Просмотр содержимого документа
«"Профессии будущего"»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
4 КЛАСС
Учитель начальных классов МБОУ гимназии № 30
Пушкарева Светлана Юрьевна
Ульяновск 2017 г.
Тема: Профессии будущего Ульяновской области.
Цели: познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями, закрепить знания о знакомых и современных профессиях, познакомить с профессиями будущего, расширить кругозор учащихся, развивать внимание, умение работать в группе, воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Познавательные УУД:
-формируем умение делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать свое предположение
-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Оборудование: картинки с изображением профессий, видеопроектор.
Ход занятия
Вступительное слово ведущего
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
-Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все б портные в городе
За ним ушли б домой
Ходили бы люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
-Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники.
Валялись бы в пыли
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет на утро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте, на своём.
(Л. Куклин)
- Сегодня мы будем говорить о профессиях.
- Кто знает, что такое профессия? Обратитесь к толковому словарю.
Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
В современном мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Каждый человек выбирает для себя одну, которой он посвятит свою жизнь. Любая профессия важна и необходима для комфортной и благополучной жизни человечества.
Класс делится на 3 группы (по рядам). Каждая группа должна отгадать о какой профессии говорится. За правильный ответ команда получает жетон.
-Какие правила необходимо соблюдать при работе в группе?
Давайте вспомним, какие профессии наиболее часто встречаются в нашей жизни. Как вы думаете, можно ли из всего многообразия выделить самую важную и лучшую?
Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. О некоторых из них мы сегодня узнаем подробнее.
Основная часть
На доске картинки профессий. Каждая группа должна отгадать, что это за профессия.
Бондарь (слайд 1) – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли бочар или обручник. Бондарь – это ремесленник, изготавливающий деревянные бочки, кадки и другую обручную и плетеную посуду. Бывают в нашей жизни такие вещи, которые заменить чем-нибудь можно, но не хочется. Не получишь от этой замены ни нужного эффекта, ни правильного результата, ни личной радости. Возьмите, к примеру, бочку – вещь в хозяйстве нужная и никакими чудесами техники незаменимая. В ней можно и огурцы, и капусту солить, и в баню ее можно поставить, а в дубовых бочках хранят вино. Изготовление бочек во всем мире – тяжелая ручная работа. Каждая бочка сама по себе уникальна, поэтому бондарное дело смело можно назвать народным творчеством.
Кузнец (слайд 2,) - мастер по изготовлению изделий из разогретого металла. С давних пор профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста зависел не только быт, но и их жизнь. Хороший кузнец мог выковать оружие, доспехи, орудия труда и даже украшения. К тому же кузнец обладал огромной физической силой, и спорить с ним просто побаивались. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари , ни боги – достаточно вспомнить царя Петра Первого и бога Гефеста. Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем предметы быта. Тем не менее, эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства.
Гончар (слайд 3) – мастер по изготовлению изделий из глины. Из этого материала можно изготовить посуду, игрушки, музыкальные инструменты, украшения. Гончар – профессия, благополучно вытесненная цивилизацией. Однако, гончарное ремесло, потерявшее практическое значение в наши дни, все чаще воскресает, как занятное хобби. В городах открывается все больше магазинов, торгующих глиной и гончарными кругами, не трудно найти и школы гончарного мастерства. Популярность этого древнего ремесла легко объяснить. Ведь работа с глиной действительно успокаивает нервы. Те, кто работает с гончарным кругом, утверждают, что глина поглощает отрицательную энергию и заряжает положительными эмоциями.
Ямщик (слайд 4) – это кучер на государственной службе. Ямщики выполняли ямскую повинность, осуществляли почтовые перевозки, перевозку чиновников, казенных и государственных грузов. Они жили возле города в специальных ямских слободах и получали от государственной казны денежное и пороховое жалованье. Эта профессия стала ненужной, когда хорошо развился железнодорожный транспорт и все перевозки стали осуществляться по железной дороге.
Фонарщик (слайд 5) – светлая профессия в прямом смысле этого слова. Фонарщик – человек, который зажигал фонари в городах. Тогда еще не было электричества, а освещать улицы в темное время суток необходимо. В далеком прошлом, передвигаясь с горящим факелом от одного столба к другому, фонарщик зажигал уличные фонари, внутри которых находились не электрические лампочки, а масляные лампы. На это уходили целые часы работы, выходил он на службу затемно, а уходил уже на рассвете, потому что ему нужно было, когда рассветет, потушить уличное освещение. Его постоянными атрибутами были тряпка для чистки закопченного стекла и лестница, по которой он взбирался к фонарю.
Звонарь (слайд 6) – профессия «звонарь» на сегодняшний день является одной из редких, но в то же время очень востребованных специальностей. Сама профессия существует в России более 1000 лет. А в чем же заключается сущность профессии звонаря? Его задача – не просто дать сигнал к началу службы, но и сделать так, чтобы человек услышал «голос» церкви и пришел в храм. Звонарь – всегда импровизатор. Он может в зависимости от настроения немного изменять звоны. Может получиться, что солнышко светит – колокола звучат веселее, потому что душа звонаря радуется и поет, а когда пасмурно, дождь целыми днями поливает, уже и звон какой-то более печальный, унылый даже.
Это, конечно, не весь перечень устаревших и забытых профессий, а только лишь его маленькая часть.
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил поведения выступали пословицы и поговорки. Я предлагаю всем подумать и вспомнить пословицы и поговорки о труде, ведь не зря народ в течение многих веков слагал их в назидание потомкам.
"Закончи пословицу» ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД …… ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ …. НЕ СИДИ СЛОЖА РУКИ- …. ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ….. ДЕЛУ ВРЕМЯ, .…… МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ….. ГОРЬКА РАБОТА, …… ТРУД КОРМИТ, … ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, … СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, … ДЕЛО МАСТЕРА… (объяснение смысла пословиц)
Ярмарка профессий в Ульяновской области.
Заниматься тем, что нравится или осваивать высокооплачиваемые профессии — личный выбор каждого.
«В Ульяновской области уже на протяжении восьми лет проводится региональный этап Всероссийской программы «Арт-Профи форум». В этом году его участниками стали представители 45 профессиональных образовательных организаций, а также более 20 бизнес-партнёров и работодателей.
Кроме того, на Арт-Профи Слёте работали площадки делового общения, на которых рассматривались вопросы взаимодействия между предприятиями и профессиональными образовательными организациями. Также состоялись дискуссии по вопросам профориентации в учебных заведениях региона.
В этот день на территории Ленинского мемориала была организована большая интерактивная выставка. Для всех посетителей-детей учреждения дополнительного образования проводили мастер-классы робототехнике, авиамоделированию, дизайну архитектурной среды и одежды, флористике и фитодизайну. Помимо этого, для детей дошкольного возраста работала профориентационная площадка.
Ульяновская область нуждается в рабочих. А также в нашем регионе не хватает медицинских сестер, воспитателей, учителей начальных классов, инженеров.
Самыми невостребованными профессиями на сегодняшний день и на 2017 год стали юридические и экономические специальности. Менеджеры по персоналу и государственные служащие- инспектора и полицейские оказались в «аутсайдерах». Их невостребованность специалисты объясняют переизбытком кадров на рынке труда.
Специалисты Агенства стратегических инициатив «Сколково» выпустили атлас специальностей, которые будут востребованы уже в ближайшие десятилетия.
Профессии будущего Ульяновской области.
Физминутка
Слайд 7. Сити-фермер.
Картофельные поля и сельхозугодья, засеянные пшеницей? Каменный век! Ученые убеждены: в будущем выращивать продукты будут… прямо на крышах и стенах небоскребов. А значит, нужны сити-фермеры – понадобятся специалисты по проектированию зеленых зон на зданиях. Где научат этой профессии?
Хотите стать сити-фермером? Тогда вам прямая дорога на такие специальности, как «Биотехнологии» и «Агротехнологии». Они есть почти в каждом регионе на биологических факультетах и в аграрных университетах (например, МГУ, СПбГУ, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева) и другие).
Слайд 8. Молекулярный диетолог.
Все еще сидите на диете от соседки и удивляетесь, что талия и не думает появляться? В будущем такой проблемы не будет. А все благодаря молекулярному диетологу. Он проведет генетические анализы, изучит индивидуальные физиологические особенности и назначит специальную диету, основанную на данных о молекулярном составе вашего рациона.
Где научат?
Конечно, в лучших медицинских вузах страны. Например, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургском государственном университете им. академика И.П. Павлова, государственных медицинских академиях Новосибирска, Нижнего Новгорода, Смоленска и других.
Слайд 9. Менеджер космотуризма.
Хотите отправиться в кругосветное путешествие по орбите? Через десяток лет выбрать отпуск вашей мечты вам поможет менеджер космотуризма. Менеджер по туризму в космосе будет разрабатывать программы для путешественников и сопровождать их в поездках. Для этой совсем не офисной работы понадобятся навыки общения и авиационное образование.
Где научат?
Специальность менеджера космотуризма относят к кросс-отраслевым. Это значит, что человек этой профессии должен не только уметь общаться с людьми (то есть быть менеджером), но и являться первоклассным специалистом в космической отрасли. Таким, каких готовят, например, в Московском авиационном институте, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Сибирском государственном аэрокосмическом университете или Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.
Слайд 10. Дизайнер виртуальных миров.
Чтобы виртуальный мир окончательно стал круче реального, его придется доработать: продумать философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, архитектуру, ландшафт и даже ощущения, включая запахи и звуки. Этим займется дизайнер виртуальных миров. Где научат?
Там же, где и прочих компьютерщиков! Получить базовое образование можно на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, в МФТИ, Национально-исследовательском ядерном университете «МИФИ», Томском «политехе», Новосибирском национальном исследовательском государственном университете и других.
Слайд 11. Цифровой лингвист.
Научить компьютер говорить и воспринимать, что говорит ему человек, - задача для цифрового лингвиста. Благодаря этим людям машинный перевод станет более точным и менее корявым, а поисковики быстрее и понятливее.
Где научат?
Еще одна кросс-отраслевая специализация, связывающая гуманитарные и технические науки воедино. Получить азы этой интереснейшей профессии можно в тех же вузах, что и научиться быть дизайнером виртуальных миров.
Слайд 12. Проектировщик кадров в 3 D печати в строительстве.
Решить квартирный вопрос, который портит не только москвичей, но и всех россиян от Владивостока до Калининграда, поможет… 3D-принтер. На смену прорабам и строителям в будущем придут люди, способные научить машину печатать дома.
Где научат?
Увы, одного архитектурно-строительного образования тут будет недостаточно. Придется проходить дополнительные курсы при фаблабах (так называют цифровые лаборатории, они есть во многих крупных городах), на которых можно научиться технологиям 3D-принтинга.
Слайд 13. Проектировщик домашних роботов.
«Ты женщина, а не посудомойка», - говорит мужчина жене в одном рекламном ролике и дарит ей посудомоечную машину. Если бы дело происходило в недалеком будущем, счастливица, не желающая обременять себя скучными домашними заботами, получила бы робота-уборщика, прачку, садовника и даже робота для выгуливания собак.
Где научат?
Основам робототехники нужно учиться в технических вузах, таких как МФТИ, «МИФИ», Уфимском государственном авиационном техническом университете, Томском государственном и Томском политехническом университетах, Дальневосточном федеральном университете и других.
Пока вы только раздумываете о том, как разбогатеть, проектировщик индивидуальной финансовой траектории уже все просчитал: на что тратить, во что инвестировать и с какой скоростью двигаться по карьерной лестнице.Где научат?
Экономистов сегодня готовят почти в любом вузе. Но будущее все-таки за теми, чьи дипломы имеют вес: это Высшая школа экономики, Российский экономический университет им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Государственный университет управления и некоторые другие.
«Половина профессий исчезнет в ближайшие 20 лет»
- По мнению исследователей из Оксфорда, в ближайшие 20 лет исчезнет 47% существующих ныне профессий. В мире происходят быстрые и радикальные изменения. Многим ныне живущим людям придется менять профессии, «перезагружать» свои знания, навыки, качества и даже облик (новые технологии позволят и это). При этом конкурировать вскоре придется не только друг с другом, но еще и с роботами и компьютерами, которым человек будет вынужден соответствовать и умом, и ответственностью, и скоростью реакции на изменения среды, чтобы не остаться за бортом этого прекрасного мира будущего.
Будущее за беспилотными авто, 3D-печатью, дополненной реальностью, робототехникой, генной инженерией, источниками возобновляемой энергии, системами управления климатом. И, разумеется, за космосом − ведь идея основать колонии на Марсе сегодня весьма популярна и представляется вполне достижимой.
Итог занятия
Подсчитывание жетонов. Какая группа победила?
.Давайте вспомним, какие забытые профессии мы сегодня называли?
- Каких профессий не хватает в Ульяновской области?
- Какие профессии будущего вы запомнили?
Когда ты подрастёшь и станешь взрослым, придет время выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, ты станешь ученным и изобретёшь машину времени или сможешь найти вакцину от опасной болезни? А вдруг ты отправишься на межпланетном корабле исследовать просторы Вселенной? Или хорошо поёшь и танцуешь и твое будущее – театральная сцена, аплодисменты и море цветов. А если любишь готовить когда-нибудь будешь шеф-поваром или откроешь свое кафе. Как хорошо помечтать! Но, не забывай, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота.
А какую профессию вы хотите выбрать и почему? ( ответы детей)