kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великая Отечественная война и песни: что может быть общего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного занятия о песнях Великой Отечественной войны уводит учащихся в историю создания песен известных всем и каждому в нашей стране, знакомство с поэтами и композиторами, их написавшими, влиянии музыки на души бойцов и людей, живущих в тылу. Использованы записи песен в исполнении певцов и музыкантов военного времени, звучащих с помощью МРЗ- плеера. Указаны все ссылки для работы в Интернете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и песни: что может быть общего? »

Разработка классного часа


Тема: «Великая Отечественная война и песни: что может быть общего?»







Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области

Хорошилова Н.К.

































Учитель. Песни всегда сопровождают жизнь человека: в быту, в веселье, на ратном поле и при уборке урожая. Песни войны. Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец, начиная со средневековых войн.

В суровые годы Великой Отечественной войны советскими поэтами и композиторами были созданы песни, о которых можно сказать, что они тоже были боевым оружием в борьбе с ненавистным врагом. И сейчас они самые любимые не только у тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, но и у молодёжи.

Каждый композитор и поэт военного времени, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все страстное стремление служить общему делу, ощущал себя воином великой армии-освободительницы.

Сегодня вы услышите песни военных лет. Каждая из них несет на себе неповторимую печать атмосферы тех далеких, но не изгладившихся из памяти лет, каждую отличают высокий патриотический подъем, непреклонная решимость и устремленность к победе, объединявшие советских людей перед лицом суровых испытаний в годы Великой Отечественной войны.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала собрать все силы.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Ученик. Песни, написанные во время Великой Отечественной войны и о ней, к сожалению, звучат сегодня нечасто по радиоприёмникам или на телевидении, и уж совсем обидно, что один день- в День Победы 9 Мая. Продаются, конечно, на дисках, но покупают такие диски далеко не все. А между тем, слова и музыка военных песен завораживают, заставляют сердце чаще биться, в голове родятся картины боёв и предстают образы тех, кто защитил нашу Родину от немецкого врага. Они достойны нашей памяти!

Учитель. Поэтому сегодня, в преддверии 70-летия со дня Великой Победы, мы и проводим классный час, посвящённый песням Великой Отечественной войны. Поговорим о том, как и кем они были созданы, послушаем их мелодии.

Первый ученик. Самая патетическая песня, при прослушивании которой мурашки бегут по коже,- это «Священная война».

Послушаем её.

http://music70-80.narod.ru/mp/war/vstavay_strana_ogromnaja.mp3

В первый же день боёв с фашистами В.И.Лебедев- Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано в газетах.

Композитор А.В.Александров, создатель и руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии, прочитав его, сочинил музыку.

Вскоре, три бригады ансамбля, выехав на фронт, исполнили её перед бойцами.

С песней «Священная война» шли советские солдаты по фронтовым дорогам. Она звучала в освобождённой Польше, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, в поверженном Берлине.

О том, как война вошла в жизнь композитора А.В.Александрова, он сам сказал так: « Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках- песня. Песня, которая также может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…»

В книге «Друзья-однополчане» А.Е.Луковников, рассказывая о гастролях Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии в Канаде, приводит такой эпизод. 9 мая ансамбль решил начать концерт песней «Священная война», хотя она не входила в программу и не было уверенности в том, что канадские слушатели примут песню: уж очень далёкие события отражены в ней. Однако успех был ошеломляющим. На следующий день местные газеты сообщили, что «русские День Победы отметили песней, с которой они начали долгую и тяжёлую дорогу на Берлин».

Второй ученик. Среди песен высокого патриотического звучания, ставших в суровые годы войны подлинным боевым оружием, заняла своё почётное место и песня композитора, народного артиста СССР М.И.Блантера «До свиданья, города и хаты».

Вот как она была создана. Её текст 23 июня 1941 года продиктовал композитору по телефону поэт М.В.Исаковский.

Он нашёл точные слова и верную интонацию для прощальной песни молодых воинов, уходящих на фронт:

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовёт.

Молодые, смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Композитор М.И.Блантер рассказал, что он несколько часов не отходил от рояля, а вечером позвонил М.В.Исаковского и спел в телефонную трубку новую песню. На следующее утро он исполнил её в Союзе композиторов. Песню одобрили маститые композиторы: Д.Б.Кабалевский, А.И.Хачатурян.

Послушаем песню «До свиданья, города и хаты».

http://www.audiopoisk.com/track/-3/mp3/do-svidan_a-goroda-i-hati/


Третий ученик. В годы войны М.И.Блантер написал около 40 песен, лучшие из них- вместе с М.В.Исаковским. Больной. Потерявший зрение, поэт жил в эвакуации в городе Чистополе, он посылал товарищу-композитору стихи, которые вскоре становились песнями и отправлялись в действующую армию.

Их знаменитая «Катюша», созданная ещё до войны, прошла с советскими солдатами от Волги до Берлина.

http://mp3ostrov.com/?string=%EA%E0%F2%FE%F8%E0 «Катюша»

Четвёртый ученик. Как же родилась «Катюша»?
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их М. В. Исаковский, автор известных и популярных в ту пору песен: «Прощание», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Любушка», «Зелеными просторами» и других.
«Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера. С ним незадолго до того познакомил его журналист Василий Регинин.

«Я начал одну песню,— сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Не исключено, что эта деталь окончательно определила подвижной жанр «Катюши».

Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
«Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах.
По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».

Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
В чем новизна и актуальность воплощения этой темы поэтом и композитором, привлекательность и неожиданность ее решения?
Не только в сюжете, но и в самом ее настроении. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.

И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы.

Пятый ученик. «Серёжка с Малой Бронной» была написана композитором А.Я.Эшпаем и была посвящена памяти погибших фронтовиков.

Автор её стихов написал поэт Е.М.Винокуров, прошедший трудными дорогами Великой Отечественной войны до самой победы.

Они написали её в короткий срок. К композитору пришёл известный киноартист, исполнитель песен Марк Бернес и принёс стихи Е.М.Винокурова и стал ждать, чтобы тот сразу написал на них музыку. И тут пришла основная интонация, а утром вся песня была готова полностью. Всё, что в песне, поэт и композитор пережили в жизни, потому что были реальными участниками фронтовых действий, поэтому и песня получилась сразу. А потом имела большой успех.

Слушаем песню: http://www.audiopoisk.com/track/mark-bernes/mp3/serejka-s-maloi-bronnoi-i-vitka-s-mohovoi/

Первым исполнил песню Марк Бернес.

Шестой ученик.

«Женька»- известная песня. Появилась

она так. Композитор Е.Э.Жарковский просматривал

книгу стихов К.Я.Ваншенкина и в оглавлении увидел –«Женька». Оказалось, что это стихи о юной партизанке. Они были простыми и искренними. В них многие люди угадывали истории о партизанах, произошедших а разных районах страны во время войны.

Посмотрим видеозапись с песней о Женьке.

http://www.youtube.com/watch?v=Arb-dZMZJwY

Седьмой ученик. Город Пловдив- крупнейший город Болгарии. Он расположен на шести живописных холмах. На одном из них стоит памятник советскому солдату-освободителю. Болгары с нежностью называют его Алёшей. Песня «Алёша» написана поэтом К.Я.Ваншенкиным и композитором Э.С.Колмановским.









«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща»

Песня “Алеша” — это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

http://music70-80.narod.ru/mp/war/kobzon-alesha.mp3 Песня «Алёша».

Учитель. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая…Музыка удваивает, утраивает армию…»- так говорил А.В.Суворов.

В первые 3-4 дня Великой Отечественной войны только московскими композиторами было создано более ста песен.

Начало мая.
Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Когда опять подходят даты эти.
Я почему-то чувствую вину -
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Никто из нас за это не в ответе.
Сама с собой веду я разговор:
Так много было войн на белом свете,
Так много лет уже прошло с тех пор.
Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И, кажется, что было так всегда.
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Когда придем, на майские, на митинг,
Веселые, довольные вполне,
Давайте скажем что-то о Победе
И вспомним, хоть немного, о войне.


Использованы источники:

1.http://otvoyna.ru/pesni.htm Музыка времён Великой Отечественной войны

2.http://music70-80.narod.ru/war.htm Мои любимые песни о войне

3.http://bibnout.ru/2010/02/20/den-pobedy/istoriya-sozdaniya-pesen-voennyx-let-i-pesen-o-vojne/ Истории создания песен времён Великой Отечественной войны







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Великая Отечественная война и песни: что может быть общего?

Автор: Хорошилова Надежда Константиновна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция  «Песни войны. Песни Победы» "
    ["seo_title"] => string(66) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-piesni-voiny-piesni-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "217100"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433236898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?»."
    ["seo_title"] => string(52) "kak_rasskazat_rebenku_o_velikoi_otechestvennoi_voine"
    ["file_id"] => string(6) "549237"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589188568"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Общешкольное мероприятие: "Начало Великой Отечественной войны"."
    ["seo_title"] => string(68) "obshchieshkolnoiemieropriiatiienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "258985"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448624007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства