Родительское собрание «Общечеловеческие ценности - основа» семейного воспитания
Родительское собрание «Общечеловеческие ценности - основа» семейного воспитания
Тема родительского собрания:
«Общечеловеческие ценности- основа семейного воспитания»
Цель: углубление духовно-нравственного образования родительского коллектива через сокровищницу духовного наследия человечества.
Задачи:
обеспечить понимание родителями психолого-педагогической основы Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
раскрыть сущность общечеловеческих ценностей;
прививать интерес к «воспитанию детей в сотрудничестве».
Ресурсы:
(материалы, источники)
презентация в слайдах, тихая красивая мелодия.
Ролик родители верьте в своих детей
Стихотворение Т.Судец
Песня Берегите своих детей
План
Психолого-педагогические основы Программы нравственно -духовного образования «Самопознание» (информация о глобальных проблемах человечества, кризисах, о необходимости духовно нравственного образования, структура сознания)
Вечные общечеловеческие ценности (о классификации ценностей по Петраковой, духовные учителя человечества, на примере Марка Аврелия, Шакарима, дерево ценностей)
Роль семьи в воспитании детей (типы воспитания в семье, роль матери и роль отца в воспитании детей, воспитание в сотрудничестве)
Анкетирование «Отношение родителей к изучению курса «Самопознание».
Анализ
Домашнее задание.
Обнимайте своих детей, говорите им, что они у вас самые лучшие. Обсудите советы по воспитанию в кругу близких.
Заключительная минута семинара.
- Сохраните в своём сердце заветы Великих Учителей как пример следования по жизни в единстве мысли, слова и дела. Спасибо за внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Уважаемые родители, я рада встречи с вами, спасибо, что вы нашли возможность и пришли на наше родительское собрание. Вам известно, что нашими детьми, наряду с другими школьными дисциплинами, изучается такой предмет как «самопознание»… Сегодня я бы хотела раскрыть важность и необходимость духовно-нравственного образования «Самопознание», столь актуального на сегодняшний день для всего мира.
Эпиграфом для начала своего выступления я взяла строки из народной мудрости, а именно - «Это время…, когда так много за окном, но ничего в комнате..»(слайд2). Эти слова заставляют нас задуматься.. «Комната» - внутренний мир человека. Необходимо помочь человеку открыться миру, людям…
Да, мы вправе гордиться, что живём в пору расцвета цивилизации, в век научно- технического прогресса. Сегодня развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, и соответственно возросли удобства современной цивилизации, но, не смотря на это, в мире отсутствуют спокойствие и надёжность.
Всё человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей и отношений, таким образом, имея общую судьбу и общую ответственность. Мы наблюдаем критическое состояние Человечества.Глобальные проблемы – это проблемы, касающиеся всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединёнными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, её дальнейшее развитие. Для осознания глобальных проблем современности и путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб.
Международная общественная организация (аналитический центр). Клуб начал действовать в апреле 1968г. Президенты клуба А. Печчеи (1968-1984), А. Кинг (1984-1990), Р. Диес-Хохлайтнер (1990-2000) и др. Среди членов клуба деятели науки и политики из разных стран. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. В 1972г клуб выпустил отчёт под названием «Пределы роста», в котором доказал противоречие между неограниченным и беспредельным ростом расхода материалов и ограниченностью ресурсов в мире (был распродан отчёт в 12 млн. копиях на 30 языках мира). Отчёт сконцентрирован на долгосрочных перспективах.
Интеллектуальный кризис-поток различной информации, умы детей не в состоянии различить: праведное от неправедного, добро от зла и т.д.; в умы детей входит информация благодаря бесконтрольному просмотру телевидения и интернет ресурсов. Как часто, мы взрослые, ведём контроль за тем, что слушают, что смотрят наши дети? Отсюда вытекает эмоциональный – в потоке информации человек чувствует себя потерянным: потеря смысла жизни, нехватка внимания, чувство одиночества и т.д., отсюда возникает физический кризис – отсутствие здоровья, психоэмоциональное напряжение. Таким образом, приобретая сумму знаний, но всё меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.
Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы. А прежде всего духовно-нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с материальных ценностей на ценности духовно-нравственные, а для этого необходимо выполнить очищение сознания.
Процесс обучения и понимания – все это происходит внутри сознания, через пять органов чувств. Два из них являются важнейшими путями получения информации – это зрение и слух
Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску.(слайд 5)
Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений, такие эмоции как гнев, ненависть, страх, зависть, находятся в подсознании, внутри нас всё время, они часть нашего прошлого.
Как очистить наше сознание? Как очистить воду в стакане, если её нельзя всю вылить? (надо поставить стакан под поток воды, и она постепенно очистится)
Очищение сознания происходит за счет внесения в него света вечных общечеловеческих ценностей. Но перед тем как начать работу по очистке нашего сознания необходимо достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции. Когда очищается наше подсознание, то возникает связь с нашим сверхсознанием. Надо успокоить ум и тело через позитивный настрой. Когда они успокаиваются, и автоматически открывается сердце. Необходимо научиться получать только облагораживающие мысли для того, чтобы мы могли устремить наше сознание выше, в область сверхсознания. Это позволит нам найти спокойствие, сделает поведение правильным, даст возможность обрести мудрость (сработают вдохновение, интуиция)
Способы очищения сознания (слайд 6)
1. Практикуйте позитивный настрой.
2. Попробуйте излучать свет.
3. Перед тем, как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы сделали за день, и примите решение достичь большего
4. Контролируйте свой гнев:
-выпейте стакан холодной воды
-спокойно полежите
-покиньте то место, где вы испытываете гнев
-посмотрите в зеркало на свое лицо
5. Пойте песни, проникнутые общечеловеческими ценностями
6. Найдите хорошую компанию
7. Научитесь давать спокойствие людям, служите другим и утешайте их
9. Научитесь хранить тишину. Говорите только хорошее.
10.Следите за дыханием
11. Придерживайтесь общечеловеческих ценностей в повседневной жизни
Существует наука «аксиология» – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.(слайд5)Иерархия ценностей не является раз и навсегда заданной в сознании личности: на протяжении жизни одни ценности выступают на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей. Различают базовые (глобальные) и оперативные (ситуативные) ценности. Классификация ценностей, предложенная Т.И.Петраковой, предполагает, их деление на 3 вида (слайд 7)
Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мысли, надёжность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Приобретённые ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как уважение, вежливость, благодарность, терпение и др.
Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени, и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, государства), а нечто, имеющее значение для всего человечества.
Выявляя в детях «зёрна» общечеловеческих ценностей, мы, таким образом, формируем добродетельные черты характера.
Как верно подмечено основоположником идеи «Самопознание» Сарой Алпысовной Назарбаевой, что «на рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребёнка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…
Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя должен каждый»(слайд9)
О важности духовно-нравственного образования говорили Великие Учителя человечества всех времён (Сократ, Аль-Фараби, Шакарим, Марк Аврелий, Имануил Кант и др.).
Разрешите вас познакомить с некоторыми учениями.(слайд 10)
Марк Аврелий (121-180) – римский император. Время его правления считают Золотым веком, т.к. являлся глубоко духовным человеком, философом, жившим по духовно-нравственным законам.
«Для счастливой жизни нужно совсем немного. Всё дело в самом человеке, в его образе мышления.»
«Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.»
«Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путём, и сумеешь думать и действовать правильно»(жить здесь и сейчас)
«Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера. Наша жизнь – это то, во что её превращают наши мысли.»
ШакаримКудайбердиев (1858-1931) – великий казахский классик, вдохновитель идеи самопознания.(слайд 11)
«В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех.
Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце…»
С.А.Назарбаева, в своей книге «Этика жизни», пишет: «…пока человек не познает себя, свои возможности, своё предназначение – он будет игрушкой в руках судьбы. Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идём – это уже первый шаг к тому, чтобы осознать своё невежество, а значит, изменить своё мировоззрение, и свою жизнь в лучшую сторону…Мы решаем очень важное для человеческой души дело – помогаем человеку осознать себя, научиться жить по совести, научиться быть человеком.
Что есть человеческая жизнь в масштабах вселенской вечности? Миг, мгновение – и только. Так разве не важно, прожить отпущенное нам время с наименьшими проблемами для себя и для других?
Это наша святая миссия – научить жить молодое поколение так, чтобы было меньше ошибок, страданий, насилия, чтобы молодые люди жили в радости и любви. А для этого и педагоги, и родители должны пропустить через своё сердце философию самопознания».(слайд 12)
Начиная с 2010-2011 учебного года, в Казахстанских школах введён предмет «Самопознание». Можно сказать, что сегодня мечта Шакарима осуществилась, так как уроки самопознания - это и есть уроки совести.
Самопознание – это внутреннее образование. Что мы познаём о себе? Психология познаёт то, в чём мы разные, а самопознание познаёт то, что нас объединяет.
Что нас объединяет? Высшее духовное Я, Совесть, Вечные Общечеловеческие Ценности.
Две особенности изучения духовно-нравственного наследия человечества в процессе преподавания предмета «Самопознание» (слайд13)
Восстановить духовную основу, заложенную в Заветах Великих Учителей человечества.
Развить свой разум, чтобы видеть то единое целое, - что является Духовностью.
Самосовершенствование начинается с работы над самим собой.
(слайд 14) Цель предмета «Самопознание»- становление человека совершенного характера, который живёт в единстве слова, мысли и дела, основанных на вечных духовно-нравственных ценностях.
Истинное образование должно объединить сердце, ум и руки. То, о чём думает голова, должно быть глубоко прочувствовано сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками.
Если рассмотреть Древо Ценностей (слайд15), которые положены в основу духовно-нравственной программы «Самопознание», то основа всего, всех проявлений жизни – это Любовь (вода). Любовь связывает все общечеловеческие ценности между собой. Если наши мысли будут пронизаны Любовью, они станут Истиной (корни). Когда мы вкладываем Любовь в то, что мы делаем, это становится Праведным Поведением (ветви). Когда Любовь проявляется в наших эмоциях и чувствах, то мы счастливы и пребываем в состоянии Внутреннего Покоя (цветы). Эту Любовь поддерживаем в течении всей жизни и приходим к такому идеалу как Ненасилие (плоды).
Условия преподавания дисциплины «Самопознание»(слайд16)
Создание атмосферы любви, доверия, вдохновлённого творчества в организации образования.
Интеграция духовно-нравственного образования в целостный педагогический процесс.
Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе духовно-нравственного образования.
Самым важным в процессе обучения детей является не накопление определённой суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.(слайд17)
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро», - говорил В.А.Сухомлинский.
(анкета №3) Отметьте, пожалуйста, как вы общаетесь со своим ребёнком?
Берегите своих детей (видеоролик)
Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей(слайд18)
Излишняя опека (ребёнок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)
Излишняя уступчивость (делает ребёнка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)
Излишняя тревога (делает ребёнка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)
Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)
Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)
Роль матери в воспитании ребёнка(слайд19)
«Духовный учитель в десять раз важнее обычного учителя, отец в десять раз важнее духовного учителя. А мать в тысячу раз важнее отца» восточная мудрость.
Процветание в доме зависит также от женщины. Если вы хотите, чтобы в доме было богатство и процветание, для этого надо сделать так, чтобы семья не жила только для своих внутренних интересов. Будет много друзей, люди также будут хотеть вам помочь.
Это начинает развиваться со стола. Если в семью принято приглашать просто кого-то на обед, кормить кого-то, угощать, давать милостыню нищим, это значит, что семья будет процветать.
Если семья живёт корыстно, то все добрые люди отворачиваются от неё, остаются только корыстные доброжелатели, которые что-то хотят от вас для себя, а не принести вам счастье.
Таким образом, бескорыстие – это основа семейной жизни для процветания семьи.
Притча: Ведь это всего один час…
Роль отца в семье (слайд20)
Мужчина – воплощение долга, мудрости и дисциплины.
Мужчине следует оберегать и защищать свою семью. Все члены семьи должны чувствовать себя в безопасности, должен заботиться и о материальном достатке семьи.
Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и уверенным в себе.Отец внушает своим сыновьям понятие – честности, мужественности, твёрдости воли, справедливости и ответственности.
Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе. Отец, своей любовью и заботой о дочерях, воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жёны, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети.
Воспитание в сотрудничестве (слайд 21)
Как завоевать послушание ребёнка?
В сердце ребёнка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был.
Если мама говорит неправду, то ребёнок не может слушаться.
Если папа говорит одно, а делает другое, то ребёнок не может слушаться.
Если с ребёнком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться.
Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок не может быть послушным.
Добиться послушания ребёнка невозможно без сотрудничества и работы над собой.(слайд22)
Любить любого ребёнка, ибо любовь есть преобразующая сила.
Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть.
Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка.
Закончить своё выступление мне хочется словами С.А.Назарбаевой: «…Каждый из нас, родителей, мечтает, чтобы наши дети были способными, находчивыми, талантливыми, чтобы они были не хуже, а лучше других детей. Однако, думаю, не об этом надо мечтать, дорогие друзья, а о том, чтобы ребёнок наш стал хорошим Человеком. Чтобы он пронёс звание Человека через все жизненные испытания».
Стихотворение(слайд 23) в исполнении Т.Судец «17 раз обнять, поцеловать раз10»
Примите, пожалуйста, этот совет, и придя сегодня с собрания домой вы можете ничего не говорить детям, а просто обнимите их, поцелуйте, скажите им, что они у вас самые- самые лучшие.
Песня «Берегите своих детей» на стихи Эдуарда Асадова.
Дело житейское
Получил сын первую в жизни «двойку».
Пришел домой, чуть не плачет.
Увидела это мать и:
- Да ладно тебе, сынок. Не переживай! Подумаешь – «двойка»… Дело житейское!
- Получил сын вторую «двойку».
Снова переживает, но уже меньше.
А дома опять:
- Не переживай, сынок! Дело житейское…
За второй «двойкой» пришли – третья, четвертая, пятая…
Увидала мать дневник. За голову схватилась, сама чуть не плачет.
А сын:
- Да ладно тебе, мама! Ведь это же – дело житейское
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить… – Конечно, спрашивай! – воскликнул отец. – Сколько денег ты получаешь? – Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать! Ребенок поднял на него грустные глаза. – Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час? – Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница? – Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей. Отец вышел из себя и закричал на сына: – Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости! Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он. – Нет, я лежу и думаю… – Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня. Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились. – Пап, спасибо, большое-большое спасибо! Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать: – У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще. – Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…