Исследовательская работа Влияние темперамента на выбор профессии
Исследовательская работа Влияние темперамента на выбор профессии
Путь к карьере начинается задолго до момента устройства на работу, обучения в профессиональном учебном заведении, уже на школьной скамье. Причем не в выпускном классе, а гораздо раньше, когда ты осознаешь, что выпускные экзамены не за горами и нужно принимать решение самоопределиться в дальнейшей жизни. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.
Проблема профессионального самоопределения в современной школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы прошлого столетия, потеряли былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появились совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, чтобы сделать правильный выбор своей будущей профессии.
Принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, я выбрала и сформулировала тему своей исследовательской работы «Влияние темперамента на выбор профессии».
Цель работы: исследование влияния темперамента на выбор профессии среди обучающихся 9 класса.
Гипотеза: тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Задачи:
а) ознакомиться с историей учения о типах темперамента;
б) ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;
в) в ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;
г) изучить типы темперамента у учащихся 9 класса по методике Г. Айзенка и В. Белова;
д) установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности;
е) информировать о полученных результатах школьного психолога, классных руководителей, педагогов и родителей (по требованию).
Объект исследования: обучающиеся 9 класса.
Методы и формы работы:
- теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы;
- наблюдение, индивидуальное тестирование;
- статистический и сравнительный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Влияние темперамента на выбор профессии »
МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
Пермский край, с. Елово
Психология
Исследовательская работа
Влияние темперамента на
выбор профессии
Павлова Елизавета
Андреевна 10Б класс
Руководитель: Павлова
Марина Витальевна
2014 г
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 2
Понятие о темпераменте
История развития учения о типах темперамента……………………4
Научные подходы к теориям темперамента……………………….5
Учёт темперамента при выборе профессии…………………………8
Определение типа темперамента по конституции (по Шелдону)…11
Темперамент и профессиональный выбор
Тип темперамента по характеристике телосложения……………...16
Диагностика типов темперамента по методике В.Белова………….16
Диагностика эмоциональной стабильности, экстраверсии - интроверсии по методике Айзенка…………………………………. 17
Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е.А.Климова…………………………………………………………..18
Диагностика профессионального самоопределения обучающихся
9 класса………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиографический список ………………………………………………..24
Приложение 1 ……………………………………………………………….25
Приложение 2………………………………………………………………. 26
Приложение 3………………………………………………………………. 27
Приложение 4 ……………………………………………………………….33
Приложение 5 ……………………………………………………………….38
Приложение 6………………………………………………………………..42
Введение
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Путь к карьере начинается задолго до момента устройства на работу, обучения в профессиональном учебном заведении, уже на школьной скамье. Причем не в выпускном классе, а гораздо раньше, когда ты осознаешь, что выпускные экзамены не за горами и нужно принимать решение самоопределиться в дальнейшей жизни. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.
Проблема профессионального самоопределения в современной школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы прошлого столетия, потеряли былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появились совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, чтобы сделать правильный выбор своей будущей профессии.
Принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, я выбрала и сформулировала тему своей исследовательской работы «Влияние темперамента на выбор профессии».
Цель работы: исследование влияния темперамента на выбор профессии среди обучающихся 9 класса.
Гипотеза: тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Задачи:
а) ознакомиться с историей учения о типах темперамента;
б) ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;
в) в ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;
г) изучить типы темперамента у учащихся 9 класса по методике Г. Айзенка и В. Белова;
д) установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности;
е) информировать о полученных результатах школьного психолога, классных руководителей, педагогов и родителей (по требованию).
Объект исследования: обучающиеся 9 класса.
Методы и формы работы:
- теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы;
- наблюдение, индивидуальное тестирование;
- статистический и сравнительный анализ полученных данных.
История развития учения о типах темперамента
Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент.
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.
Свойство крови – теплота. Назначение её – согревать организм.
Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм.
Свойство желтой желчи – сухость. Назначение её – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его.
Свойство черной желчи – сырость. Назначение её – поддерживать сырость, влагу в организме.
Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания.
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.
Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь. Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день. Эта типология очень хорошо описана в стихах в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.).
Холерик (от латинского chole – желчь)
Желчь существует – она необузданным свойственна людям, Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться; Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Сангвиник (от латинского sanguis – кровь)
«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре… Склонностью он обладает к наукам любым и способен, Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Флегматик (от латинского phlegma – флегма)
Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость, Лень порождает она и ленивое крови движенье, Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…
Меланхолик (от латинского melaschole – чёрная желчь)
Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду (приложение 1).
Научные подходы к теориям темперамента
По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения.
Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной.
Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.
Воззрения врачей древности нашли своё продолжение в более поздних работах учёных. Немецкий учёный Иммануил Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов. Были и другие теории темперамента.
Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Темпераменты по К. Сиго: дыхательный; пищеварительный; мускульный; мозговой. Конституциональные теории: темперамент зависит от типа телосложения. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделил 4 типа телосложения: пикнический тип (от греческого pyknos – толстый, плотный); астенический тип (от греческого astenos – слабый); атлетический тип (от греческого athlon – борьба); диспластический тип (от греческого dis – плохо, plastos – сформированный). Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический, иксотимический. Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг). Своеобразное решение предложил К. Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения: экстравертированный; интровертированный. Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможенияможно характеризовать: по их силе,зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности,т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесиюмежду ними.
Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Советские психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) отмечают, что значение работ Павлова по проблеме темперамента заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивида. На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым.
Учёт темперамента в деятельности и при выборе профессии
Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Ты быстро включаешься в работу и всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив. Вывод: ты холерик.
Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет.
Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.
Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия. Вывод: ты сангвиник.
Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить.
Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.
Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии. Вывод: ты флегматик.
На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость.
Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Среди великих умов этой категории: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.
Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя невероятно тонким и наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Вывод: ты меланхолик.
Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.
Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.
1.4. Определение типа темперамента по конституции телосложения (по Шелдону).
Для типичного представителя меланхолического темперамента характерны следующие внешние признаки:
Высокая скорость обмена веществ, обычно просто так меланхолики не полнеют, однако обмен веществ несбалансированный, отчего часто бывает сильная усталость.
Утонченные черты лица, хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, отсутствие выраженной склонности к ожирению.
Вытянутые части тела, заметное удлинение конечностей по отношению к общим пропорциям, акцент всей фигуры на конечностях.
Вытянутая «бочкообразная» голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, или нижняя больше. Широкий, угловатый, квадратный череп, имеет сглаженные выступы.
Лоб слабо сужающийся.
Затылок плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.
Круглый, шарообразный контур темени.
Скулы слабо или средне выражены.
Нос крупный, прямой, выступающий вперед, кончик опушен книзу.
Относительно короткая, толстая, прямая шея.
Отделенность от головы и туловища не выражена, ноги и руки длинные, суставы округлые, ступни и кисти широкие короткие.
для типичного представителя холерического темперамента характерны следующие внешние признаки:
Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, телосложение сухое.
Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей, акцент фигуры на конечностях. Длинные тонкие мускулы и кости.
Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба.
Высокая скорость обмена веществ.
Грудная клетка узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол.
Слегка конусообразный череп, овальной или яйцеобразной слегка сужающийся кверху формы.
Лоб плавно сужающийся кверху, конусообразный, без выступов и неровностей.
Верхняя часть головы больше по объему.
Подбородок заострен.
Нижняя челюсть «слабая» или сильно скошенная, заметно сужается книзу.
Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены.
Нос ярко выраженной формы — с горбинкой «птичий», сильно выступающий, заостренный, удлиненный, вытянутый вперед, кончик явно опущен вниз по отношению к основанию.
Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее.
Заостренная теменная область.
Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.
Круглая шарообразная голова, верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, круглый, шарообразный контур темени.
Лоб круглый, без выступов и неровностей, плавно закругленный, почти незаметный переход к волосяной части.
Подбородок и скулы не выражены.
Нос явно не выражен, «утиный», «картошкой» или слегка вздернут.
Затылок круглый или плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.
Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая.
Ноги короткие, гладкие, круглые.
Темперамент и профессиональный выбор
В практической части было проведено исследование: определение типов темперамента по разным диагностическим материалам. В исследовании приняло участие 8 обучающихся 9 класса.
Тип темперамента по характеристике телосложения.
Согласно характеристике телосложения (диагностика по Шелдону) выявлены следующие результаты:
№
Фамилия, имя обучающегося
Темперамент по телосложению
1.
Михаил
холерический
2.
Артем
холерический
3.
Иван
холерический
4.
Алена
сангвинический
5.
Анна
холерический
6.
Василиса
холерический
7.
Дарья
сангвинический
8.
Полина
холерический
Вывод: 75% обучающихся имеют холерический тип темперамента, 25% - сангвиники (приложение 2).
Диагностика типов темперамента по методике В.Белова (приложение 3).
Обучающимся была предложена диагностика В.Белова с целью определения типа темперамента. Результаты занесены в таблицу.
№
Фамилия, имя обучающегося
Доминирующий
темперамент
1.
Михаил
60% Х
40% С
2.
Артем
30,77 % Х
30,77% С
26,92% Ф
11,54% М
3.
Иван
34,29% С
34,29% Х
20% Ф
11,42%М
4.
Алена
42,85% М
28,57%С
14,29%Х
14,29 Ф
5.
Анна
52,38 % С
47,62%Х
6.
Василиса
54,55% Х
45,45% С
7.
Дарья
44,13 % С
41,17% Х
14,7% М
8.
Полина
62,5% С
25% Х
12,5% М
Условные обозначения:
С – сангвиник, Ф - флегматик, Х - холерик, М – меланхолик.
Вывод: сравнив результаты диагностик по Шелдону и Белову, типы темперамента совпали у 5 обучающихся (62,5%).
2.3. Диагностика эмоциональной стабильности, экстраверсии - интроверсии по методике Г. Айзенка (приложение 4).
Холерики, согласно модели Г.Айзенка, являются экстравертами и они эмоционально неустойчивы. Сангвиники - экстраверты, эмоциональны устойчивы. Меланхолики – интроверты и эмоциональны неустойчивы.
Вывод: в нашем случае показатели экстраверсии – интроверсии составляет совпадение на 87,5%, по эмоциональной стабильности – на 50%. В ходе экспериментального изучения типов темпераментов по разным шкалам (тестам) они совпадают на 50% и более.
2.4. Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е. А. Климова (приложение 5).
Для определения склонностей и интересов обучающимся была предложена диагностика Е. А. Климова. Результаты занесены в таблицу.
№
Ф.И. учащегося
Профессиональные предпочтения
1.
Михаил
Человек-техника
2.
Артем
Человек-человек
3.
Иван
Человек-техника
4.
Алена
Человек-художественный образ
5.
Анна
Человек-человек
6.
Василиса
Человек-человек
7.
Дарья
Человек-человек,
8.
Полина
Человек-художественный образ
Получены следующие результаты: профессии типа «Человек – техника» и «Человек – художественный образ» выбрали по 2 человека (по 25%), «Человек – человек» - 4 человека (50%). На основе полученных экспериментальных данных профессии типа «человек – художественный образ» выбирают часто меланхолики и флегматики, они же выбирают профессии типа «человек-знаковая система». А сангвиники и холерики – профессии типа «человек-человек», «человек-техника». Совпадение типов темперамента с выбором типа профессии составило 87,5%.
Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса (приложение 6).
Цель этой диагностики: развитие склонностей и интересов, выбор предпочитаемых образовательных областей, определения профиля обучения.
№
Ф.И. учащегося
Образовательные области, которые очень нравятся и нравятся
1.
Михаил
Технология, физика, информатика
2.
Артем
Обществознание, история, литература
3.
Иван
Физика, технология, математика
4.
Алена
Литература, русский язык, иностранный язык
5.
Анна
Химия, биология, география, обществознание
6.
Василиса
Литература, обществознание
7.
Дарья
Обществознание, литература
8.
Полина
История, литература, обществознание
№
Ф.И. учащегося
Области, будущих предпочитаемых профессий, отмеченные в анкете
Проанализировав склонности и интересы обучающихся, профессиональные области и направления профильного обучения, можно сделать вывод: выбор предпочитаемых профессий совпадает с типом темперамента на 100%.
Выводы.
Обобщив теоритический и диагностический материал, я пришла к следующим выводам:
Теоритический материал помог узнать, что темперамент значительно влияет на выбор будущей профессии. Чтобы не сделать ошибку в выборе, а получить удовлетворение от профессии, необходимо учитывать и тип нервной системы и профессиональные и лидерские качества, что влияет на работоспособность, мыслительные процессы, разнообразие видов деятельности.
Диагностические материалы позволяют определить тип темперамента, тип профессии, выявить склонности и интересы и развить их при углубленном изучении предметов.
Заключение.
В будничных радостях и горестях жизни
нужно быть сангвиником,
в важных событиях жизни – меланхоликом,
относительно влечений, глубоко затрагивающих
наши интересы, холериком, и наконец,
в исполнении решений – флегматиком.
В. Вундт
1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе направлена профориентационная работа.
2. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Чтоб не допустить ошибки при выборе профессии, важно учитывать тип темперамента с выбором области предпочитаемых профессий.
3. Учащиеся с разным типом темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности. Человек, зная свой темперамент, может сделать правильный выбор будущей профессии, учитывая свои склонности и интересы.
4. Мы не можем изменить темперамент, поскольку это врожденная особенность человека, но можем способствовать формированию профессионально важных качеств личности, склонностей и интересов. Это можно осуществить через занятия курсов по выбору, элективных курсов, углубленное изучение предметов.
Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Библиографический список
Аграшенокв А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, АСТ 1997.
Детская энциклопедия в 12 т. – М.: Педагогика, 1975. – т.7.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Основы психологии: 10 кл.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.:Генезис, 2005.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004.
Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Савенко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005.
CD-диск «Тесты для детей и родителей». Серия: Занимательная психология. ООО «МФЦ» 1999. ИДДК 2000 г. Москва.
Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С.Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
Для определения принадлежности ученика к тому или иному темпераменту школьный психолог может использовать достаточно простую методику опросного типа, основанную на самооценке обследуемых особенностей своей личности. Школьникам раздаются бланки с напечатанным на них перечнем «жизненных показателей» каждого из четырех типов темперамента и предлагается отметить знаком «+» те качества личности (показатели), которыми они обладают.
Образец бланка
Если Вы:
1. неустойчивы, суетливы
2. невыдержанны, вспыльчивы
3. нетерпеливы
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми
5. решительны и инициативны
6. упрямы
7. находчивы в споре
8. работаете рывками
9. склонны к риску
10. незлопамятны и необидчивы
11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью
12. неуравновешенны, склонны к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпеливы к недостаткам
15. обладаете выразительной речью
16. способны быстро действовать и решать
17. неустанно стремитесь к новому
18. обладаете резкими, порывистыми движениями
19. настойчивы в достижении поставленной цели
20. склонны к резким сменам настроения – то вы холерик.
Если Вы:
1. веселы и жизнерадостны
2. энергичны и деловиты
3. часто не доводите начатое дело до конца
4. склонны переоценивать себя
5. способны быстро схватить новое
6. неустойчивы в интересах и склонностях
7. легко переживаете неудачи и неприятности
8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
9. с увлечением беретесь за любое дело
10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать
11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую
12. тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой
13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми
17. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
18. обладаете всегда бодрым настроением
19. часто несобранны, проявляете поспешность в решениях
20. склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться, – то вы сангвиник.
Если Вы:
1. спокойны и хладнокровны
2. последовательны, обстоятельны в делах
3. осторожны и рассудительны
4. умеете ждать
5. молчаливы и не любите попусту болтать
6. сдержанны и терпеливы
7. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций
8. доводите начатое дело до конца
9. не растрачиваете попусту сил
10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе
11. легко сдерживаете порывы
12. маловосприимчивы к одобрению и порицанию
13. не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14. постоянны в своих интересах
15. ровны в отношениях со всеми
16. инертны, малоподвижны, вялы
17. любите аккуратность во всем, порядок во всем
18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
19. обладаете выдержкой,
20. постоянно сходитесь с новыми людьми – то вы флегматик.
Если Вы:
1. стеснительны, застенчивы
2. теряетесь в новой обстановке
3. не верите в свои силы
4. затрудняетесь установить контакт с чужими людьми
5. легко переносите одиночество
6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
7. склонны уходить в себя
8. быстро утомляетесь
9. обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шепота
10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
11. впечатлительны до слезливости
12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим
14. склонны к подозрительности, мнительности
15. болезненно чувствительны и легко ранимы
16. чрезмерно обидчивы
17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями
18. малоактивны и робки
19. безропотно покорны
20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, – то вы меланхолик.
Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Если количество положительных ответов составит 16–20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11–15, значит качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6–10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.
Поскольку нередки случаи, когда у школьника черты одного темперамента могут быть «перемешаны» с чертами другого (смешанный тип темперамента), при обработке данных полезно использовать следующую формулу:
Фт =,
где Фт – формула темперамента
X – холерический темперамент
С – сангвинический темперамент
Ф – флегматический темперамент
М – меланхолический темперамент
А – общее число плюсов по всем типам
Ах – число плюсов в перечне холерика
Ас – число плюсов в перечне сангвиника
Аф – число плюсов в перечне флегматика
Ам – число плюсов в перечне меланхолика.
Например, в результате обследования получены такие данные: по перечню холерика – 13 положительных ответов, по перечню сангвиника – 14, по перечню флегматика – 7, по перечню меланхолика – 9.
Подставим полученные данные в формулу:
Фт ==
X 30,2% + С 32,6% + Ф 16,3% + М 20,9%.
Это значит, что темперамент у обследованного школьника на 30,2% – холерический, на 32,6% – сангвинический, на 16,3% – флегматический и на 20,9% – меланхолический. Степень доминирования того или иного типа темперамента определяйте по следующей шкале. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составит 40% и выше, значит данный тип темперамента является доминирующим. Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного темперамента выражены достаточно ярко. Если результат 20–29%, то качества данного темперамента выражены в средней степени. При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого темперамента выражены в малой степени.
Характеристики типов темперамента
ХОЛЕРИКИ
ФЛЕГМАТИКИ
САНГВИНИКИ
МЕЛАНХОЛИКИ
неустойчивы, суетливы;
невыдержанны, вспыльчивы; нетерпеливы;
резки и прямолинейны в отношениях с людьми; решительны и инициативны;
упрямы;
находчивы в споре;
работают рывками
склонны к риску; незлопамятны и необидчивы;
обладают быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью;
неуравновешенны, склонны к горячности;
агрессивный забияка нетерпеливы к недостаткам;
обладают вырази-тельной речью;
способны быстро действовать и решать;
неустанно стре-мятся к новому
обладают рез-кими, порывис-тыми движениями;
настойчивы в достижении поставленной цели;
склонны к резким сменам настрое-ния
спокойны и хладнокровны;
последовательны, обстоятельны в делах;
осторожны и рассудительны;
умеют ждать;
молчаливы и не любят попусту болтать;
сдержанны и терпеливы;
обладают спокой-ной, равномерной речью, с останов-ками, без выраженных эмоций;
доводят начатое дело до конца;
не растрачивают попусту сил;
строго придержи-ваются выработан-ного распорядка жизни, системы в работе;
легко сдерживают порывы;
маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
не злобливы, проявляют снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
постоянны в своих интересах;
ровны в отноше-ниях со всеми;
инертны, малопод-вижны, вялы;
любят аккурат-ность во всем, порядок во всем;
с трудом приспосабливаются к новой обстановке;
обладают выдержкой;
веселы и жизнерадостны;
энергичны и деловиты;
часто не доводят начатое дело до конца;
склонны переоце-нивать себя;
способны быстро схватить новое;
неустойчивы в интересах и склонностях;
легко переживают неудачи и неприятности;
легко приспосабли-ваются к разным обстоятельствам;
быстро остывают, если дело перестает Вас интересовать
быстро включа-ются в новую работу и быстро переключаются с одной работы на другую;
общительны и отзывчивы, не чувствуют скован-ности с новыми для них людьми;
выносливы и работоспособны;
быстро засыпают и пробуждается;
обладают громкой, быстрой, отчет-ливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;
сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
обладают всегда бодрым настрое-нием;
часто несобранны, проявляют поспешность в решениях; склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться
стеснительны, застенчивы;
теряются в новой обстановке;
не верят в свои силы;
затрудняются установить контакт с чужими людьми;
легко переносят одиночество;
чувствуют подавленность и растерянность при неудачах;
склонны уходить в себя;
быстро утомля-ются;
обладают слабой тихой речью, иногда снижаю-щейся до шепота;
невольно приспосабливаюся к характеру собеседника;
впечатлительны до слезливости;
чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
предъявляют высокие требования к себе и к окружающим;
склонны к подозрительности, мнительности;
болезненно чувствительны и легко ранимы;
чрезмерно обидчивы;
скрытны и необщительны, не делятся ни с кем своими мыслями;
малоактивны и робки;
безропотно покорны;
стремятся вызвать сочувствие и помощь у окружающих;
Приложение 4
Диагностика эмоциональной стабильности (ТЕСТ Г. АЙЗЕНКА)
Для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма рекомендуем несколько упрощенный и сокращенный тест английского психолога Г. Айзенка. Это очень популярный тест, который имеет хождение практически во всех, странах мира. Он включает в себя 57 вопросов, которые в зависимости от формы проведения зачитываются экспериментатором или самим испытуемым.
Содержание теста
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям и к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?
5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания независимо от того, удобно Вам или нет?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то оснований?
10. Сделали бы Вы все что угодно на спор?
11. Возникает ли у Вас чувство робости или смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичным(ой) Вам Незнакомкой(цем)?
12. Выходите ли Вы из себя, злитесь?
13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, что не следовало бы?
15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли Вас обидеть?
17. Любите ли Вы бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, зато особенно близких Вам?
21. Часто ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли Вы себя человеком легко возбудимым и чувствительный?
27. Считают ли Вас другие человеком милым и веселым?
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
33. Бывают ли у Вас внезапные сердцебиения?
34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могут произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
49. Можете ли сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?
Инструкция испытуемому
Вам предлагается 57 вопросов и бланк для ответов (см. образец). На каждый вопрос Вы должны ответить либо «Да», либо «Нет» в зависимости от того, что больше соответствует Вашим личным особенностям. При утвердительном ответе в соответствующей колонке бланка надо поставить против вопроса знак «+», при отрицательном – знак «–». Отвечать следует на все вопросы без исключения, нельзя отвечать «иногда», «редко» и т.п. Опросник предназначен для выявления некоторых личностных свойств, а не интеллекта, поэтому важна Ваша первая реакция, т.е. отвечать надо быстро, не раздумывая над каждым вопросом. Читая внимательно вопрос, Вы тут же, быстро, отвечаете на него.
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Обработка данных осуществляется с помощью специальной таблицы (см. прилагаемый образец), в которой все вопросы разнесены по трем шкалам (экстраверсия, нейротизм, искренность) и по каждой из них указаны ключевые знаки. Все «плюсы» и «минусы» из бланка ответов переносятся в эту таблицу, сравниваются с ключевыми знаками и случаи совпадения суммируются. За каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым знаком начисляется 1 балл. Сумма баллов проставляется внизу каждой шкалы.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество _________ Класс _______________________
Пол ______________________ Дата исследования ________________
Школа ___________________________
№№ вопроса
Ответы
№№ вопроса
Ответы
Да
Нет
Да
Нет
1
29
2
30
3
31
4
32
5
33
6
34
7
35
8
36
9
37
10
38
II
39
12
40
13
41
14
42
15
43
16
44
17
45
18
46
19
47
20
48
21
49
22
50
23
51
24
52
25
53
26
54
27
55
28
56
57
Оценка результатов обследования начинается с последней шкалы («искренность»). Она выявляет, насколько правдивыми были ответы испытуемого на поставленные вопросы. Если по этой шкале испытуемый набрал не более 4 баллов, то результаты испытания по другим шкалам признаются верными и подлежат обработке. Если же сумма баллов составит 5 и выше, то результаты тестирования подвергаются сомнению и не интерпретируются (обследование считается неудавшимся).
Таблица обработки данных
Экстраверсия
Нейротизм
Искренность
№ вопроса
Ключевой знак
Знак ответа испытуемого
№ вопроса
Ключевой знак
Знак ответа испытуемого
№ вопроса
Ключевой знак
Знак ответе испит.
1
+
2
+
6
+
3
+
4
+
12
-
5
–
7
+
18
–
8
+
9
+
24
+
10
+
11
+
30
–
13
+
14
+
36
+
15
–
16
+
42
-
17
+
19
+
48
-
20
–
21
+
54
–
22
+
23
+
25
+
26
+
27
+
28
+
29
–
31
+
32
–
33
+
34
–
35
+
37
–
38
+
Количество
баллов
39
+
40
+
41
–
43
+
44
+
45
+
46
+
47
+
49
+
50
+
51
–
52
+
53
+
55
+
56
+
57
+
Количество баллов
Количество баллов
По шкале экстраверсии (при удачном проведении теста) результаты интерпретируются следующим образом. Если испытуемый набрал:
от 1 до 11 баллов – он интроверт, причем:
от 1 до 7 баллов – его интровертность очень сильная,
от 8 до 11 баллов – его интровертность умеренная.
от 12 до 24 баллов – испытуемый экстраверт, причем:
от 12 до 18 баллов – его экстравертность умеренная,
от 19 до 24 баллов – очень высокая.
По шкале нейротизма результаты тестирования оцениваются так:
от 1 до 14 баллов – испытуемый эмоционально стабильный человек, причем:
от 1 до 7 баллов – его эмоциональная устойчивость очень высокая,
от 8 до 14 баллов – умеренная или средняя.
От 15 до 24 баллов – у испытуемого проявляется нейротизм (эмоциональная нестабильность), причем:
от 15 до 17 баллов – нейротизм умеренный,
от 18 до 24 баллов – нейротизм сильный.
Приложение 5Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова
Описание: (ДДО) разработан под руководством Е. А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий. В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.
1.Человек - Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - Человек (Ч-Ч).
труд людей этой группы профессий связан с:
воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек - Знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - Природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - Художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Инструкция «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Проверяете по «Листу ответов», в каком столбце находятся отмеченные вами номера. Каждый столбец соответствует конкретному типу профессий. Подсчитанное вами максимальное количество «+» в одном из столбцов указывает на тот тип профессий, который подходит вам. Напротив, максимальное количество знаков «-» подскажет, какие профессии вам не стоит выбирать.
Лист ответов
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
17б
18а
18б
19а
19б
20а
20б
Название типов профессий по столбцам
1.«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды.
2.«Человек-техника» - все профессии, связанные с техникой.
3.«Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
4.«Человек-знаковая система» - все профессии, связанные с подсчётами, цифро-выми и буквенными знаками.
5.«Человек-художественный образ» - все творческие специальности.
Приложение 6
Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся
девятых классов средней школы
Уважаемый девятиклассник!
В конце этого учебного года Вам предстоит сделать важный выбор траектории своего дальнейшего образования: либо продолжить его в среднем специальном профессиональном учебном заведении, либо в профильных 10- 11-х классах.
Во всех случаях этот выбор связан с выбором своей будущей профессии, с Вашим жизненным и профессиональным самоопределением - другими словами, есть необходимость задуматься над довольно большим рядом непростых вопросов.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный Вами ответ или запишите его в отведенном для этого месте.
1. Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они Вам нравятся.
№
Образовательные области
Очень нравится
Нравится
Не нравится
Очень не нравится
1.
Математика
2.
Русский язык
3.
Литература
4.
История
5.
Обществознание
6.
География
7.
Биология
8.
Физика
9.
Химия
10.
Технология
11.
Иностранные языки
12.
Информатика, программирование
2. С какой областью Вы связываете свою будущую профессию?
№
Профессиональные области
Да
Нет
1.
Техника, производство, материальные технологии
2.
Информационные техника и технологии
3.
Медицина
4.
Строительство
5.
Транспорт
6.
Торговля
7.
Сервис, обслуживание населения, услуги
8.
Педагогика
9.
Экономика, организация и управление
10.
Армия, милиция
11.
Право, юриспруденция
12.
Психология
13.
Искусство
14.
Фундаментальная наука
15.
Литература, истории
16.
Другое
17.
Пока не знаю
3. Если бы Вам предоставилась возможность учиться в 10-11 – х профильных классах, то какой выбор вы сделали бы (а также специальности, должности, места работы)?
Профильный класс
да
нет
1.
Технико-технологический (инженерный)
2.
Физико-математический
3.
Медико-биологический
4.
Гуманитарный
5.
Художественный
6.
Природо-биологический
7.
Социально экономико-правовой
Спасибо, что Вы ответили на наши вопросы! И, наверное, с пользой для себя.