классный час
КВН классный час
внеклассное занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
7 класс
1 «И я – природа» 2 «Экологическая тропа».
3 «Осень в лесу».
4 «Чернобыльская катастрофа».
5 «Цветы в жизни человека».
6 «Планета заболела». 7 «Знаешь ли ты деревья?». 8 «Глобальный экологический кризис».
Беседа
заочное путешествие по заповедникам
классный час с презентацией урок памяти классный час конкурс плакатов
игра-лото
Беседа
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
8 класс
1 «Робинзонада с растениями».
2 «Зелёная жемчужина». 3 «Птичьи разговоры». 4 «Тайна старого леса». 5 История возникновения и развития экологии. 6 "Оранжерея на окне». 7 "Жизнь под угрозой"
8 "Колобок на новый лад"
9 "Цветы в легендах и преданиях"
классный час с презентацией беседа
КВН
классный час
беседа
классный час
внеклассное мероприятие игровая экологическая программа классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
9 класс
1 «Нет дерева сердцу милее»
2 Экскурсия в природу. 3 «Что? Где? Когда?»
4 Цивилизация - начало борьбы с природой. 5 "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир”
классный час, (Экологическая пьеса о лесе) классный час деловая игра
классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Классный руководитель
Учащиеся класса
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни». Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
№
Тема
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
5 класс
1 «Здоровье – бесценное богатство». 2 «О вкусной и здоровой пище». 3 «В здоровом теле…».
4 «Правила дорожные знать каждому положено». 5 Соблюдение правил техники безопасности. 6 «Урок здоровья». 7 «Умелые пожарные».
8 «Большие гонки». 9 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.
Беседа
классный час с презентацией спортивное мероприятие ролевая игра
дискуссия
ролевая игра
классный час с презентацией соревнование
цикл бесед
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
7 класс
1 "Спортивное казино".
2 "Берегите жизнь". 3 «Причины суицида среди подростков» 4 «Человек и наркотики».
5 «Вместе мы сильнее наркомании». 6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. 7 «Как уберечься от гриппа?»
8 «Биологические добавки».
игровая программа спектакль
беседа
классный час с презентацией диспут
цикл бесед
классный час классный час с презентацией
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Классный руководитель
Учащиеся класса
8 класс
1 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». 2 «Не пей, Митя».
3 Проблема наркомании. 4 Стресс в нашей жизни.
5 «Спид – болезнь 21 века». 6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед 7 «Коктейль здоровья».
классный час с презентацией
театрализованное представление. тренинги
беседа
Цикл бесед
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Классный руководитель
Учащиеся класса
9 класс
1 День борьбы со СПИДом. 2 «Наследственные болезни».
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. 4 «Дорожные приключения».
5 «Быть здоровым – жить в радости». 6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». 7 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».
классный час
классный час с презентацией цикл бесед
классный час
классный час
Сказка на новый лад
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
№
Тема
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
5 класс
1 "Слава рукам золотым!"
2 «Мой дом – наведу порядок в нём» 3 «Без труда ничего не даётся»
4 «Мои обязанности в семье» 5 "Мамина помощница”
6 "О лени и лентяях”. 7 "Книжкин праздник”
устный журнал классный час
классный час с презентацией беседа
праздник классный час
десант в школьную библиотеку
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Классный руководитель
Учащиеся класса
6 класс
1 Беседы о профессиях.
2 «Волшебный узелок» 3 «Берегите нашу Землю». 4 "Об аккуратности” 5 "В поисках будущей профессий» 6 "Дежурный по школе»
классный час с презентацией Выставка
Субботник
беседа
классный час
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Апрель
Классный руководитель
Учащиеся класса
7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности.
2 "Труд в нашей жизни” 3 Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" 4 Участие в субботниках. 5 «Его величество – Хлеб» 6 "Я в мире профессий" 7 «Подари книге вторую жизнь»
Классный час с презентацией беседа
классный час
классный час
классный час
акция
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём». 2 "Разделение труда. Классификация профессий". 3 «День Земли». 4 "Путешествие в Город мастеров".
5 "Сто дорог — одна твоя". 6 Трудовые десанты.
классный час
классный час
участие в субботниках
классный час с презентацией
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» 2 «Профессии. Которые мы выбираем» 3 «Чем пахнут ремёсла»
4 "Я в водители пошел..." 5 "Новое время — новые профессии"
6 "Профессия моих родителей"
7 Трудовые десанты
классный час
классный час
классный час с презентацией классный час
классный час с презентацией
классный час
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Апрель
Май
Классный руководитель
Учащиеся класса
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
Обработка документации по работе с детьми девиантного поведения
5-9
В течение года
Соц.педагог
8.
Анкетирование «Что я знаю о своих правах»
6-9
октябрь
Классный руководитель
Работа с родителями
1.
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей
5-9
В течение года
Классный руководитель
2.
Повышение педагогической культуры родителей
5-9
В течение года
Классный руководитель
Ресурсное обеспечении программы
Кадровый состав: администрация, учителя – предметники, классный руководитель, учащиеся, родители, учреждения дополнительного образования, социальный педагог, психолог.
Материально – техническая база.
Компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, интернет-ресурсы, библиотека классного руководителя, школьная библиотека
Список используемой литературы.
Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2003г.
Л.Ю.Кобелева. Дневник профессионального самоопределения «Я и моя будущая профессия». Портфолио: раб.тетрадь для учащихся 7-9 кл. Челябинск: Издательство «СИМАРС», 2008. – 64с.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
Маленкова Л.И.. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. – 227с.
Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Швырёва. М.,1991г.
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.
Классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе под ред. Степанова Е.Н., Александровой М.А. - М., Творческий центр «Сфера»,2006г.
Щуркова Н.Е. Классный час: поговорим о жизни…Материалы для воспитателей и классных руководителей- М., Аркти, 2005г.
Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса (5-8 кл.). Методкнига классному руководителю.- .М.2006г.
Дериклеева Н.И.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Методкнига классному руководителю.- .М.2005Спутник классного руководителя .5-7кл.,8-9 кл.,10-11кл. –Волгоград. Учитель
Данный классный коллектив состоит из26 учащихся. В классе 11 девочек и 15 мальчиков. Многие ученики обучаются в данной школе с 1 класса. Двое детей пришли в класс из других школ. Количество детей из многодетных семей – 9. Количество детей из неполных семей – 5. Опекаемых детей – 1. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме у многих учащихся, особых отклонений не наблюдается. У некоторых детей плохо развита память и внимание, из-за этого бывают проблемы в обучении. 1 учащийся с СКО 7 вида , 1 ребёнок-инвалид с ДЦП. Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. В классе 6 учащихся обучается на «4» и «5». Трое учащихся имеет одну «3». Они составляют резерв ударников. В классе есть слабые ученики, но не успевающих нет.
Ученики находятся на средней стадии формирования классного коллектива, актив класса сформирован. Класс владеет навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.
Учащиеся стараются терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Выполняют поручения классного руководителя, на замечания учителей реагируют.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Класс в общешкольных мероприятиях участвует. Большинство детей класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, посещают кружки, секции с учётом своих интересов.
Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также очень активные. Из-за этого в классе бывают проблемы с дисциплиной на уроках.
Приложение 2
Социометрическая матрица
Кто выбирает
Кого выбирают
итого
итого
вв
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
+
-
шифр
АВ
АП
БД
БИ
БЕ
БВ
ГЭ
ДИ
ЖИ
ЗА
ЗЕ
ИМ
КА
КВ
КН
ЛА
ОК
ОВ
ПМ
ПВ
СН
УД
ХЛ
ШК
ШД
ШЕ
1
АВ
+
+
-
+
+
-
-
-
+
-
5
5
10
2
АП
+
+
-
-
+
-
-
+
-
+
5
5
10
3
БД
+
-
+
+
-
+
-
-
-
+
5
5
10
4
БИ
+
+
-
+
-
-
-
+
-
+
5
5
10
5
БЕ
+
-
-
+
+
-
+
+
-
-
5
5
10
6
БВ
+
+
-
+
-
+
-
+
-
-
5
5
10
7
ГЭ
8
ДИ
+
+
+
-
+
-
-
+
5
3
8
9
ЖИ
+
+
-
+
+
-
-
-
+
-
5
5
10
10
ЗА
-
+
+
-
-
+
-
+
-
+
5
5
10
11
ЗЕ
12
ИМ
-
-
-
+
-
+
+
+
+
-
5
5
10
13
КА
+
+
+
-
-
-
-
+
-
+
5
5
10
14
КВ
-
-
+
+
-
+
-
+
-
+
5
5
10
15
КН
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
5
5
10
16
ЛА
+
+
+
+
-
-
-
+
5
3
8
17
ОК
+
-
-
+
+
-
-
+
-
+
5
5
10
18
ОВ
+
+
+
+
+
-
-
-
-
5
5
10
19
ПМ
+
+
-
-
+
-
-
-
+
+
5
5
10
20
ПВ
+
+
-
-
+
+
-
-
+
-
5
5
10
21
СН
0
0
0
22
УД
+
+
+
+
-
-
+
-
-
-
5
5
10
23
ХЛ
-
-
+
+
-
+
-
+
+
-
5
5
10
24
ШК
25
ШД
+
-
+
-
-
+
+
+
-
5
5
10
26
ШЕ
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
5
5
10
итого
+
7
4
5
8
4
5
11
3
2
3
0
3
5
5
3
4
7
0
2
7
2
5
2
5
5
3
итого
-
0
0
6
1
4
1
0
13
9
2
1
5
2
0
0
10
0
17
5
0
9
2
13
0
5
0
вв
7
4
11
9
8
6
11
16
11
5
1
8
7
5
3
14
7
17
7
7
11
7
15
5
10
3
Приложение 3
Социометрия (Анализ результатов исследования)
Место проведения исследования– МКОУ «ООШ №14»
Дата проведения исследования– 2015-2016 уч.г.
Диагностику проводил:
Классный руководитель 7а класса: Голощапова Е.К.
Численность группы– 26 человек.
7 «а» класс - 26 человек.
Задача исследования:
-изучение межличностных отношений классного коллектива у детей 7-го «а» класса МКОУ «ООШ №14»
Работа включала следующие этапы:
1. Организационный этап:
-подготовка необходимого обеспечения
2. Диагностика:
-тестирование
-обработка результатов диагностики
-анализ результатов исследования
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
Выделяют 3 вида взаимоотношений внутри коллектива: «лидеры», «изолируемые», «отвергаемые».
Высокий статус в группе может быть результатом успешности в основной деятельности (учебе, если класс ориентирован на образование; конкретном виде спорта, если это спортивный специализированный класс и т.д.). Иногда он поддерживается и подкрепляется внешними успехами школьника.
Об «отвергнутых» можно сказать, что такие ученики могут просто не владеть какими-то интеллектуальными, личностными, физическими или, может быть, материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение одноклассников.
«Изолируемые»- это те учащиеся группы, которых не выбрал никто. Социальная изолированность может быть личностной особенностью, частью семейного стиля отношений, сознательной позицией. Также существует вынужденная изоляция, которая может быть следствием хронического бойкота, низкого уровня культурного развития других членов группы, отсутствия навыков социального взаимодействия у самого учащегося.
Таким образом лидерами в выборах являются учащиеся- АВ, БИ, ГЭ, ОК, ПВ, а отвергаемыми- ДИ, ЛА, СН, ХЛ, ОВ, ЗЕ.
Вывод:
Итак, на основании проведенного межличностных отношений внутри классного коллектива у детей 7-го «а» можно сделать вывод, что уровень сформированности межличностных отношений в классе не достаточен, так как некоторые ученики занимают позицию «отвергаемые», которая не популярна. Низкий уровень сформированности межличностных отношений в классе свидетельствует о неудовлетворенной потребности учащихся в общении.
Задачи для классного руководителя на 2015-2016 уч.г:
Помочь «отвергнутым» адаптироваться в коллективе, помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (отсутствие навыков социального взаимодействия самого учащегося и.т.д.)
Вовлечь «отвергнутых» учеников в интересную деятельность.
У некоторых детей выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Приложение 4
Результаты проведённого исследования сплочённости классного коллектива 7а класса,
26 человек за 2013‑2014, 2014-2015, 2015-2016 уч.г.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом
Объект исследования:
Учащихся 5класса – 2013-2014
Учащихся 6класса – 2014-2015
Учащихся 7класса – 2015-2016
Использованные методы:
Наблюдение
Беседа
Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором А. Н. Лутошкиным).
Диагносты: кл.руководитель: Голощапова Е.К.
Результаты исследования:
В 2013-2014 учебном году в отношении учащихся 5а класса была проведено исследование по методике «Какой у нас коллектив».
Цель — определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. По результатам диагностики уровень развития классного коллектива — «Мягкая глина». Следовательно, работа классного руководителя по формированию и сплочению классного коллектива была направлена на общественно значимые цели и мотивы деятельности. Важно замечать все проявления инициативы учащихся и всегда поддерживать и оказывать помощь в различных начинаниях. Стимулировать проявление активности, особенно у малоактивных учащихся.
В 2014-2015 учебном году по результатам самодиагностики уровень развития коллектива – «Мягкая глина», но, по мнению некоторых учащихся, наблюдаются некоторые характеристики «Мерцающего маяка». Можно предположить, что отсутствие динамики развития классного коллектива заторможено появлением новых учащихся в классе и процессом их адаптации к обучению в новом классе.
Учащиеся критически подошли к оценке уровня развития классного коллектива. Достаточно активно высказывали своё мнение и предположили возможные варианты дальнейшего развития:
Продолжать практику организации коллективных поездок;
Организация и проведение классных мероприятий.
Психологические моменты по сплочению классного коллектива следующие:
Поддерживать друг друга в трудных ситуациях;
Иметь право на своё мнение;
Находить мужество признать свои ошибки.
В 2015-2016 уч.г. по результатам самодиагностики уровень развития коллектива «Мерцающий маяк». Наблюдается положительная диагностика развития классного коллектива. Учащиеся стараются поддерживать друг друга в трудных ситуациях. Семиклассники акцентируют своё внимание на том, что в классе есть знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи. К ним можно обратиться за советом, помощью и они окажут её бескорыстно.
Итак, при изучении коллектива в течение трёх лет наблюдается положительная тенденция. Классный коллектив достиг уровня развития от «Мягкой глины» до «Мерцающего маяка».