Разработка классного часа "Что ни право, то обязанность"
Разработка классного часа "Что ни право, то обязанность"
На примере стихотворения перед учащимися ставится проблемный вопрос: существует ли связь между правами и обязанностями? Значит, для чего нам нужно получить ответ на вопрос есть ли связь между правами и обязанностями?
для поиска ответа на поставленный вопрос учащимся предлагаются: извлечение из документов Конвенция о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, закон об образовании в РФ;
-мнения известных людей о взаимосвязи прав и обязанностей;
-примеры из жизненных ситуаций
Предлагается выбрать более интересный пакет материалов и с их помощью найти ответ на поставленный вопрос. Результаты работы занесите в предложенные таблицы. (Каждый материал представлен на бумаге разного цвета)
затем работа продолжается в группах. Предлагается рассказ построить по следующему плану:
1.Что выбрали для изучения
2.Результат
3.К какому выводу пришли.
Заслушиваются выступления детей, их ответ на поставленный вопрос. На маркерной доске демонстрируются слайды1,2,3 (приложение 6), учащиеся фиксируют результаты своей работы.
В ходе работы учащиеся выясняют, что права и обязанности взаимосвязаны, едины.
Действительно об этом говорится в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности»
Рассматривая права, мы каждый раз сталкиваемся с соответствующими обязанностями.Одним словом: «Что ни право, то обязанность»
При подведении итога работе, предлагается перефразировать известную пословицу «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Любишь права, люби и обязанности. Значит, если мы хотим чтобы наши права соблюдались, мы должны соблюдать права других людей, а значит выполнять обязанности. Мы ответили на возникший у нас вопрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У: Как вы думаете, говоря о своих правах, о чем забыл Сережа?
Д.: Что у мамы и бабушки есть свои права.
У:У стихотворения есть продолжение
Твои права мы уважать, Конечно же, должны.
Но только должен ты узнать – Права у всех равны.
Ребята, а по отношению к своим близким, что должно быть у Сережи?
Д.: Обязанности.
У.: Значит у Сережи кроме прав есть еще и обязанности. ( На доске записываются два слова: ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ)
Перед вами два понятия, а между ними существует какая- нибудь связь?
Д.: Взаимосвязаны, не завися друг от друга, едины, связи нет ( На доске мнения детей записываются)
У.: Итак, видим, наши мнения разошлись, над каким же вопросом нам сегодня надо подумать?
Д.: Есть ли связь между правами и обязанностями? (Вопрос записывается на доске)
Мотивация
У.: Сталкивались ли вы с нарушением ваших прав? Приходилось ли вам нарушать права других людей? Приведите примеры.
Д.: Приводят примеры.
У.: Значит, для чего нам нужно получить ответ на вопрос есть ли связь между правами и обязанностями?
Д.: Чтобы наши права уважали, и они реализовывались.
У.: У вас на столах имеются следующие материалы:
-извлечение из документов Конвенция о правах человека, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, закон об образовании в РФ; (приложение 2)
-мнения известных людей о взаимосвязи прав и обязанностей; (приложение 3)
-примеры из жизненных ситуаций (приложение 4)
Предлагаю вам выбрать более интересный для вас пакет материалов и с их помощью найти ответ на поставленный вопрос. Результаты вашей работы занесите в предложенные таблицы. (Каждый материал представлен на бумаге разного цвета)
Индивидуальная работа.
У.: Не хотели бы вы объединиться и обменятся мнениями. (По цвету деление на группы происходит быстро)
У.: Перед тем как мы послушаем друг друга я предлагаю чуть-чуть расслабится.
(Музыкальная заставка-приложение 5)
У.: Итак, давайте вспомним наш вопрос?
Д.: Есть ли связь между правами и обязанностями?
У.: Давайте послушаем, к каким выводам вы пришли. Предлагаю рассказ построить по следующему плану:
1.Что выбрали для изучения
2.Результат
3.К какому выводу пришли.
Заслушиваются выступления детей, их ответ на поставленный вопрос. На маркерной доске демонстрируются слайды1,2,3 (приложение 6), учащиеся фиксируют результаты своей работы.
У.: Итак, мы нашли ответ на поставленный вопрос, какое же мнение оказалось верным?
Д.: Права и обязанности взаимосвязаны, едины. (На доске между слов ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ записывается слово ЕДИНЫ) (слайд 4)
У.: Действительно об этом говорится в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности»
Рассматривая права, мы каждый раз сталкиваемся с соответствующими обязанностями.(слайд Одним словом: «Что ни право, то обязанность» (слайд 5).
Подведите итог нашей работе, перефразируйте известную пословицу «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Д.: Любишь права, люби и обязанности.
У.: Значит, если мы хотим чтобы наши права соблюдались, мы должны соблюдать права других людей, а значит выполнять обязанности. Мы ответили на возникший у нас вопрос?
Рефлексия
Используется рефлексивный прием «Смайлики». Ребята выбирают те эмоции, что свойственны им сейчас.(слайд 6)
У.: В конце нашей встречи я желаю вам, чтобы ваши права никогда не нарушались и находящиеся рядом люди выполняли свои обязанности.
Приложение 1
Серёжа.
В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.
Приложение 2
Каждому праву найдите соответствующие обязанности (соедините стрелками)
Конвенции о правах ребёнка
Статья 12
Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.
Конституция Российской Федерации
Статья 38.
3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Конвенции о правах ребёнка
Статья 28
Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование.
Конституция Российской Федерации
Статья 44.
4.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
Конвенции о правах ребёнка
Статья 23
Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Конституция Российской
Федерации
Статья 17.
2. Осуществление прав и
свобод человека и гражданина
не должно нарушать прав и
свобод других лиц.
Конвенции о правах ребёнка
Статья 31
Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
Конвенции о правах ребёнка
Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Конвенции о правах ребёнка
Статья 38
Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.
Закон Об образовании в РФСтатья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или
индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям
Конвенции о правах ребёнка
Статья 14
Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Конституция Российской Федерации
Статья 59.
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Сделайте вывод о взаимосвязи прав и обязанностей.
Приложение 3
Прочитайте мнения известных людей о связи права и обязанностей.
Как вы понимаете эти мнения?
Вы согласны с этими высказываниями?
Существует ли связь между правами и обязанностями, по мнению этих людей?
1.Н. А. Бердяев, русский философ утверждал: «…декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. … Права человека предполагают обязанность уважать эти права. … Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы»
2."Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.” Э.Борк, английский государственный деятель и оратор.
3. "Отделение права от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища.”
И.Шевелев, учёный, профессор, доктор медицинских наук.
4."Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” Б. Франклин, политический деятель, дипломат.
5. «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия» Ф. Ламенне, французский священник, философ.
Приложение 4
Ознакомьтесь с жизненными ситуациями и заполните таблицу, указав права ребенка и его обязанности. Сделайте вывод о связи прав и обязанностей.
Ситуация
Права ребенка
Нарушенные обязанности
Учитель: Ваня, ты уже который понедельник не готов к уроку!
Ваня: Вчера было воскресение. Я имею полное право на отдых.
Учитель: Вера, ты опять разрисовала парту в кабинете?
Вера: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием!
Учитель: Сева, ты почему на математике бегал по классу?
Сева: Я имею право на свободу перемещения.
Мама: Сын, немедленно сделай музыку потише! Уже полночь.
Сын: Я имею право на отдых, а отдыхать я привык с громкой музыкой!