3. Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи:
«можно» и «нельзя» для моего ребёнка.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя:
«Многие годы по морскому побережью, на котором в летнее и зимнее время отдыхало много людей. Ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подби
рая с песка какие-то предметы и перекладывала их к себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители не велели им держаться подальше от неё. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы поднять что-то, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.
Только когда старушка померла, люди узнали о том, она посвятила всю свою жизнь тому. Чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…»
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые!
Сколько таких людей, как эта старушка, о которой я вам рассказа, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.
Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.
Лекция
Не всегда в семье отец и мать справляются со своей первой родительской обязанностью – воспитанием ребёнка, хотя искренне заботятся о его здоровье, о том, чтобы он был обут, одет не хуже, чем другие.
Образ матери в жизни ребёнка всегда связан с нежной лаской, добротой, состраданием. Отец обычно олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность. Соединённые в характере ребёнка эти качества дают личность сильную и цельную.
Смысл нравственного авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским глазом.
Родителям, которые пользуются авторитетом у своих детей, легче выполнять сложные обязанности воспитателей. Признание ребёнком их власти, права влиять на решение тех или иных вопросов экономит силы и время на убеждение и разъяснение, помогает успешно формировать у детей определённые взгляды и качества личности.
Необходимость авторитета родителей обусловлена объективными закономерностями формирования личности ребёнка. Наиболее характерной особенностью психического развития детей является способность к подражанию, стремлению иметь перед собой образец поведения.
Общение с родителями – первейшее условие нормального развития ребёнка. Ребёнок, который может поделиться с отцом или матерью сомнениями, чувствами, растёт уравновешенным, уверенным в своих силах. Если же он не встречает заинтересованного внимания с их стороны, то это приводит к поискам доверенного лица и образа для подражания на стороне.
Авторитет родителей является важнейшим условием нормального развития личности ребёнка, безболезненного и своевременного усвоения традиций, норм и правил поведения в обществе. Нравственность родителей, родительский авторитет предохраняет ребёнка от многих ошибок, помогает вырасти личностью счастливой и полезной государству.
Жизнь показывает, что в различных семьях представление о родительском авторитете нередко своё. Далёкое от правильного.
Существуют виды ложного авторитета:
авторитет подавления;
авторитет чванства;
авторитет красоты;
авторитет доброты;
авторитет любви и др..
Потребность поучать, не учитывая происходящих изменений в развитии ребёнка, считать себя последней, непогрешимой инстанцией в решении всех вопросов, а при случае и руку приложить – характерные проявления ложного авторитета. Некоторые родители всем мерам воздействия предпочитают наказание, детские слёзы считают лучшим подтверждением того, что преподносимая истина усвоена. Насколько эти родители заблуждаются, покажет только время.
Известный учёный древности Пифагор писал: «Берегите слёзы своих детей, чтобы они могли их проливать на ваших могилах». Дзержинский в одном из своих писем сестре советовал: «Не бейте своих детей. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они подрастут, вы не дождётесь от них радости любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души».
В последние годы в связи с малодетностью семей довольно широкое распространение получают авторитет любви и доброты. Такой авторитет основан на постоянной уступчивости, мягкости во имя так называемого благополучия и спокойст-
вия. В подобных семьях ребёнок очень скоро начинает командовать родителями, постепенно превращается в домашнего деспота, рафинированного эгоиста. Привыкший считаться только со своими желаниями и интересами, эгоист постепенно наталкивается на сопротивление окружающих, становится неуживчивым, неприятным членом коллектива в классе, вечно обиженным и недовольным, а потому глубоко несчастным человеком.
Детям нужен авторитет обоих родителей, каждый из них вносит свою лепту в развитие личности ребёнка, становлении его характера. Взрослые должны помнить, что они постоянно находятся под наблюдением, оценивающим взглядом ребёнка и ведут себя так, как делают взрослые.
Необходимость в нравственных уроках семьи не означает, что они способны полностью обеспечить становление личностных качеств ребёнка. Сложность задач воспитания молодёжи требует оказания помощи со стороны школы. Совместное воспитание предполагает пребывание ребёнка не только в семейном коллективе, где он находится в привилегированном и вместе с тем подчинённом положении, но и в коллек-
тиве сверстников, где он не имеет никаких преимуществ и вместе с тем чувствует себя более самостоятельно.
При каких же условиях семья может справиться с задачами воспитания детей? Главное условие – единство семьи и школы, естественная связь семейного воспитания со школьным. Не менее важным является искренняя заинтересованность родителей проблемой воспитания ребёнка, их личный пример, упорядоченность жизненного уклада семьи, атмосфера полного доверия и доброжелательности в отношениях взрослых друг к другу, глубокое знание своего ребёнка, а также умелое использование поощрений и наказаний.