kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В чем сила патриотической песни ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный часа построен по технологии проекта, цель которого: научить учащихся самостоятельно ставить проблемы и творчески искать на них ответ; воспитывать в них уверенность в своих способностях; развивать креативные умения.

            Актуальность классного часа заключается в том, что в нем используется компьютерные технологии, в данном случае при решении проблемы выдвинутой учащимися: «В чём сила патриотической песни» для нахождения ответа дается возможность  посмотреть  видео фрагменты на эту тему.

  Цель классного часа:

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
  • доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации.

   Задачи:

  • осознать, что сила музыки не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;
  • осознавать связь времен, различных культур, место и роль каждого человека в становлении нового общества;
  • формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины и толерантного человека.

Методы и формы: проблемно-поисковые + диалог

Оборудование:  репродукции, портреты  композиторов, костюмы.

Музыкальный ряд:

1.«Священная война» музыка Ал. Александрова, словаВ. Лебедева-Кумача

2.«Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский. 

3.  «В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова.

4. «Катюша» слова М. Блантера, музыка М. Исаковского.

5.« Шумел сурово Брянский лес»

6.« Журавли»

Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов):

1.Плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе

2. Агитплакаты времен Великой Отечественной войны

3. Презентация “Песни войны и о войне ”

 4. Видеоролики «Хроника военных лет»

Литературный ряд: 

      Сообщения об истории создания песен «Священная война» музыка Ал. Александрова,

      слова В. Лебедева-Кумача , «Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский,

      «В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова, «Катюша» слова М. Блантера, музыка

       М. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес», «Журавли»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В чем сила патриотической песни ? »

КЛАССНЫЙ ЧАС « В чем сила патриотической песни »

Пояснительная записка

   

Классный часа построен по технологии проекта, цель которого: научить учащихся самостоятельно ставить проблемы и творчески искать на них ответ; воспитывать в них уверенность в своих способностях; развивать креативные умения.

   Актуальность классного часа заключается в том, что в нем используется компьютерные технологии, в данном случае при решении проблемы выдвинутой учащимися: «В чём сила патриотической песни» для нахождения ответа дается возможность  посмотреть  видео фрагменты на эту тему.


  Цель классного часа:

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;

  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;

  • доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась мощным средством агитации.


   Задачи:

  • осознать, что сила музыки не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;

  • осознавать связь времен, различных культур, место и роль каждого человека в становлении нового общества;

  • формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины и толерантного человека.


Методы и формы: проблемно-поисковые + диалог

 

Оборудование: репродукции, портреты композиторов, костюмы.


Музыкальный ряд:

  1. «Священная война» музыка Ал. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

  2. «Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский. 

  3.   «В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова.

  4. «Катюша» слова М. Блантера, музыка М. Исаковского.

  5. « Шумел сурово Брянский лес»

  6. « Журавли»

 


Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов):

1.Плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе

2. Агитплакаты времен Великой Отечественной войны

3. Презентация “Песни войны и о войне ”

 4. Видеоролики «Хроника военных лет»

Литературный ряд: 

      Сообщения об истории создания песен «Священная война» музыка Ал. Александрова,

      слова В. Лебедева-Кумача , «Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский,

      «В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова, «Катюша» слова М. Блантера, музыка

       М. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес», «Журавли»

 


Ход классного часа

Настрой ребят на новый вид деятельности. Класс делится на четыре группы. Учитель в классе играет роль консультанта (организатор доступа к ресурсам) и руководителя (особенно в вопросах планирования времени).

Ученики сами добывают и обрабатывают предметные  знания и умения. Прежде чем ученики поставят задачу решить какую-либо проблему по теме классного часа, учитель   предлагает разобрать слово «патриотизм» и соотнести это слово к теме : «В чём сила патриотической песни?»

Предварительная подготовка : ученики подбирают материал о песнях военных лет .

Работа с материалом: Учащимся раздаются выдержки из словарей

 

1. С.И.Ожегов «Толковый словарь»

2.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

И другие словари.

  1. Патриотизм   Словарь Ушакова

ПАТРИОТИ'ЗМ -Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

  1. Патриотизм.   Общественные науки

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Идеология Любовь.

  1. Патриотизм   Безопасность

Патриотизм (от греч. patris - родина) - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

  1. Патриотизм   Брокгауз и Ефрон

Патриотизм, любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации (см). Чувства привязанности к родине и родному народу.

На первом этапе каждый самостоятельно работает над своим листом со словарями. Мешать друг другу нельзя. Затем  идет обсуждение в малой группе и выбирается то значение слова, которые более понятно ученикам. Этот этап французские педагоги называют «социализацией»

Учащиеся сами дают вывод слову «патриотизм» (запись в тетради и на доске) и определяют, какие же песни называют патриотическими?

 

 Вывод: «Песни которые говорят о любви к Родине, преданности своему отечеству, своему народу называют патриотическими»   

 

Рефлексия.   Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в процессе работы. Дети учатся ощущать свои чувства и их высказывать. Это очень важный момент и поэтому проектную деятельность можно назвать не только педагогической, но и психологической, так как в ней идет работа с психическим материалом.
















План -конспект классного час:


Организационные  моменты.

  

Слайд 1 «В чем сила патриотической песни»


Классный руководитель объявляет тему классного часа: «В чём сила патриотической песни?»

прежде чем мы ответим на это вопрос, давайте разберёмся в значении слова патриотизм. Найдите, пожалуйста, значение слова. Ученики дают определение слова из разных словарей.

Какие же песни называют патриотическими?


Слайд 2 , 2а «Патриотизм-….»

Слайд 3 «Песни которые говорят о любви к Родине, преданности своему отечеству, своему народу называют патриотическими».


Классный руководитель:   Сегодня наш классный час посвящен именно таким песням . Песням Великой Отечественной войне. Это тяжелое время для нашего народа. Это  невозможно позабыть, сколько бы лет не прошло. Отношение к событиям Великой Отечественной войны отражалась и в музыке, непосредственно в дни событий и после военное время.


Слайд 4

Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

– Какие чувства вызывает она?

- В  чём сила патриотической песни?

На эти вопросы мы дадим ответ сегодня.

Много лет лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песня. Рожденные в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опаленные огнем сражений , эти песни могут составить своеобразную летопись Вов.

Они учат мужеству , стойкости и верности .Сегодня песни военных лет – это памятники истории.

“Когда говорят пушки, молчат музы – гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Многие из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!












ПЕРВАЯ ГРУППА


Слайд 5 Хор Александрова на Белорусском вокзале.

Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым-Кумачем и композитором Александром Александровым.

Звучит первый куплет.

Солдат: С этой песней я уходил на фронт. Помню, нас привезли на вокзал и на перроне оркестр играл эту песню. Это было 26 июня1941 года. У многих были слезы на глазах. Мы почувствовали такую ненависть к врагу и готовы были защитить свой дом, свою семью, свою Родину. Я знаю, что стихи написал В.И. Лебедев-Кумач. А вот как она родилась, не знаю.


1-й ученик “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимание композиторов.

Ученица: Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг: Мы должны были выпустить первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? И тут я вспомнил: во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. Вспомнив все это, мы бросились обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал. Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом.

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Не позже завтрашнего утра.

Утром стихи пошли в набор. 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Музыку к нему написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров. Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.

Мог ли редактор газеты «Красная звезда» подумать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн..
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала 27 июня, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня была гимном, призывом. Её увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами.

2-й ученик.

Участник хора, который исполнял песню “Священная война” на Белорусском вокзале Юрий Емельянов вспоминает: “В зале ожидания на вокзале было большое скопление народа, и когда хору настало время исполнять песню, в душе закралось сомнение – можно ли выступать в такой шумной обстановке? И вот взмах руки композитора, хор начинает петь – зал затихает… С первых же тактов было понятно , что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как при исполнении гимна. На суровых лицах солдат волнение и слезы. Песню требовали повторить пять раз подряд! – пели мы “Священную войну”.

3-й ученик.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была “взята на вооружение” нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала “Священная война”. Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.


Слайд 6

Звучит песняСвященная война” + видео

 

Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас  эта песня? К чему призывает это произведение?


Слайд 7

Портреты авторов песни «Синий платочек»


Классный руководитель: Песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы военных лет: героические и патриотические, лирические и трагические. Зачастую маленький атрибут женской одежды становился героем песни, а для солдата самым дорогим предметом напоминавшим о любимых людях.











ВТОРАЯ ГРУППА



Ученик.  В сентябре 1939 г. во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз».  Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…»
После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Ежи Петерсбурскому. И уже через несколько дней, песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау. Песня сразу полюбилась москвичам. Известный поэт А. Сурков в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война…


Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942году.
Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».

Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки.

 
Слайд 8

Звучит песня  «Синий платочек» + видео


Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас  эта песня? О чём говорит это произведение?

 


 Классный руководитель: Зачастую песни рождались случайно. Так и произошло с любимой и часто исполняемой в наши дни песней «В землянке».


Слайд 9

СЦЕНКА «Солдаты на привале»

Несколько человек сидят у костра. Один из них что-то наигрывает на гитаре.

- Здесь ребята с передовой песню привезли.

И начинает напевать.

Слайд 10

Портреты авторов песни «В землянке»




Слайд 11

Звучит песня  «В землянке» + репродукции

 

 Ученик:  У знаменитого стихотворения Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..» есть посвящение: Софье Кревс.

Ученица: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Антоновне. Алексей Сурков, корреспондент газеты «Красноармейская правда», 27 ноября 1941 года попал в окружение вместе со штабом гвардейской стрелковой дивизии под Москвой. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше.

Поздней осенью 1941 года Сурков вместе с воинами принял бой в двадцати километрах от Москвы.

В минуты передышки поэт решил написать:

 Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в земляне гармонь

Про улыбку твою и глаза.

        Письмо было адресовано только одной женщине, и его прочесть должна была только она. Но вышло так, что стихи узнали другие. И произошло то же, что и с «Синим платочком»,  и с «Вечером на рейде»: стихи стали переписывать и посылать домой как «свои» (их, конечно, не «присваивали», но как раньше грамотеи писали за тех, кто не мог написать сам, так теперь поэты дали фронтовики слова, которые у тех были в сердце, но не находили точного выражения). Это так важно было - донести до родного дома чувство верности и надежды!

И в начале 1942 года Константин Листов написал на эти стихи музыку, и эта песня «В землянке» стала очень популярна.

  Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас  эта песня? О чём говорит это произведение?

 ТРЕТЬЯ ГРУППА


Классный руководитель: На фронте среди солдат были очень популярны веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром поэт Твардовский – устами своего героя Василия Теркина сказал:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки.

Шутки самой немудрой.

Очень популярна была и остается сейчас веселая песня «Катю́ша». Автор музыки — Блантер Матвей Исаакович, автор слов — Михаил Исаковский


Слайд 12

Портреты авторов песни «Катюша»

 

Слайд 13

Фотографии: «Солдаты на привале», миномёт Катюша

 

Ученики: Исполняют песню

Ведущий 1.Казалось бы, тяготы и страдания военного времен не оставляют места для шуток и смеха... И тем не менее шутка всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...

Ведущий 2. Песни и юмор были необходимы солдатам на войне и в походе, и на привале. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Ведущий 1. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова, самими бойцами, прямо на привале. Песня становилась ещё ближе, ещё нужнее.

Учащиеся исполняют песню «Катюша»


Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас  эта песня?














ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА


Слайд 14


Звучит первый куплет песни «Шумел сурово Брянский лес» муз С.Каца,сл.А.Софронова


Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ. 

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. Она началась еще в 1937 году с лихой казачьей песни «Как у дуба старого». С тех пор они написали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть? Ведь в походных колоннах партизаны, как известно, не шагают, – следовательно, марш им не подходит, модный в то время песенный вальс в дремучих лесах, окруженных врагами, не станцуешь... 

И здесь авторы вспомнили старую народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времен Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». В этих эпических песнях была выражена душа народа, патриотизм и мужество русских людей. Так родилось название, а с ним и первые строчки будущего партизанского гимна– «Шумел сурово брянский лес». 

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре. Но как раз в эти дни неожиданно был получен приказ: композитора С. Каца командировать в распоряжение штаба Брянского фронта для оказания творческой помощи фронтовому ансамблю песни и пляски, а поэта А. Софронова – направить туда же, в штаб фронта как военного корреспондента газеты «Известия».

В штабе спецкору «Известий» предложили в канун Октябрьского праздника вылететь к брянским партизанам. Самолет, который отправлялся в этот опасный рейс, был загружен боеприпасами, продуктами и медикаментами. Туда же приказано было «погрузить» и песню. Это оказалось не так-то просто. Ведь нот у корреспондента не было, да вряд ли они ему и пригодились бы; о певце-солисте с аккомпаниатором, конечно, и мечтать не приходилось, а главное – композитор не мог лететь к партизанам, так как в самолете было только одно место... Перед самым отъездом Кац, огорченный, что он остался на «Большой земле», несколько раз напевал соавтору мелодию, умоляя его не сбиться с ритма... Самолет благополучно пересек линию фронта и сделал посадку в партизанском крае – на замерзшем озере Смелиж, что близ города Трубчевска. 

И вот в ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; «Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан». – Мне не раз приходилось петь свои песни, – вспоминает поэт, – но, пожалуй, такого волнения, как в ту ночь на 7 ноября, я никогда не испытывал... Я ее спел один раз, меня попросили спеть еще раз, потом в третий раз. Меня обнимали... 

А утром слепой баянист «с голоса» разучил мелодию, и пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому. Так в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами, в день 25-й годовщины Октябрьской революции состоялась необычная премьера песни «Шумел сурово брянский лес». После возвращения в Москву, – рассказывал композитор, – мы отдали песню на радио, и она вышла в эфир в великолепном, проникновенном исполнении Г. Абрамова. 

После этого песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков. Однако на этом ее история не закончилась.

Слайд 16

Вторая «премьера» состоялась в годовщину освобождения Брянска – 17 сентября 1966 года. В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, в торжественной обстановке был открыт величественный монумент в память о воинах Советской Армии и партизанах, освободивших город от фашистских захватчиков. На постаменте – скульптурная группа партизан, хозяев брянских лесов и тут же слова: 

^ Шумел сурово брянский лес, 
Спускались синие туманы, 
И сосны слышали окрест, 
Как шли с победой партизаны. 

В начале каждого часа на площади звучат куранты: раздаются первые такты популярной песни, которая была грозным оружием в борьбе против фашизма. Этой же песней начинает свои передачи местное радио. Так, через десятилетия после освобождения Брянска, партизанская песня зазвучала вновь – в музыке и граните. 


Учитель: Какая важная дата для жителей нашей области отмечается в этом году?


Классный руководитель: Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах , не мерзли в землянках, не ходили в атаку


Классный руководитель: Почему и после войны люди пишут о ней, снимают фильмы?

Классный руководитель: Главная мысль, которую несут после военные песни, – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира.



ПЯТАЯ ГРУППА


Слайды 17.18.19

(«Журавли» – тихо, как фон.)

Ученица: «Журавли» – это песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная.

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Через много лет Журавли в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочке с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.

Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто шел на штурм Грозного, и тем, кто сегодня стоит на защите нашей Родины.

Классный руководитель: Ребята, мы с вами приготовили бумажных журавликов. В память о погибших в годы ВОВ предлагаю вам написать на них слова благодарности тем, кто отстоял нашу землю и прикрепить журавликов на листок памяти.

(Звучит песня «Журавли», ребята на бумажных журавликах делают записи и приклеивают их на газету.)


Классный руководитель:  Какие чувства вызывает у вас  эта песня?

Классный руководитель: Прослушав маленькую часть военных песен мы попытаемся ответить на вопрос который поставили в начале мероприятия.

 

Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

– Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – песня?

- В  чём сила патриотической песни? (в чувствах, которые она вызывает  у людей. Эти чувства руководят поступками человека.)

Нужна ли такая песня сегодня ?

Слайд 20


Уч-ся поют песню.

– Какие чувства вызывает патриотическая песня? Выберите слова относящиеся к нашей теме «Патриотическая песня».

(Чувства – патриотические, героические, лирические, трагические, верности и надежды,  личные, общечеловеческие.)

 

Классный руководитель: Еще древние греки называли песни самым мощным оружием, потому что они своим ритмом и гармонией проникают в самые сокровенные глубины человеческой души. И сегодня ученые подтвердили это интуитивную догадку наших предков.

 

Прошла война, прошли года,

Но боль взывает к людям

Давайте люди никогда

Об этом не забудем!

Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

вновь придет война.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
В чем сила патриотической песни ?

Автор: Дербенская Галина Григорьевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Сценарий концерта военно-патриотической песни "Мир без войны""
    ["seo_title"] => string(68) "stsienarii-kontsierta-voienno-patriotichieskoi-piesni-mir-biez-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "304501"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457721290"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "СЦЕНАРИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ «Когда поют солдаты»"
    ["seo_title"] => string(55) "stsienarii_patriotichieskoi_piesni_koghda_poiut_soldaty"
    ["file_id"] => string(6) "418344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495643650"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конкурс военной инсценированной песни "Песни наших отцов""
    ["seo_title"] => string(63) "konkurs_voiennoi_instsienirovannoi_piesni_piesni_nashikh_ottsov"
    ["file_id"] => string(6) "376637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483900240"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "День Конституции""
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi_chas_den_konstitutsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "531879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576345070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства