Данная внеклассная работа направлена на формирование патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Предварительная подготовка к данному мероприятию началась за три недели. Мы на уроках постоянно вели беседы про березку, пополняли словарный запас детей. Была проведена музыкальная подготовка к занятию, дети познакомились с авторами музыкальных произведений, которые использовались на занятии. Дети разучивали танцы (девочки вальс "Березки" на музыку Дрейзина; разучивали танец "Во поле березка стояла"). Заранее были разработаны плакаты-листовки в защиту березки. Праздник получился добрым и значительным для малышей. Я достигла поставленных целей. Дети прониклись любовью к березке, и в конце занятия делали абсолютно неожиданные для меня умозаключения. Почему неожиданные? Потому, что дети проучились в 1 классе всего 6 недель.
Тема: «Русская березка»
Цели:
• Формирование патриотического сознания;
• Воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.
Задачи:
Расширить знания детей о русской березке, представить березу, как символ России, как символ русских традиций
Развитие у детей познавательной активности, активизация и обогащение их словаря;
Воспитывать эстетический вкус детей, чувство любви к Родине, к природе;
Воспитание любви к русской березке, бережное отношение к ней.
Материалы:
Пазлы для работы в группах;
Иллюстрации берёзки;
Выставка изделий из березы и бересты;
Выставка экологических знаков в защиту берез, нарисованных детьми;
Образцы коры березы для каждой группы;
Пословицы, слова для пополнения словаря учащихся
Звукозаписи:
Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»
Вальс «БЕРЕЗКА» композитор Евгений Михайлович Дрейзин
Песня «Отчего так в России березы шумят» композитор И. Матвиенко на стихи М. Андреева
Песня «Берёзовый сок» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
музыка из к/ф «Тени исчезают в полночь» композитор Е.Птичкин
Гости проходят в класс, дети стоят около парт (парты сдвинуты для работы в группах). Звучит музыка из к/ф «Тени исчезают в полночь» композитор Е.Птичкин
Ход внеклассного занятия:
1. Начало праздника в музыкальном сопровождении
Вступительная беседа о Родине, мотивирующая активную работу и искреннее восприятие темы занятия.
2. Работа в группах, где дети определяют цель занятия.
3 Танец "Во поле березка стояла"
4 Отгадывание загадок
5. Беседа о пользе березы в быту. Вытупление КОРОБЕЙНИКОВ.
6. Чтение стихов о березе
7. Беседа о бережном отношении к березе, о правилах поведения в лесу
8. В конце занятия, ребята на большом белом листе наклеивают макеты березок, которые они изготовляли на уроке технологии. В итоге получилась красивая березовая роща!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Русская березка" »
Тема: «Русская березка»
Цели:
• Формирование патриотического сознания;
• Воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.
Задачи:
Расширить знания детей о русской березке, представить березу, как символ России, как символ русских традиций
Развитие у детей познавательной активности, активизация и обогащение их словаря;
Воспитывать эстетический вкус детей, чувство любви к Родине, к природе;
Воспитание любви к русской березке, бережное отношение к ней.
Материалы:
Пазлы для работы в группах;
Иллюстрации берёзки;
Выставка изделий из березы и бересты;
Выставка экологических знаков в защиту берез, нарисованных детьми;
Образцы коры березы для каждой группы;
Пословицы, слова для пополнения словаря учащихся
Звукозаписи:
Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»
Вальс «БЕРЕЗКА» композитор Евгений Михайлович Дрейзин
Песня «Отчего так в России березы шумят» композитор И. Матвиенко на стихи М. Андреева
Песня «Берёзовый сок» (слова Матусовского, музыка В. Баснера)
музыка из к/ф «Тени исчезают в полночь» композитор Е.Птичкин
Гости проходят в класс, дети стоят около парт (парты сдвинуты для работы в группах). Звучит музыка из к/ф «Тени исчезают в полночь» композитор Е.Птичкин
Звучит вальс «БЕРЕЗКА» автор Евгений Михайлович Дрейзин, вальс написан в 1911 году, ему больше 100 лет
Учитель на фоне музыки читает стихотворение:
У каждого листочка, Есть ветки у листочка,
У каждого ручья Овражек у ручья…
Есть главное на свете — У каждого на свете
Есть родина своя. Есть родина своя.
Для ивушки плакучей А там где мы родились,
Нет реченьки милей, Где радостно живем,
Для беленькой березки Края свои родные…
Опушки нет родней.
Дети (хором): Мы Родиной зовем!
Учитель. Ребята, как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Учитель. Почему мы все любим Родину — Россию?
Учитель. А еще потому, что в России мы родились, здесь говорят на русском, родном языке и все здесь для нас любимое, знакомое, родное...
Учитель. Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами и, как мать, защищает от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Как вы их понимаете?
Человек без Родины, что соловей без песни;
Одна у человека мать, одна у него и Родина;
Ученик.
Встало ясно солнышко, Золотое солнышко
Улыбнулось сладко, В озере умылось,
В голубое озеро Белая березка
Глянуло украдкой. Вся росой покрылась,
Заглянуло солнышко На зеленых листиках
И в мое окошко, Капельки сверкают…
Постучалась веточкой Ах, какой красивою
Тонкая березка, Родина бывает!
2.
Работа в группах:
- Перед вами на партах, ребята, разрезанные пазлы. Составьте картинку.
(Команды , которые первые справились с работой, берутся за руки).
-Что у вас получилось?
- Березка! Она какая?
- Стройная, Белоствольная, Кудрявая.
Из каких частей состоит наша березка?
Корень – ствол – ветви (крона).
Учитель: А как вы думаете, для чего нужны вот эти черные точки на стволе у березки? Это дети, чечевички – это носик нашей березки, через них она дышит. У вас на партах кусочки коры березовой, рассмотрите чечевички.
-Кто догадался, чему посвящен сегодня наш праздник?
Конечно же, праздник наш посвящен РУССКОЙ БЕРЕЗКЕ!
Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.
3.
Звучит приглушенно мелодия из песни «Во поле березка стояла»
-Ребята, кто это к нам идет?
Входит девочка в образе Березки.
Здравствуйте, дети! Как я рада, Быть в этот осенний день рядом Спасибо, что березку не забыли, Ей этот светлый праздник посвятили.
От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Часть слова в названии «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой).
4.
Играет громко мелодия.
Дети исполняют танец на мелодию “Во поле берёзонька стояла”.
Учитель: Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Красавицей русских лесов называли люди березу.
Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!
Ученик 1: Ты до того, берёзонька, красива
И в жаркий полдень,
И в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Белолицая, белоствольная,
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
Учитель: Россию мы не представляем без русской березки. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. То немного задумчивая, то тревожная на ветру, то яркая красавица в зеленом весеннем одеянье, то грустная девушка в ярких осенних нарядах. А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!
5.
Ведущий: А вы умеете отгадывать загадки?
Ждет нас в гости друг зеленый, Ждут березки, липы, клены, Травы, птицы и цветы Небывалой красоты. Сосны, ели до небес, Друг зеленый, это - …(лес).
Кто скажет, кто знает, Какой лес бывает?
Внимание, внимание, Слушайте задание!
Любит подберезовик Лес, какой? Дети (хором): Березовый.
А теперь отгадайте, Что за дерево такое:
Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой, Стоит под горой! (Берёза)
6.
А чем же хороша береза русская? Какую пользу приносит людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры, береста - готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем чистили обувь, из бересты плели лапти, ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Очень полезно пользоваться веником в бане.
Полезен и приятен березовый сок. Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста. Даже больная береза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.
Настоем листьев лечат ожоги, березовый уголь принимают при отравлении, почки березы используют как противовоспалительное средство.
Я пригласила на наш праздник коробейников с ярмарки.
Здесь много товара. Здесь вам коробейники предложат изделия из березы.
На таланты наши родина щедра, Всюду русские в почете мастера. Сделать вещь красивую ловко - Всегда нужна сноровка.
Эй, народ! Товары у меня славные, Занятные и забавные, Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки. Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву. Вот к топору – топорище,
Коли, сильна у вас ручища, Раз махнешь одной рукой,
накидаешь дров горой!
Хочешь быстро пробежать?
Надо лыжи покупать. Смотри не любуйся,
а в долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане, Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане. Взгляните, товар оцените! Дешево продам, Что по сердцу все отдам.
Чтобы печь быстрей зажечь, Надо вам лучину иметь.
Барышня, веретено купи,
нитку тонкую скрути.
А вот это – туесок! Он не низок, не высок, По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится? Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.
7.
Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой
лесной полянке. Нет дерева в России, которому так повезло бы и
в музыке, и в живописи, и в литературе. Многие поэты посвятили
свои стихи березке.
Когда дети читают стихи на экране появляются иллюстрации березок.
Ученики
Белолицая, белоствольная Как невеста, горда и нежна, Словно русская песня раздольная К небесам устремилась она.
На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белокурая березка - Символ Родины моей.
3.Опять о них – кудрявых и белых А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются березы, Хоть день, хоть вечность колеси.
4.Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчике, С красивыми застежками С зелеными сережками.
5.Люблю ее заречную С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую… Ты до того, березонька, красива И в жаркий полдень, и в часы росы Что без тебя немыслима Россия И я немыслим без твоей красы.
6.Чуть пригрело солнце откосы, И стало в лесу потеплей. Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей.
Учитель: Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они 50 миллионов гектаров земли. Мила она нашему сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.
8.
Ребята, к нам в гости пришел лесник Иван Иванович, и почему-то он очень грустный. Давайте его послушаем.
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал нож и стал вырезать свое имя на стволе.
В весенний день мальчишка злой, Пронзил ножом кору березы – И капли сока, точно слёзы, Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы, Склоняясь, тянет сладковатый сок. За каплей капля падает в песок Березы кровь прозрачная, как слёзы.
Да, человек беспощадно уничтожает леса. Ученики нашего класса придумали сами и нарисовали экологические знаки в защиту наших берез. Они заставляют задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.
Учитель: Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.
Ведущий 1: Вспомним правила поведения в природе.
Не ломай ветки деревьев.
Не повреждай кору деревьев.
Не повреждай ягодные кустарники.
Не рви цветы.
Не разоряй муравейники.
Не трогай птичьи гнезда.
Не шуми и не сори.
Ученица: Белая берёза, милая сестра Ты расти не бойся злого топора Белая берёза – птицы по ветвям, Я тебя в обиду никому не дам, Белая берёза дует ветерок Он к тебе заглянет в синий вечерок Белая берёза он к тебе с высот Из-за синя - моря песню принесёт. Белая берёза – мой поклон тебе Ты в судьбе России и в моей судьбе Белая берёза – русская земля, И печаль, и радость, и любовь моя.
9.
Вот и пришло время заканчивать наш праздник
Учитель:
Так давно у нас ведется, так уж исстари у нас, Что потехе остается меж работой только час. Заглянули в старину мы, будто дождь омыл сердца, Только не допели струны нашу песню до конца. Все не спеть нам славных песен, добрых слов нам не сказать, Край наш стариной чудесен, как и вся Россия - мать.
Ребята! Готовясь к празднику, вы очень старались и с любовью на уроках труда из бумаги макеты берез, и сейчас мы их поместим на этом листе, и прямо сейчас у нас на глазах вырастет березовая роща, так любимая всеми.
Звучит мелодия « Отчего так в России березы шумят» в исполнении С Безрукова, и дети прикрепляют свои березы.
И где бы ни росла русская березка,
везде она людям радость, везде она людям свет!
Стоит она, красавица русского леса.
И будет стоять вечно! И не найти ее красивей, на радость нам она цветет, В ней образ матери – России неувядаемый живет!