| Начало урока (5–7 мин) | 1.Организационный момент Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм. Посмотрите, пожалуйста, что будет предметом нашего сегодняшнего разговора. Просмотр ролика «Нет терроризму» 2.Слово учителя: Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. (Ребята вы согласны? Почему?) И от него не застрахован никто. В том числе и мы. Как избежать терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второй мировой войны сказал, что …., мы пережили самую страшную войну, стояли на грани Третьей мировой с применением ядерного оружия, а сегодня живем под страхом террористических актов. Неужели, это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее без терроризма. 3.Экстремизм и терроризм - это: Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. | Обсуждают ситуации, выражают мнение, аргументируют свои ответы. Внимательно слушают классного руководителя и смотрят презентацию | Дескрипторы:- Участвуют в обсуждении.- Формулируют понятие ответственности на примере.- Аргументируют выбор. | Презентация с тремя кейсами; интерактивная доска |
| Середина урока (20–25 мин) | 4.О терроризме и формах его проявления В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Типы современного терроризма: •Националистический •Религиозный •Политический Цели террористов: •получить денежный выкуп •освободить из тюрем арестованных боевиков •диктовать свою волю правительствам некоторых государств. Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах. В мою память глубоко врезались события, происходившие 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека - среди них были и дети Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества. Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало. 5.Меры предосторожности. Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим. Что может указать нам на наличие взрывных устройств: брошенные машины, присутствие проводов или небольшой антенны, непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки; растяжки из проволоки, ниток, веревки; может быть какой-то специфический запах; бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки. Меры предосторожности: избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать в милицию. К подозрительным предметам могут относиться даже свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками. 6.Наши действия в случае опасности. Наши действия в случае опасности. Если человек случайно оказался в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка. 7.Обсуждение: Ребята, как же не стать жертвой теракта? Что такое гражданская бдительность? Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? Если вы оказались в числе заложников? | Участвуют в мозговом штурме, создают интеллект-карту.Работают в группах по уровню.Просматривают видео, обсуждают связи между законом и ответственностью. Обсуждают вопросы с учителем отвечая на вопросы | Дескрипторы:- Определяют примеры ответственного поведения.- Отличают ответственное поведение от безответственного.- Умеют применять ценность «Закон и порядок» к жизненным ситуациям.- Для продвинутого уровня — создают собственные правила ответственного поведения.Адаптация для учащихся с ООП:- Упрощенные карточки с картинками и короткими подписями.- Поддержка от одноклассников (работа в паре).- Использование ИИ-голосового помощника для чтения текста заданий. | Видео «Закон и порядок» (YouTube, 2 мин); карточки; флипчарт; интеллект-карта (MindMeister) |
| Конец урока (5–10 мин) | Задание: “Ситуация”. “Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия). “Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение. Группам учащихся выдаются карточки. “Закончи предложения, текст” Например: Карточка №1 “При террористических актах может…” Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия …………… Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…” Помни:…………….. Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону” Вы должны:………………………… Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет” Ваши действия: ………………… | Заполняют лист, обсуждают в парах, приводят примеры, слушают других.Формулируют идеи для домашнего задания. | Дескрипторы:- Приводят не менее трёх реальных примеров ответственного поведения.- Объясняют, почему считают поступок ответственным.- Делают вывод о роли ответственности в обществе. | Бумага, маркеры, карточки; Padlet для совместной публикации плакатов |