kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Война и дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие на тему "Война и дети".

Цель: расширить представление о Великой Отечественной войне, развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свою малую родину, формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальные записи ( "Священная война", "Шумел сурово брянский лес". классическая музыка, минута молчания).

Форма проведения: час памяти.

Оформление: портреты Васи Юрченко, Зубцова А.Е., пионеров-героев Марата Казея, Лени Голикова, Зины Портновой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Война и дети. »

Внеклассное мероприятие на тему:

Война и дети.

Цель: расширить представление о Великой Отечественной войне , развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свою малую родину, формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.


Все ближе и ближе знаменательная дата в жизни нашей страны – День Победы, победы над фашизмом. Та война была ожесточенной и кровополитной, ведь решалась судьба страны. Но мы посмотрим на те далекие события совсем иначе, глазами детей.

- Какова тема нашего мероприятия? (Война и дети)


Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом в мае.


Классный руководитель: Великая Отечественная война. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней –мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины - но в этом неполное отражение нашего знания о войне.

Было второе поколение войны - подростки и дети. Это на их слабые плечи легла непосильная ноша грозных испытаний. Они не только свидетели, жерт-

вы , но и активные участники событий, многие из них полноправные защит-

ники Родины : сыны и дочери полков, юнги флота, разведчики, партизаны,

подрывники. Это дети, пережившие блокаду Ленинграда, узники концлаге- рей, дети тыла, дети, которые остались на оккупированных территориях.

Им наравне со взрослыми пришлось всё пережить и испытать.


Девушка: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша: Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Девушка: Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Юноша: Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставай на помощь, Родина!»

Девушка: Родина!

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого –я или Родина.


Юноша: Самое лучшее и дорогое - Родина!

Горе твоё –это наше горе , Родина!

Девушка: Правда твоя - это наша правда, Родина!

Слава твоя - это наша слава, Родина!


( звучит песня «Священная война»)

Классный руководитель: Война - не детское дело. Так и должно быть .Но эта война была особенной. Она и называлась Великой Отечественной, потому что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова – были удостоены звания Героя Совет-

ского Союза. За что же они получили такое высокое звание сейчас мы узна-ем.


( рассказы о героях….)


Рассказчик: Лёня Голиков был партизаном, бригадным разведчиком 67 отряда ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпа-

сами. Сопровождал обоз с продовольствием в блокадный Ленинград.

За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красно-

го Знамени и медалью « За отвагу».

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга – Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Лёня в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немец-

Ких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг мальчик был представлен к званию Герой Советского Союза. 4 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Лёня Голиков погиб.

Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Лёне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.


Рассказчица: Зина Портнова – подпольщица, активный участник Обольской молодёжной организации. В начале июня 1941 года девочка приехала на школьные каникулы в деревню Зуя. В 1942 году вступила Обольскую подпольную организацию « Юные мстители», была членом комитета.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года разведчица партизанского отряда им. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации « Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некоей Анной Храповицкой. На допросе в гестапо схватила пистолет следо-

Теля, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена, замучена и расстреляна в тюрьме г. Полоцка.

Классный руководитель: В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии.


Горнили: «К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны. ( В. Суслов).


( звучит песня «Шумел сурово брянский лес»)


Кл.рук-ль: Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку ,помогали партизанам подрывать эшелоны врага,устраивать засады..Один из таких ребят наш земляк Вася Юрченко.

(рассказ о Васе Юрченко )


Вася Юрченко был не единственный юный герой.Другим героем стал Зубцов Александр.

( рассказ оЗубцове А .Е. )

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он ,как нищий,по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка-Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной.

(М.Вайцман )


Кл.рук-ль: Каждый приближал Победу как мог. Кто-то ,равняясь на взрослых, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Что же героического в том ,чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и не-

смышлёные дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина?

И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?




На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щёки белые как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел .Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет!



Кл.рук-ль: Ещё они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе…Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Ещё они могут рас

сказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.



Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали –уснула,

А оказалось- умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки- после похорон.

( Ю.Воронов.)

Кл.рук-ль: Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребёнком ?Кто отнял у него детство, кто возвратит ему его ?Что помнит он из пережитого и может рассказать ?Но он должен рассказать. Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома ! Дети войны –это те кто родился в 1924 году и позже .Таких на территории нашей деревни было 121 человек ,многие из них уже умерли. Послушаем их воспоминания.


( воспоминания о войне Федоренко Екатерины Петровны .)



Кл.рук-ль: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени .Среди них об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой. Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…

Большая дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…


Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг .

Пионерка Ленинграда ,

Потрясает твой дневник.

Таня ,Савичева Таня ,

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч.утра 1941 года.»

« Бабушка умерла 25 января в 3 ч.дня 1942 года.»

«Лёка умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 года.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. Ночи 14 апреля 1942 года.»

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. Дня 1942 года.»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин.утра 1942 года»

«Савичевы умерли .»

«Умерли все .»

«Осталась одна Таня .»



Кл.рук-ль: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди ,строчку читая,

Плакали люди ,фашизм проклиная.

Танин дневник-это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!» ( И. Малышев.)


Кл.рук.-ль: Тяжело было тем ,кто попал в немецкий плен , о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной.


Показания Кати Сусаниной


«Март ,12, Лиозно, 1943 года.

Дорогой , добрый папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи . Когда ты, папенька, будешь читать это письмо , меня в живых не будет. И моя просьба к тебе ,отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери . Когда вернёшься , маму не ищи .Её расстреляли немцы . Когда допытывались о тебе , офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: « Вы не запугаете меня битьём. Я уверена , что муж вернётся домой и вышвырнет вас ,подлых захватчиков ,отсюда вон.»И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня ,то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая ,мои глаза ввалились, косич- ки мне остригли наголо, руки высохли ,похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили лёгкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне ,папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!»Играл патефон, подруги поздравляли меня с днём рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…

А теперь ,папа, когда взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскут- ках, номер на шее, как у преступницы , сама худая, как скелет, - и солёные слёзы текут из глаз .Что толку, что мне исполнилось 15 лет.

Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голод-

ные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона ,работаю у немца Шарляна прачкой ,стираю бельё, мою полы; работаю очень много , а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой –так зовут хозяйских свиней .Так приказал хозяин. « Русс была и будет свинья»,- сказал он. Я очень боюсь Клары. Это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае. В комнату мне входить нельзя .Один раз гор-

ничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба , а хозяйка увидела и долго била Юзефу плёткой по голове и спине .

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание . Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала , что господа уезжают в Гер-манию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германи-

ю!

Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасёт меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых , жестоких немцев , не давших мне жить !..

Завещаю, папа, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина. Моё сердце верит : письмо дойдёт.

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький жёлтый конверт , прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровс-кому помещику.

Доведённая до отчаяния Катя в день своего пятнадцатилетия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес : « Действующая армия. Полевая почта

№ Сусанину Петру». На другой стороне конверта карандашом написаны слова: « Дорогие дяденьки или тётеньки , кто найдёт это спрятанное письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик! Мой труп уже будет висеть на верёвке!»

Номер полевой почты , написанный на конверте устарел, и письмо не могло попасть по адресу , но оно дошло до сердец советских людей.

Письмо опубликовано в газете « Комсомольская правда»27 мая 1944 года.

Из нашей деревни двое детей были вывезены в Германию. Это Марусов Стефан и Ковалёва Марина.



Классный руководитель:

- Кто знает сколько жителей потеряла наша страна в той войне?

27 млн. потеряла наша страна в той войне . Язык цифр скуп .Но вы все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20.млн.минут , а это более 38 лет поминальной молитвы.



Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

( минута молчания)

Классный руководитель: Война стала общей биографией целого поколения детей. 1418 долгих дней и ночей шла война. В этом году наша страна будет отмечать 70 лет Великой Победе. Для мировой истории это, может быть,

краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял ,ещё нужнее она нам - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, и какой

ценой достигается свобода.

Свободу надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства , людей недостойных.

Всё помнится, ничто не позабыто,

Всё помнится, никто не позабыт,

И днём и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Классный руководитель: Я хочу, чтобы наше мероприятие заставило бы

задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут,

о тех далёких событиях, о ценности мира в нашей жизни.


Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!


Классный руководитель: Да, трудной была жизнь детей в годы войны, но они выжили, всё вытерпели.


Как мы выжили, дети войны?

Лихолетьем обожжены

И согреты у сердца России, -

Как мы выжили, беды осилив?


Мы их потомки всегда должны помнить о них и не забывать.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Война и дети.

Автор: Рыбаева Галина Васильевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "На войне детей не бывает"
    ["seo_title"] => string(29) "na-voinie-dietiei-nie-byvaiet"
    ["file_id"] => string(6) "249055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446820941"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Литературно-музыкальная композиция "На войне детей не бывает""
    ["seo_title"] => string(61) "literaturno_muzykalnaia_kompozitsiia_na_voine_detei_ne_byvaet"
    ["file_id"] => string(6) "639380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1699196505"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "методическая разработка классного часа "Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "245005"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446045155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Консультация для родителей "Как рассказать ребёнку о войне?""
    ["seo_title"] => string(59) "konsultatsiia_dlia_roditelei_kak_rasskazat_rebionku_o_voine"
    ["file_id"] => string(6) "538543"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580918249"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект классного часа "Детство, опаленное войной""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "251741"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447272260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства