В предложенной методической разработке представлен опыт проведения воспитательного мероприятия в рамках подготовки к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Форма проведения: образовательный квест с элементами командной игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«По дорогам Победы»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Муниципальный творческий Фестиваль «Земля Российского подвига», посвященный Году Защитника Отечества и 80-летию Великой Победы
Конкурс сценариев, игр, социальных проектов
«Война и мир»
КВЕСТ «ПО ДОРОГАМ ПОБЕДЫ»
Котов Вадим Алексеевич,
преподаватель-организатор ОБЗР
МАОУ «СОШ №40»
г. Старый Оскол
2025
КВЕСТ «ПО ДОРОГАМ ПОБЕДЫ»
Пояснительная записка
В предложенной методической разработке представлен опыт проведения воспитательного мероприятия в рамках подготовки к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.
Форма проведения: образовательный квест с элементами командной игры. Данная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной, развивает историко-аналитические навыки, критическое мышление, командную синергию.
Методическая ценность: разработка реализует принцип "живой истории" через проблемно-поисковые задания, сочетает игровые механики с достоверным историческим контентом, формирует эмоциональную связь поколений через изучение истории Великой Отечественной Войны. Разработка соответствует ФГОС и концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Цель: укрепление в сознании юного поколения важности исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Задачи:
развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ;
расширение и систематизация знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
воспитание чувства гордости за подвиг народа во имя Отечества, уважения к своему народу, к истории своей страны;
формирование коммуникативной компетенции, умения работать в коллективе, команде.
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.
Ход мероприятия
Звучит запись объявления Левитана об окончании войны: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!»
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья. В этом году мы отмечаем 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война была долгой и жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Миллионы людей, детей и взрослых, погибло в те военные годы. Но наш народ выстоял и одержал победу над фашизмом. День Победы стал в нашей стране самым великим праздником.
Сегодня мы склоняем головы перед бессмертным подвигом героев Великой Отечественной, ценой неимоверных жертв сокрушивших нацизм и подаривших миру весну 1945 года. 80 лет спустя мы заново осмысляем феномен Великой Победы — не только как военный триумф, но как торжество человеческого духа. Наше мероприятие - исторический квест «По дорогам Победы», - посвящено памяти подвига нашего народа в годы той священной войны против фашизма.
Чтец 1.
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!
Чтец 2.
Они помнят весну 45-гогода...
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива! (З. Чеботарева)
Ведущий. Мы рады приветствовать вас на патриотической квест-игре «По дорогам Победы». Сегодня за звание победителя будут сражаться _____(количество) команд. Давайте их поприветствуем (перечисляются команды). Команда «___» (название), капитан команды ___ (фамилия, имя).
Я прошу капитанов команд получить маршрутные листы. Капитаны по очереди получают маршрутные листы.
Маршрутный лист
№
Название станции
Место расположения
Количество баллов
Отметка руководителя станции
1
От Москвы до Берлина
2
Фронтовые пословицы
3
Фронтовая проза
4
Песни Победы
5
Маршалы Победы
6
Оружие Победы
7
Мы помним!
В маршрутном листе для каждой следующей команды названия станций сдвигаются вверх, станция под номером 1 ставится последней.
Ведущий. Капитаны команд получили маршрутные листы для своих команд. В маршрутных листах перечислены 7 станций - 7 игровых этапов. По моему сигналу все команды расходятся по игровым этапам. Командам их надо пройти в том порядке, в котором они записаны в маршрутном листе. Задача команд выполнить правильно все задания каждого этапа, за которые им начисляются баллы. Победителем станет команда, набравшая наибольшее количество баллов.
На каждом игровом этапе команду встречает руководитель станции. Он же дает командам задание для данного этапа и следит за его выполнением. Если команда выполнила задание, то получает определенное количество баллов за каждый правильный ответ. Руководитель станции отмечает это количество в маршрутном листе.
После того, как команда пройдёт все станции, она приносит свой маршрутный лист жюри на подведение итогов к этому месту, откуда вы стартуете.
Команды готовы. Пожелаем им успеха. Командам проследовать на станции согласно маршрутным листам. В добрый путь!
Команды расходятся по станциям и выполняют задания игровых этапов квеста. Задания на станциях приведены в приложениях 1-7
После прохождения всех станций квеста команды возвращаются к месту старта и сдают жюри маршрутные листы. Жюри подводит итоги.
Ведущий. Вот и подошёл к концу наш квест, посвящённый знаменательному событию - 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.
Проходя сегодня по станциям квеста, мы мысленно прошли дорогой славы наших дедов, которые ценой своей жизни отстояли свободу и независимость нашей Родины. Каждая станция пробуждала в нас светлую память о героях войны, погибших за Родину. Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Пусть каждый из вас унесёт с собой частичку этой великой истории, памяти о тех, кто отдал свою жизнь за будущее, и уважение к труду миллионов. Помните, что Победа стала возможной благодаря единству, вере в правое дело и несокрушимой силе духа нашего народа. Вы – наша надежда, наше будущее, и я верю, что вы преодолеете любые препятствия на своём жизненном пути.
А теперь подведем итоги нашего квеста. Предоставляю слово жюри.
Жюри. Жюри подвело итоги выполнения заданий на станциях квеста.
На станции «__» лучшей стала команда «___» (название команды). Награждается грамотой. Капитану команды вручается грамота. Жюри награждает все команды, показавшие лучшие результаты на станциях.
По итогам прохождения всех игровых этапов квеста «По дорогам Победы» 3 место заняла команда «___» (название команды). Капитану команды вручается грамота.
Второе место заняла команда «___» (название команды). Капитану команды вручается грамота.
Победителем квеста «По дорогам Победы» стала команда «___» (название команды). Капитану команды вручается грамота.
Ведущий. Спасибо всем за активное участие, за живой интерес и за то, что вы помните, чтите и передаёте историю Победы.
С праздником Победы, дорогие друзья! И пусть дух победы всегда сопровождает вас на жизненном пути!
Звучит песня «День Победы».
Список литературы
Гунина Е.А. Игровые технологии в образовании: квесты, викторины, деловые игры [Текст] / Е. А. Гунина. — СПб.: Питер, 2021.
Интерактивные технологии в патриотическом воспитании [Текст] / Под ред. И. В. Метлика. — М.: Просвещение, 2019.
Как создать образовательный квест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovesnik.org/lyudi/anton-alekseevich-skulachev/obrazovatelnye-puteshestviya/kak-sozdavat-obrazovatelnyj-kvest.html
Песни военных лет: ноты, тексты, история создания / Сост. Л. П. Масленкова. — М.: Музыка, 2015.
Широкорад А. Б. Оружие Победы: иллюстрированная энциклопедия [Текст] / А. Б. Широкорад. — М.: Вече, 2020.
Шишов А.В. Военно-исторические реконструкции и игры в школе [Текст] / А. В. Шишов. — М.: ВАКО, 2020.
Приложения
Приложение 1. Станция «От Москвы до Берлина».
Приложение 2. Станция «Фронтовые пословицы».
Приложение 3. Станция «Фронтовая проза».
Приложение 4. Станция «Песни Победы».
Приложение 5. Станция «Маршалы Победы».
Приложение 6. Станция «Оружие Победы».
Приложение 7. Станция «Мы помним!»
Приложение 1. Станция «От Москвы до Берлина».
Москва и Берлин – судьбоносные вехи Великой Отечественной войны. Именно разгром под Москвой стал первым крупнейшим поражением Вермахта, которому до этого всегда сопутствовала удача. А весь путь войны, продолжавшийся 1418 дней, был окончен 9 мая 1945 года в поверженном Берлине.
Задание.
Определите по карте расстояние на местности по прямой от Москвы до Берлина.
Оборудование: любая карта, на которой обозначены Москва и Берлин, линейка, лист бумаги, ручка.
Пояснение.
Чтобы определить расстояние по прямой от Москвы до Берлина, нужно воспользоваться линейкой и масштабом карты. Измерить расстояние линейкой между центрами городов. Применить масштаб карты. Например, если 1 см = 100 км, а расстояние на карте 15 см, то реальное расстояние ≈ 1500 км.
Точный результат: расстояние по прямой от Москвы до Берлина ≈ 1600–1610 км (в зависимости от точек отсчёта).
Оценка задания.
Правильный ответ – 3 балла.
Ответ отклоняется от точного результата, но не более чем на 50 км в большую или меньшую сторону – 2 балла.
Ответ отклоняется от точного результата, но не более чем на 100 км в большую или меньшую сторону – 1 балл.
Приложение 2. Станция «Фронтовые пословицы». На игровых карточках зашифрованы фронтовые пословицы. Необходимо их расшифровать. Задание. В каждой карточке:
из первой строчки карточки вычеркните название рыбы, из второй — птицы, из третьей — фрукта, из четвертой — цветка.
Прочитайте пословицу времен Великой Отечественной войны. Оборудование: 6 карточек с текстом, приведенных ниже.
Ответы: Смелость города берет (вычеркнуть: навага, ласточка, апельсин, гвоздика). Слава к тому приходит, кто впереди ходит (вычеркнуть: сельдь, дятел, груша, георгин). Береги землю родимую, как мать любимую (вычеркнуть: судак, дрозд, гранат, жасмин). Хорош грибок белый, а солдат умелый (вычеркнуть: лосось, соловей, слива, лилия). Тучам солнце не скрыть, войне мир не победить (вычеркнуть: карась, синица, банан, нарцисс). У фашистов шинели не по русской метели (вычеркнуть: чебак, орел, виноград, ноготки).
Оценка задания.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Приложение 3. Станция «Фронтовая проза». Великая Отечественная война отражена в литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, осознающий себя частицей воюющего народа. Их произведения – правдивое свидетельство времени. Задание. Вспомните знаменитые прозаические произведения о войне. Ответьте на вопросы. Кто автор романа «Живые и мертвые»? Кто автор рассказа «Судьба человека»? Как называется произведение о подвиге летчика, потерявшего обе ноги, но вернувшегося в строй? Как звали этого летчика? В каком произведении о войне действующие бойцы – девушки, а старшина Федот Васков - их командир. Главным героем какого произведения является Андрей Соколов? Кто автор романа «Горячий снег» о Сталинградской битве? Ответы: Кто автор романа «Живые и мертвые»? (Константин Симонов) Назовите автора рассказа «Судьба человека» (Михаил Шолохов) Как называется произведение о подвиге летчика, потерявшего обе ноги, но вернувшегося в строй? Как звали этого летчика? («Повесть о настоящем человеке», Алексей Маресьев) В каком произведении о войне действующие бойцы – девушки, а старшина Федот Васков - их командир. («А зори здесь тихие…» Борис Васильев) Главным героем какого произведения является Андрей Соколов? («Судьба человека») Кто автор романа «Горячий снег» о Сталинградской битве? (Юрий Бондарев)
Оценка задания.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Приложение 4. Станция «Песни Победы». Песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, стали не только символом борьбы, но и источником силы для миллионов людей. Они отражали надежду, боль, мужество и веру в победу. Задание. В карточках приведены по одному куплету из разных песен, снискавших особую популярность у солдат в годы войны. В куплете пропущена последняя строка. Требуется дописать пропущенные слова и назвать песню. Оборудование: 6 карточек с текстом, приведенных ниже.
Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед: И бойцу на дальнем пограничье _____________________________________________________.
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, _____________________________________________________!
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи. Вот и сейчас надо мною она кружится. Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, _____________________________________________________!
За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулеметчик за синий платочек, _____________________________________________________.
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь _____________________________________________________.
И становится радостно На душе у бойца От такого хорошего, От ее письмеца. И врага ненавистного Крепче бьет паренек За советскую Родину, _____________________________________________________.
Ответы. От Катюши передай привет. «Катюша». С проклятою ордой! «Священная война». И поэтому знаю: со мной ничего не случится! «Темная ночь». Что был на плечах дорогих. «Синий платочек». Про улыбку твою и глаза. «В землянке». За родной огонек. «Огонек»
Оценка задания.
Как правильный засчитывается только полный ответ: и пропущенные слова, и название песни. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Приложение 5. Станция «Маршалы Победы». Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашей страны, но именно мужество, талант и железная воля советских полководцев привели Красную Армию к победе над фашизмом. Маршалы Победы — это легендарные военачальники, чьи имена навсегда вписаны в историю. Их стратегический гений, решительность и бесстрашие определили исход ключевых сражений: от обороны Москвы до штурма Берлина. Задание. В этом задании вам предстоит вспомнить имена прославленных маршалов, их вклад в разгром врага и знаковые операции Великой Отечественной. 1. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с его именем и сокрушающим мастерством, ибо перед ними был военный гений». Кто это? 2. Этот маршал командовал Сталинградским и Донским фронтами, а позже штурмовал Берлин. Его называли «генерал-штурм» за мастерство в наступательных операциях. Назовите его имя. 3. Он был начальником Генерального штаба в самые трудные месяцы войны (1942–1943), а затем координировал действия фронтов в Курской битве и при освобождении Украины. Назовите его имя. 4. Этот маршал командовал войсками во время прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, а позже успешно провёл Ясско-Кишинёвскую операцию. Его называли «мастером окружений». Кто это? 5. Он руководил обороной Москвы в 1941 году, а в 1945 взял штурмом Кёнигсберг – одну из самых мощных крепостей Третьего рейха. О каком маршале идёт речь? 6. «Маршал артиллерии» – этот военачальник был одним из создателей советской реактивной артиллерии, а его войска отличились в битве за Берлин, нанося мощные огневые удары. Под его руководством знаменитые «Катюши» стали грозным оружием войны. Кто этот полководец? Ответы. Георгий Константинович Жуков. Константин Константинович Рокоссовский. Александр Михайлович Василевский. Леонид Александрович Говоров. Иван Степанович Конев. Николай Николаевич Воронов.
Оценка задания.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Приложение 6. Станция «Оружие Победы». Великая Отечественная война стала не только битвой мужества и героизма, но и противостоянием инженерной мысли. Советские конструкторы создавали уникальные образцы вооружения, которые превосходили технику врага и приближали долгожданную Победу. Задание. В этом задании вам предстоит вспомнить легендарную технику, ставшую символом мощи Красной Армии. Каждый вопрос — это история инженерного гения и воинской славы. Проверьте свои знания, откройте новые факты и отдайте дань уважения тем, кто ковал Победу не только на поле боя, но и у чертёжных досок! По описанию назовите образец военной техники, о которой идет речь. 1. «Танк Победы» –этот средний танк, разработанный в Харькове конструкторским бюро под руководством Михаила Кошкина и принятый на вооружение в 1940 году, стал самым массовым танком Второй мировой войны. Его наклонная броня и мощная 76-мм пушка сделали его грозным противником для немецкой техники. Эта легендарная машина стала символом мощи Красной Армии. Назовите этот танк. Т-34. 2. Эту реактивную систему залпового огня бойцы прозвали «Катюшей» за грозную мощь и популярную песню. Как она официально называлась? 3. Этот штурмовик, прозванный «летающим танком», был самым массовым самолётом войны. Его броня защищала пилота, а мощное вооружение позволяло уничтожать вражеские колонны. У советских лётчиков получил прозвище «Горбатый» (из-за характерной формы фюзеляжа), у немцев: «Чёрная смерть», «Бетонный самолёт». Назовите его. 4. Этот пистолет-пулемёт с дисковым магазином стал самым массовым автоматическим оружием Красной Армии. Солдаты ценили его за надёжность и простоту. О каком оружии идёт речь? 5. Эту противотанковую пушку солдаты называли «Зверобой» за эффективность против немецких «Тигров» и «Пантер». Она пробивала броню всех немецких танков с дистанции 1 км. Какое у неё было официальное обозначение? 6. Этот тяжёлый танк со 122-мм пушкой появился в 1943 году как ответ на немецкие «Тигры». Назван в честь советского лидера. О какой машине речь? Ответы. Т-34. Расшифровка аббревиатуры: Т - «танк», 34 - номер модели в соответствии с внутренней системой нумерации разработок. БМ-13. Расшифровка аббревиатуры: Б — «боевая», М — «машина», 13 — калибр реактивных снарядов (132 мм). Полное название: Боевая Машина калибра 132 мм. Ил-2. Ил — фамилия главного конструктора Сергея Владимировича Ильюшина; 2 — порядковый номер модели в линейке штурмовиков. Официальное название: «Штурмовик Ильюшина», модель 2 ППШ - пистолет-пулемёт Шпагина. 57-мм пушка ЗИС-2. ЗИС — «Завод имени Сталина» (московский автозавод, где разрабатывалось орудие). 2 — порядковый индекс модели. ИС-2 - «Иосиф Сталин». Оценка задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Приложение 7. Станция «Мы помним!» Задания этой станции посвящены самым значительным сражениям Великой Отечественной войны, которые определили ход истории и привели нашу страну к Великой Победе. Каждое из этих сражений стало не просто военной операцией, а настоящим подвигом советского народа.
Задание.
Ответить на 10 вопросов о ключевых сражениях Великой Отечественной войны. 1. Этот город-порт держал оборону 250 дней, став символом стойкости советских войск. Немцы называли его укрепления "стальным поясом". Оборона была столь упорной, что немецкое командование было вынуждено применить для его штурма сверхтяжёлую артиллерию, включая гигантское орудие "Дора". Оборона этого города позволила задержать продвижение врага к кавказской нефти. О каком городе-герое идёт речь? 2. Это сражение, продолжавшееся с января 1942 по март 1943 года, стало одним из самых длительных и кровопролитных на Восточном фронте. Долгое время оставалось "неизвестной битвой". Бои шли за стратегический плацдарм под Москвой. Несмотря на отсутствие громкого названия, оно сковало значительные силы вермахта и позволило Красной Армии подготовиться к Курской битве. О какой "забытой битве", воспетой в стихах Твардовского, идёт речь? 3. Это сражение стало первым крупным поражением вермахта. В декабре 1941 года советские войска перешли в контрнаступление, отбросив немцев на 100–250 км от столицы. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года поднял боевой дух армии. О какой битве идёт речь? 4. Самое кровопролитное сражение в истории, в котором советские войска окружили и уничтожили 6-ю армию Паулюса. Его итогом стал коренной перелом в войне. Назовите город, за который шла эта битва. 5. В этом сражении произошло крупнейшее танковое противостояние войны — бой у деревни Прохоровка. После поражения немцы окончательно потеряли стратегическую инициативу. О какой "огненной дуге" идёт речь? 6. 872 дня голода, бомбёжек и героического сопротивления. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а в 1944-м — полностью снята. Как называлась единственная дорога через Ладожское озеро, связывавшая город с "Большой землёй"? 7. Летом 1944 года Красная Армия провела эту операцию, полностью освободив Белоруссию и разгромив группу армий "Центр". Назовите её кодовое имя в честь героя войны 1812 года. 8. Финальное сражение войны, в ходе которого советские войска штурмовали столицу Третьего рейха – битва за Берлин. 30 апреля 1945 года над Рейхстагом было водружено Знамя Победы. Когда капитулировал Берлинский гарнизон? Назовите дату. 9. В январе 1945 года Красная Армия провела эту стремительную операцию, освободив Польшу и выйдя на подступы к Берлину. За 20 дней советские войска продвинулись на 500 км. Назовите операцию, названную в честь двух рек. 10. Это масштабное сражение осени 1943 года стало одним из самых крупных в истории войн - в нём участвовало до 4 миллионов солдат с обеих сторон. Советские войска форсировали одну из крупнейших рек Европы под шквальным огнём противника, создав несколько плацдармов на правом берегу. Это грандиозное сражение, завершившееся освобождением Киева 6 ноября 1943 года, вошло в историю как "Битва за..."? Завершите название сражения. Ответы. Севастополь. Ржевская битва. Битва за Москву. Сталинград (ныне Волгоград). Курская битва. "Дорога жизни". Операция "Багратион". 2 мая 1945 года. Висло-Одерская операция. Битва за Днепр.