Конкурсная программа "Путешествие по экологическим тропинкам"
Конкурсная программа "Путешествие по экологическим тропинкам"
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию учащихся третьих классов. Цель данного мероприятия : формирование бережного отношения к природе. Учащиеся работали в группах. На мероприятии использовались следующие приемы: логические загадки. решение кроссвордов, прием"1,2,3", "Узнай по описанию", тест "Умеешь ли ты охранять природу?".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсная программа "Путешествие по экологическим тропинкам"»
Конкурсная программа
«Путешествие по экологическим тропинкам».
Цель: формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
Обогащать знания учащихся об окружающем мире.
Развивать познавательную активность.
Развивать умение работать в группе, сопереживать, оказывать взаимопомощь.
Оборудование: презентация «Осень», карточки с приметами, кроссворд»Растения», «Животные», «Насекомые»; иллюстрации для групповой работы «Охранять природу- значит охранять Родину», тест для каждого учащегося «Умеешь ли ты охранять природу?»
Вступительное слово учителя.
- Что такое экология? Экология это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, км Земле. Само слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -, что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в тоже время такая маленькая планета Земля. Экологией занимаются ученые во всем мире. Это слово мы очень часто слышим. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
Если мы вредим природе
Повсеместно и везде,
Это в некотором роде
Мы вредим самим себе.
Не открою вам секрета -
Лес дает нам кислород,
Дышит легкими планета,
А с планетой весь народ.
С юных лет должны ребята
Все живое охранять,
Чтоб за страшную ошибку
На природу не пенять.
Лозунг жив еще в народе,
Повторяй его везде:
Продлеваешь жизнь природе -
Продлеваешь жизнь себе.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по экологическим тропинкам. Проверим свои знания о живой и неживой природе, узнаем что-то новое.
(деление на 3 группы)
Наступила красавица осень. Какие изменения происходят в природе осенью? (ответы учащихся)
- Почему поздней осенью солнце греет землю слабее, чем летом? (поздней осенью солнце поднимается невысоко, поэтому греет слабее, чем летом, воздух хорошо не нагревается, больше облаков, чаще идут холодные дожди, переходящие в снег. Небо поздней осенью бледно-голубое.)
- Когда наступает листопад? (Листопад наступает при осенних похолоданиях, так как в листьях прекращают образовываться питательные вещества и они становятся ненужными. Зимой водный раствор в листьях стал бы льдом.)
- Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет. Опавшие листья ядовиты. Разрушенное живое вещество окрашено красиво, но лист несъедобен и даже ядовит, поэтому животные опавшие листья не едят).
- Как изменяется жизнь насекомых осенью? ((С наступлением холодов исчезает нектар - основная пища насекомых. Насекомые прячутся, поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где есть пища).
- Почему у хвойных деревьев хвоя не падает? (Хвоинки это видоизмененные листья- хорошо приспособленные к холодам и малому количеству влаги, а также к жаре. )
Чтение стихов об осени.
К нам в заплаканные окна
Равнодушно дождь стучится.
Над холодными лугами
Слышен крик отставшей птицы.
Потемнели и поникли
Ветви бронзовые сосен.
Ворон каркает над бором:
— Это осень! Это осень! —
Опускается под вечер
Небо низко над поляной,
И висят на влажных ветках
Клочья белого тумана.
Журавли, трубя, промчались,
Унесли на крыльях лето.
— Это осень! — повторяет
Эхо за рекою где-то.
. Летят над полями
Последние стаи,
Последние листья
В лесу облетают
И солнце, едва
Пробиваясь сквозь тучи,
Роняет последний,
Негреющий лучик.
На речке не слышно
Ни песни, ни слова –
Ушли рыболовы
С последним уловом
А тучи над полем
Всё гуще, заметней,
И дождик, и дождик
Всё льётся... последний!
Осень швея
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
НОЯБРЬ
Ноябрь - горбатый старичок,
Глаза - как льдинки, нос - крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устает - уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвет листву, в ковер уложит,
Укроет землю покрывалом,
Что б до весны не замерзала!
Слово учителя. Каждой группе я буду задавать вопросы а вы должны как можно быстрее ответить на них.
Первый тур посвящен птицам. На нашей планете живут Чудесные созданья. Они летают и поют, И землю свято берегут.
Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете? Что случится, если птицы, На земле вдруг пропадут? Букашки, жучки, червячки, На деревья нападут. И съедят кору, листочки, Обглодают ветки, почки - Вот что будет, Если птицы, если птицы, Все исчезнут - пропадут! И не будет щебетанья, Дивных трелей соловья, И сороки стрекотанья, Чик - чирика воробья... Скучно будет, знайте, дети
Жить без птиц на белом свете! 1 команда.
Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)
Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи.)
Какая птица выводит птенцов в зимнее время?(Клест.)
Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)
Самая маленькая птица в мире. (Колибри.)
Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока.)
Птица - символ мира и чистоты. (Голубь.)
Какая самая большая из ныне существующих птиц в мире? (Африканский страус.)
Водяной воробей. (Оляпка.)
О человеке можно сказать: надутый, как... (индюк).
2 команда.
В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)
Какая птица является предвестником шторма? (Альбатрос.)
9. Звучит труба басисто. Не трогайте солиста! Пускай садится на цветок и пьёт в антракте сладкий сок.
3 тур. «1,2,3»
У каждого по 3 карточки с цифрами 1,2, 3. На каждый вопрос дается по 3 варианта ответа. Надо поднять ту карточку, вариант которой, вы считаете правильным.
1. Какое животное умеет летать?
пингвин
страус
летучая мышь
2. Какое из животных самое быстрое?
1.собака
2.гепард
3.лошадь
3.Какое животное может преобразовывать свой жир в воду, если долго не может найти питьевой источник?
1.Медведь
2.Слон
3.верблюд
4. Какое животное в случае опасности брызгает вонючей жидкостью, которая может ослепить?
1.Скунс
2. Енот
3.Барсук
5. Какая змея считается самой опасной?
1.Кобра
2.Гадюка
3.удав
6. По присутствию, какого животного определяется чистота водоемов?
1.лягушка
2.уж
3.рак
4 тур. Узнай по описанию.
У каждой команды карточка с описанием животного. В течение минуты команда должна разгадать, о каком животном идет речь.
Великолепный наряд, оранжевый в чёрную полоску. Длина тела от носа до кончика хвоста почти 3 метра. Весит он более 300 кг. Он ловок и грациозен. Преследуя добычу, он может бесшумно проползти до 10 км. Прекрасно лазает по скалам и крутым склонам. Охотится всегда в одиночку. тигр
Царственная грива, величественная походка, охотятся вечером целой семьёй, жертву настигает в стремительном броске. Его оружие не только когти и клыки, но и хвост. В его кисточку упрятан шип. Если потребуется, хвост может стать жёстким, как железный прут, и тугим, как плеть. Во время охоты не боится, что его учует жертва, не замечает, откуда дует ветер, иногда даже рычит для устрашения.лев
Это дневной хищник. Распространен в Африке. Он охотится на газелей, телят гну обычно рано утром или вечером, когда уже не очень жарко, но еще достаточно светло. Ориентируется больше по зрению, чем по запаху. Он самый быстроногий из наземных млекопитающих.гепард
5 тур. Вопросы по очереди.
1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
3. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
4. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
5. Птица-гадалка. (Кукушка.)
6. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
7. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
8. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
9. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
10. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
12. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
13. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
14. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
15. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
16. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
17.. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде? (Рысь.)
18. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?
(Стрекозу.)
19. Сколько ног у паука? (Восемь.)
Игра. «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу От коварного огня? … Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых И строительный забор?... Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался Мусор за собой убрал? …. На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну? А потом так поспешил Что костер не затушил? …. Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови И цветы совсем не рвет? … Кто животных, птичек любит? Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет? За порядком кто следит?
Защита плакатов «Сбережем родную природу».
Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
Выберите один из ответов и подчеркните его.
Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?
А) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл)
Б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. (5 баллов)
Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?
А) покормлю птенца. (3 балла)
Б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов)
В) буду наблюдать издали. (1 балл)
Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?
А) пойду, но буду собирать очень осторожно. (5 баллов)
Б) не пойду. (1 балл)
После привала в походе у вас осталось очень много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?
А) взял (а) бы с собой, чтобы в городе выбросить в мусорный ящик. (1балл)
Б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился. (5 баллов)
В) закопал(а) бы в землю (3 балла)
Как вы сами оцениваете свои знания по охране природе?
А) почти все знаю (3 балла)
Б) кое-что знаю, но хотел (а) бы знать больше. (1 балл)
В) охранять природу должны ученые, а не я. (5 баллов)
А теперь итоги. Сложите все очки вместе. По сумме определите к какой группе вы относитесь.
Те, кто набрал от 5 до 11 баллов вы не только знаете о природе, но и умеете ее охранять.
Те, кто набрал 12-18 баллов Ваши знания не полны, и вы можете причинить вред природе. Больше читайте.
Те. Кто набрал 19-25 баллов вы очень мало знаете о природе, вам нужно изучать жизнь растений. Повадки животных.
Мы несем ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от земли отдай ей. Посади дерево, почисти родник, покорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.