Система работы с родителями, как условие успешного взаимодействия семьи и школы.
Система работы с родителями, как условие успешного взаимодействия семьи и школы.
“Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль. В статье описаны различные формы работы с родителями как традиционные так и не традиционные, проведён анализ эффективных форм работы с родителями и их привлечения к жизни школы, участия в различных мероприятиях (из опыта работы как руководителя МО классных руководителей).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с родителями, как условие успешного взаимодействия семьи и школы. »
Сушкова О.В.,
КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)
на базе гимназии № 9 п. Осакаровка»
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
“Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые
шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль.
Сотрудничество классного руководителя с родителями есть важнейшее условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Без семьи, без помощи родителей школе не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, переживающим период своего национального возрождения, Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьёзное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь, конечно же, играет семья – отметил Н.А. Назарбаев – но и государство не должно стоять в стороне. Начиная с детского сада, в школе, в колледже или вузе, в армии, мы должны не только учить, но и воспитывать нашу молодёжь…»
Не секрет, что «самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Эта сторона педагогической деятельности представляет для нас непосредственный интерес. И так как в данное время этому аспекту педагогической деятельности уделяется все большее внимание, а значит и возрастает актуальность.
Целью данной работы является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.
Осуществление данной цели стало возможно через постановку следующих задач:
Определить теоретические основы проблемы взаимодействия школы с родителями;
Рассмотреть формы взаимодействия школы с родителями;
Рассмотреть возможность новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.
Объектом исследования в моей работе является процесс взаимодействия школы с родителями, предметом – поиск и оптимизация эффективных форм взаимодействия школы с родителями. Гипотеза работы – успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.
Более полному изучению темы данной работы способствовало использование следующих методов: теоретический анализ педагогической литературы, построение гипотезы, изучение педагогического опыта.
При использовании названных методов научно-педагогического исследования мы раскрыли основные вопросы данной работы, изучили работу школы с целью поиска продуктивных форм взаимодействия школы с родителями, отметили наиболее эффективные формы данного взаимодействия, способствующие сотрудничеству семьи и школы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. В научной педагогической литературе выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями, которые мы используем на практике: традиционные и нетрадиционные формы. По мнению специалистов на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
Формы взаимодействия педагогов и родителей (из практики работы)
коллективные
групповые
индивидуальные
1. Родительское собрание (круглый стол, ролевая игра, проектные и т.д.)
2. Родительский лекторий
3. Конференция по обмену опытом
4. Вечер вопросов и ответов
5. Диспут-размышление по проблемам воспитания
6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
7. «Дни открытых дверей»
1. Взаимодействие с родительским комитетом
2. Взаимодействие с творческими группами
3. Групповые консультации
4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
5. Клуб
1. Беседа
2. Посещение на дому
3. Консультация-размышление
4. Выполнение индивидуальных поручений
5. Переписка
6. Телефонный разговор
О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе.
Исследовательские данные показывают удовлетворённость родителей моего класса и других классов организацией педагогического процесса. Многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашей школе, помогают родителям к концу обучения в начальной школе не потерять интерес к воспитанию своего ребёнка, расширяют педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой в среднем и старшем звене. Только в совместной работе учителя с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Опыт работы Гимназии №9 по проекту взаимодействия семьи и школы показывает, позиция родителей и педагогов стала более гибкой: 59% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 72% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов, 88% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.
Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность «семейные кораблики» по реке с названием «Жизнь». Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и «подводные камни», и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Литература:
1. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. 2. Образование родителей и школа/ Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999. 3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006.