Просмотр содержимого документа
«Классный час для 5 класса на тему "Здоровый образ жизни"»
Классный час "Здоровый образ жизни".
(Для учащихся 5 класса).
Учитель:
Ребята, сегодня мы проводим классный час, который называется “Здоровый образ жизни”.
Ребята, а как вы думаете, о чём конкретно мы сегодня будем говорить? И что, по вашему, входит в понятие “здоровый образ жизни”?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Конечно же, мы будем говорить о том, как важно регулярно заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, правильно работать и отдыхать, не иметь вредных привычек, чтобы всю жизнь оставаться здоровыми, бодрыми, энергичными, жизнерадостными, полными сил и энергии, а в конце мы с вами вместе выведем Формулу здорового образа жизни.
Ребята, скажите мне, что люди обычно говорят друг другу при встрече?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Конечно же, вы правы. Они говорят друг другу “Здравствуйте”, то есть “Будьте здоровы!” или “Я желаю вам здоровья!” И это не случайно! Ведь ещё в Древней Руси люди говорили: “Здоровье дороже богатства”, “Здоровье не купишь”, “Дал бог здоровье, а счастье найдём”, “Стареет тело без дела”, “Живи разумом, так и лекаря не надо”, “Спорт сочетаешь с делом, здоров душой и телом”.
Люди издавна понимали, что здоровье – самое главное, что необходимо человеку для нормальной жизни. Может быть, кто-то из вас, ребята, знает и другие пословицы о здоровье и здоровом образе жизни?
Учащиеся дают свои ответы. После этого учитель просит детей продолжить следующие пословицы и поговорки:
1. От хорошего сна … (молодеешь.) 2. Сон – лучшее … (лекарство). 3. Выспишься – … (помолодеешь). 4. Выспался – будто вновь… (родился). 5. Кто хорошо жуёт, тот долго… (живёт). 6. Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи). 7. Кто не умерен в еде -… (враг себе). 8. Аппетит от больного бежит, а к здоровому ……… (катится). 9. Болезнь с грязью ……… (дружит). 10. Ум да здоровье …… (всего дороже). 11. От сладкой еды – …………… (жди беды).
Учитель:
Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц по этой теме. Ребята, а что же такое здоровье? Чем здоровый человек отличается от больного?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Я считаю, что, прежде всего, своим настроением, так как больной человек угнетён своим состоянием и думает только о том, как избавиться от своего недуга.
Ребята, а отчего зависит здоровье человека?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Да, оно зависит от многих факторов, например, от состояния окружающей среды, природы, от питания человека, но в большей степени, от него самого, от того образа жизни, который ведёт сам человек. Сейчас N прочтёт вам стихотворение, а вы постараетесь ответить на поставленный в нём вопрос.
Ученик читает стихотворение:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: “Что такое хорошо и что такое плохо?” Если делаешь зарядку, если кушаешь салат, И не любишь шоколадку – То найдёшь здоровья клад. Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь. С сигаретою ты дружишь – то здоровья не найдёшь. Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам. Умываться, закаляться, спортом смело заниматься, Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!
Учитель:
Итак, ребята, исходя из этого стихотворения, что такое хорошо, и что такое плохо в отношении здорового образа жизни?
Учащиеся дают разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Древние греки, например, мало болели и долго жили. А отчего им так везло? А всё очень просто: пищу они ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали вовсе, вино пили только после 30 лет и то разбавленное и в малых количествах. Но самое главное – с раннего детства и до преклонных лет они занимались закаливанием своего организма и неустанно пребывали в движении. Дети у древних греков полдня занимались в гимназии науками, а полдня – физкультурой. Ребята, поднимите руки и скажите, кто из вас посещает какие-либо спортивные секции или спортивные кружки?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, называют кружки и секции.
Учитель:
Молодцы! Значит, вы понимаете, что прожить долгую жизнь и оставаться сильным и здоровым можно только в союзе со спортом, с физическими упражнениями, в движении.
Ребята, какой напрашивается вывод? Все ли из вас понимают важность и значимость физических упражнений и зарядки в сохранении и укреплении здоровья?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учитель:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Что такое хорошо и что такое плохо”, чтобы понять, знаете ли вы самые элементарные правила гигиены и сохранения здоровья. Я буду называть первую строчку стихотворения, а вы хором отвечайте “да” или “нет”:
Зарядка, зарядка, с утра к себе зовёт
Зарядка, зарядка, здоровье вам даёт?
Вот зарядку ты закончил, в ванную спешишь пойти.
Мыло, щётка, порошок там ведь ждут тебя, дружок?
Руки с мылом вы помыли, нос и щёки не забыли?
На столе лежит еда. Руки вымыть нужно?
Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается?
Чтобы зубки не болели, мы их чистим иногда?
Учитель:
Молодцы! Вижу, что вы знаете основные правила гигиены. Сегодня медики утверждают, что наше здоровье зависит от нашего образа жизни: от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Если будешь ты стремиться Распорядок выполнять – Будешь лучше ты учиться, Лучше будешь отдыхать.
Учитель:
А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня. Я думаю, что стихотворение С. Островского “Будьте здоровы” как раз подтверждает мою мысль о том, что школьнику необходим и распорядок дня, и физические нагрузки, и свежий воздух, чтобы быть здоровыми и хорошо учиться.
Ученик N читает стихотворение:
Ты с красным солнцем дружишь, Волне прохладной рад. Тебе не страшен дождик, Не страшен снегопад. Ты ветра не боишься, В игре не устаешь. И рано спать ложишься, И с солнышком встаешь. Зимой на лыжах ходишь, Резвишься на катке, А летом – загорелый, Купаешься в реке. Ты любишь прыгать, бегать, Играть тугим мячом. Ты вырастешь здоровым, Ты будешь силачом.
Учитель:
Ребята, а сейчас мы с вами снова немножко поиграем. Ваша задача – угадать мои загадки на тему “Здоровье”.
1) Вот какой забавный случай: Поселилась в ванной туча Дождик льётся с потолка Мне на спину и бока (душ)
2) Целых 25 зубов для кудрей и хохолков И под каждым под зубком Лягут волосы рядком. (Расчёска)
3) Лёг в карман и караулю Рёву, плаксу и грязнулю Им утру потоки слёз Не забуду и про нос. (Платочек)
4) Точно ёжик я колюсь Запылишься – пригожусь! (Щётка)
5) Я не сплю со всеми Караулю время. Если хочешь – разбужу А не надо – погожу. (Будильник)
6) Мойдодыру я родня Отверни, открой меня. И холодною водою Живо я тебя умою. (Кран)
7) Гладко и душисто. Моет очень чисто. (Мыло)
Учитель:
Ребята, вы знаете, что медицинские работники ежегодно проводят осмотры детей в школе. Как вы думаете, для чего они это делают?
Конечно же, для того, чтобы оценить состояние вашего здоровья и предупредить развитие болезней. Дело в том, что врачи утверждают, что в последнее время здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является 1 ученик из 10-ти. А у остальных 9-ти детей обнаруживаются какие-либо заболевания
Какой можно сделать вывод? Всё ли благополучно со здоровьем у вас? Умеете ли вы заботиться о своём здоровье?
(Учащиеся дают свои ответы).
Учитель:
Вот поэтому мы дальше будем говорить о способах сохранения здоровья.
Какие способы сохранения здоровья вы можете назвать?
(Учащиеся дают свои ответы – спорт, физические нагрузки, режим дня, правильное питание, закаливание, отказ от вредных привычек).
Учитель:
Как вы думаете, ребята, какие болезни занимают первые места в школьном списке болезней? Чем чаще всего болеют дети?
(Учащиеся дают свои ответы)
Учитель:
По статистике первые 3 места занимают – болезни позвоночника, нарушения зрения и нервные расстройства. Вы, наверное, от родителей слышали такую фразу – все болезни – от нервов. Многие ребята из нашего класса частенько жалуются мне на головные боли, утомляемость, а ваши родители – на то, что у вас плохой сон и раздражительность. А это и есть первые признаки нервного расстройства, которое возникает у тех ребят, которые постоянно испытывают страх, что его спросят на уроке и он получит не ту оценку, которую ждут от него родители. Эти ребята не умеют управлять своими чувствами и эмоциями. По статистике каждый четвёртый ученик не уверен в себе и испытывает страх в школе, когда его вызывают к доске, сильно переживает свои неудачи; каждый пятый ученик – переутомляется в школе, что также вредно сказывается на его здоровье. А как же обстоят дела у нас, в нашем классе? Давайте познакомимся с результатами анкеты “Моё настроение в школе”
Учитель:
А теперь давайте сделаем вывод, умеете ли вы управлять своими чувствами?
(Учащиеся дают свои ответы)
Учитель:
Ребята, а что же еще мешает нам быть здоровыми?
Конечно же, вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, переедание. Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными. И вы должны об этом помнить всегда. Послушайте одну притчу:
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!” Подошел мудрый старец, сказал: Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на него. Ты прав, о, мудрый старец!– сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”? И мудрец пояснил: Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости... Отошли люди от купцов, задумавшись.
Задумайтесь и вы о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
Учитель:
А сейчас, ребята, проведём конкурс эрудитов:
Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark – оцепенение, mania– влечение).
Закончите английскую пословицу: “Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…” (Мозг).
Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).
Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).
Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).
Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов).
Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).
Приведите примеры общих закаливающих процедур. (Душ, купание, загорание.)
Приведите пример местных закаливающих процедур. (Ходьба босиком, умывание холодной водой и т. д.)
Учитель:
Ребята, давайте попытаемся наши представления о счастливой полноценной жизни выразить в виде Дерева жизни.
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “я могу”, “я хочу”, “я должен”. Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол “здоровый образ жизни”, питаемый корнями – “составляющими здоровый образ жизни”.
(Учащиеся дают свои ответы, при этом корни дерева закрыты)
Учитель:
А сейчас подведём итог нашему разговору и все вместе выведем Формулу здорового образа жизни.