– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
– Почему в лесу никто не живет?–(Человек разрушил жизнь леса).
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
(Экология.)
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат загадки. Отгадайте загадку и найдите среди деревьев то, о котором идёт речь в загадке. Эти деревья мы посадили около школы.
Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ель)
Хоть колюча, а не Ёлка, Подлинней её иголка, А кора тонка, красна, Та красавица ... (сосна).
Он растёт у нас в Сибири, самый лучший хвойник в мире. Шишек урожай хороший собирают в день погожий. Шишки и орешки эти любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр Великан известный… КЕДР.
Ягода на кустике,
Кустик колюч весь,
На кувшин она похожа,
Так загадка всё ж о ком же?
А вот ещё отгадайте загадки.
1
Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза)
3.
Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина)
4. С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
Ребята приготовили краткие сообщения об этих породах деревьях, используя школьный гербарий.
Ученик. Сиби́рский кедр Сосна- вечнозелёное дерево, достигающее 35—44 м в высоту. Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800—850) лет. Кедровые орешки — ценный пищевой продукт, могут употребляться в пищу как в сыром виде, так и после термообработки. Кедровое масло используют в пищевой промышленности, медицине, мыловарении, для изготовления олифы и лаков.
Ведущий. Масло кедрового ореха нормализует кровь, снижает уровень холестерина, способствует уменьшению избыточной массы тела.
Ученик. Ель сибирская – широко распространенное растение. От своих сородичей отличается пышной хвоей, внушительными размерами (до 30 и более метров), а также формой и величиной шишек. На Руси издавна этому дереву приписывались чудодейственные свойства. Лесную красавицу любили и почитали
Ведущий. Сибирская ель – не просто прекрасное и величественное дерево, распространенное на большей части РФ. Для промышленности – это источник древесины, для медицины – антисептик и высококачественное эфирное масло. А для обычного человека – ароматерапия, борьба со стрессом и хорошее настроение. -
Ученик.Шиповник.Настои из корней шиповника и плодов издавна применяли в народной медицине в случае заболевания печени и желудочно-кишечного тракта.
Ведущий. Плоды шиповника являются поливитаминным средством с преобладанием витамина С - аскорбиновой кислоты.В китайской медицине используют корень шиповника как средство, которое улучшает пищеварение, и как противоглистное. В тибетской медицине используются плоды для лечения туберкулеза легких, неврастении, атеросклероза. Лепестки цветов шиповника используют при аритмиях для укрепления мышцы сердца.
Ученик. Сосна обыкновенная. Вечнозеленое хвойное дерево высотой до 40 м. Очень светолюбива. В качестве лекарственного сырья заготавливают почки, хвою сосны обыкновенной
Кадр 12. Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу? Не хватает птиц и зверей
Учитель На столе у вас лежат конверты. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов,. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы. )
Ребята расскажут о пользе животных леса.
Дети:
Лиза. Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.
Гена. Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.
4 кл.Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
4клЛетучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.
Настя. Волк- санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться.
Алина. Трясогузка- одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух и других насекомых –вредителей.
Игры с жителями леса.
«Лесная почта»
Отгадайте загадку про еще одного лесного жителя.
В кору стучит, живёт в глуши лесной. Старательный работник, лесной носатый плотник.
Дети: Дятел
Учитель: Дятел принес нам лесную почту.
Сюда часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.
Как вы оцените действия ребят?
Письмо №2
Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить
прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
Письмо № 4
Катя и Петя гуляли влесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцыоткрывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?
Физ.минутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу От коварного огня?
Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор?
Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит? Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет? За порядком кто следит?
Кадр 13 Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.
Песня «Защитим нашу землю»
Дети исполняют песню на мотив «Песенка Крокодила Гены»
Защитим нашу Землю Мы от рук браконьеров Не позволим мы трогать зверей . Пусть живут на планете – Заяц, волк и пантера И в лесу пусть поет соловей.
Припев: Будут рады звери, птицы, Будет счастлив человек. И с природой подружиться Сможем мы навек!
2. Знай, наш милый дружочек, Даже лист и цветочек Нам без дела не следует рвать. Зайца, белку, синицу, В речке чистой водицу Надо в братья свои записать.
Припев: Будут рады звери, птицы, Будет счастлив человек. И с природой подружиться Сможем мы навек!
Учитель :
Продолжим наше путешествие и поиграем в игру «Закончи чистоговорку» на экологическую тему.
Игра «Закончи чистоговорку»
Ять-ять-ять - Природу нужно охранять. Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ты-ты-ты- Посадим на Земле цветы. Я-я-я - Наука экология.
-Молодцы!
Задание 5
На нашей экологической тропе следующее задание. Составьте поговорку о природе. У вас на столах листы со словами, сложите их в определенном порядке и составьте поговорку.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто природу губит, тот свой край не любит.
Кадр 15 Охрана природы
Учитель
– Нужно ли охранять природу?
Ученики
– Да!
Учитель
-Что значит охранять природу? Как вы лично можете помочь природе?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
А какие меры охраны природы известны в нашей стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Какую книгу называют Красной?
Кадр 17 Итог
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
Задание 6
Заполни анкету.
Цель: выявление материала для дальнейшей работы.
Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
– Природу; – Сказки разных народов.
2. Кому приносит вред дым из труб заводов?
– самолётам; – всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?”
– атлас мира; – книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не бояться охотников и человека?
– в заповеднике; – в цирке.
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?
– в берлогу медведя; – в мусорный бак или забирать с собой.
Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи:
Настя Н. 1. На нашем шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес.
4 кл. 2.По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок.
1кл.3.Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит – Большой, как дом, на волнах спит.
1 кл. 4.Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке.
4 кл.5.Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
4 кл.6. Мы обещаем: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живется с нами рядом!
– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Спасибо всем группам за работу! Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Ребята , участвуя в проекте «Береги природу», нарисовали рисунки, подобрали загадки, пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.