Начало формы
Конец формы
Влияние темперамента на выбор профессии
Цели:
1. Обучающая:
- познакомить с типами темпераментов;
- дать представление о влиянии темпераментов на профессиональную деятельность;
- способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессионального труда.
2. Воспитывающая:
- воспитывать у учащихся качества: вежливость, порядочность, тактичность, не взирая на тип темперамента.
3. Развивающая:
- показать на примерах, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма.
Тип занятия: микропрактикум, комбинированный.
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Слайд №1
2. Беседа с учащимися.
Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.
-А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии? (от интереса, способностей, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.
Например, два человека делают одну и ту же работу, и делают её одинаково хорошо. Но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека) Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.
Слайд №2 Темперамент – это…
Слайд №3 Фото Павлова
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Слайд №4 Типы нервной системы.
4 основных типа темперамента
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
3. Фронтальное исследование. Тест Айзенка.
III. Практическая работа.
Слайд №5
Итак, кто же к какому типу относится. Результаты тестирования.
Итак, Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у вас в классе. Встаньте сангвиники и т.д. по слайду.
4. Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов.
-Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа
темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента
Слайд №6 - Слайд №9 (дети читают с места рекомендации)
Беседа
Смешанный темперамент.
Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.
Слайд №10
Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.
Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.
Слайд №11
Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.
В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.
Слайд №12
Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.
IV. Закрепление.
Викторина. Какие утверждения верны?
Слайд №13 - Слайд №15
Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.
Слайд №16 - Слайд №19
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рассмотрите рисунки. Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)
V. Итог.
-Что нового вы сегодня узнали ?
-Ребята, скажите, нужны ли нам знания, полученные на занятии?
Слайд №20
Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.
Игра «Самая-самая»
- …зелёная профессия,
- …сладкая профессия,
- …волосатая профессия,
- …детская профессия,
- …смешная профессия