kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастерство классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерстство классного руководителя. Мастерство организатора - условие эффективности воспитания обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастерство классного руководителя»

«Мастерство организаторской деятельности классного руководителя -

условие эффективности воспитания личности обучающихся»


«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет …ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»

Ж. Ж. Руссо


Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

Ян Амос Каменский (великий чешский педагог) считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство".

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Суть заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а интегрировать его с новым, необходимым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных ценностей и идеалов.

Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивация его деятельности, ориентированная на результат;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– оценка его деятельности по результату.
Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями, другими учителями, с социумом и так далее.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия, педагогического мастерства.

Ещё Н.К. Крупская писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать воспитательную деятельность.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Необходимо работать не только с сильными учащимися, но и с плохими, трудными детьми.
Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

Принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

Принцип обратной связи. Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях. Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали.

Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель».

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего педагогического мастерства. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Классный руководитель должен выступать в роли дирижера. Классный руководитель в отличие от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и выращиванием личности. Обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.

Классный руководитель является творцом, мастером интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:

– дискуссионных, игровых, состязательных;

– творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;

– психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя).

Составляющие педагогического мастерства:

- мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;

- мастерство передачи знаний;

- мастерство формирования опыта деятельности;

- мастерство владения педагогической техникой, технологией.

Какие же существуют уровни профессионального развития классного руководителя, педагога?– схема.

- Педагогическая умелость достаточно хорошее владение педагогом системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся

- Педагогическое мастерство 1)Педагогическая техника - совокупность различных профессиональных умений преподавателя. 2) Доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

- Педагогическое творчество это творчество, направленное на повышение эффективности воспитательного процесса. Характеризуется внесением в воспитательный процесс тех или иных инноваций, приемов и методов воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

- Педагогическое новаторство Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Какие бы частные задачи ни решал классный руководитель, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

И в заключении мне еще хотелось бы вспомнить следующее.

Педагогический коллектив, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе – вот главный источник успеха классного руководителя, его мастерства в организации коллектива и влияния коллектива на личность каждого школьника.




Список литературы:

  • А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

  • Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

  • Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1 Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени, мин в неделю

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика

Еженедельно

25

Работа с активом класса

Еженедельно

10

Классный час: анкетирование, тестирование

Еженедельно

40

Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы

2 раза в четверть по 1,5 ч

20

Наблюдение учащихся на уроках

1 урок в 2 недели

20

Посещение семей

10 семей в год (1–1,5 ч на посещение)

20

Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах

3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год

30

Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей

1 раз в четверть

20

Контроль посещаемости, организация питания

Ежедневно

20

Дежурство по лицею

По графику

5

Организация уборки кабинета

Ежедневно

40

Организация трудовых дел

Ежемесячно по 1 ч

15

Проверка дневников

Еженедельно

60

Ведение классного журнала

Еженедельно

15

Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето

По мере необходимости

10

Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий

1 раз в год

10

Итого:

360



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мастерство классного руководителя

Автор: Галимьянова Аниса Талгатовна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План работы методического объединения классных руководителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(89) "plan-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-klassnykh-rukovoditieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "249536"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446913045"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Анализ работы МО классных руководителей МБОУ «СОШ № 43» за  2014 – 2015  учебный год. "
    ["seo_title"] => string(83) "analiz-raboty-mo-klassnykh-rukovoditieliei-mbou-sosh-43-za-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "208491"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430826736"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "План работы ШМО классных руководителей"
    ["seo_title"] => string(38) "planrabotyshmoklassnykhrukovoditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "264571"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449749242"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "План работы МО классных руководителей"
    ["seo_title"] => string(38) "plan_raboty_mo_klassnykh_rukovoditelei"
    ["file_id"] => string(6) "553362"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592229775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "План работы школьного МО классных руководителей на 2014 - 2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(80) "plan-raboty-shkol-nogho-mo-klassnykh-rukovoditieliei-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146951"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419276499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства