Классный час в ходе которого подростки выясняют, что такое патриотизм и для чего он нужен жителям страны. Как граждане проявляют свои любовь к Родине и как это могут сделать школьники.Учащиеся могут оценить свой партиотизм, понять как на самом деле они относятся к своей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотизм - это.»
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОГРАММЕ
НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
для девятого класса
« ПАТРИОТИЗМ – ЭТО…»
Цель занятия: 1. Выяснение позиции учащихся по данному вопросу.
2. Осознание значение Родины для человека.
3. Формирование гражданской позиции и желания трудиться на благо общества.
Сценарий занятия:
Этап 1. Выяснение знаний учащихся по данной теме.
Перед учащимися ставится задача продолжить фразу «Патриотизм – это…».
Варианты ответов учитель записывает на доске. В конце обсуждения зачитывается определение из словаря.
Этап 2. Создание проблемной ситуации.
Для этого задается вопрос: «Зачем человеку нужен патриотизм?». Ведь он предполагает ответственность за страну, иногда приходится рисковать жизнью, пренебрегать своими интересами ради интересов Родины. А чем меньше ответственности, тем легче жизнь.
Обычно ученики не могут сразу ответить на этот вопрос, он вызывает у них замешательство.
И я предлагаю на время отложить решение этого вопроса и задаю другой:
- Вы любите Родину?
Но не все учащиеся отвечают на вопрос утвердительно, встречаются и такие, кто признается, что хотели бы уехать жить в другую страну, где условия жизни более комфортны.
Этап 3. Дискуссионный.
Это очень сложная ситуация для учителя и на нее нужно обязательно отреагироват, не отрицая права детей иметь свою точку зрения.
В такой ситуации я провожу мини-дискуссию, опираясь на детей, заявивших о своем патриотизме.
Проблема может быть рассмотрена в нескольких аспектах:
1. Предлагается обсудить отношение коренных жителей страны к тем, кто приехал «на готовенькое» и те требования, которые принявшее государство будет предъявлять к мигрантам (квалификация, исполнение законов, знание языка и т.д.).
2. Предлагается обсудить вопрос о том, что дискутирующие вкладывают в понятие Родина. Обычно выделяются следующие компоненты понятия: природа страны, люди там живущие, властные структуры. Далее выясняется, что же вызывает неприятие. Чаще всего учащиеся заявляют, что их не устраивают действия законодательной и исполнительной власти. Дальнейшие выводы о возможности влиять на ситуацию дети уже в состоянии сделать сами.
Затем разговор продолжается с опорой на позицию патриотов, и вопрос формулируется следующим образом:
- Вы утверждаете, что любите свою Родину, а как вы это делаете?
Такая формулировка вопроса вновь вызывает недоумение, и я предлагаю «подсказку»:
- С чем чаще всего сравнивают любовь к Родине?
- С любовью к матери; - уверенно отвечают учащиеся.
- Вы любите свою маму?
Ответы однозначно утвердительные.
- А как вы это делаете?
И начинается обсуждение, в результате которого учащиеся приходят к выводу, что истинная любовь включает в себя не только чувство (эмоцию), но и действие. Мы заботимся о тех, кого любим, поддерживаем их, помогаем, стараемся сделать так, чтобы им было хорошо, чтобы они были счастливы.
Теперь уже легче обсуждать вопрос о том, как проявляется у человека любовь к Родине. Теперь можно предложить назвать черты, характерные для человека-патриота.
Список особенностей поведения, характеризующих гражданина-патриота учитель со слов детей записывает на доске. Теперь это уже понятия, характеризующие деятельность: защищает, улучшает, заботится, работает на благо и т.д.
Этап 4. Самооценочный.
Теперь можно предложить ученикам оценить степень своего патриотизма по составленному на доске списку качеств гражданина, делая скидку на возраст и дееспособность.
Этап 5. Разрешение проблемной ситуации.
Гимназисты объединяются в группы и пытаются найти ответ на вопрос, поставленный вначале занятия: «Зачем человеку нужен патриотизм?».
Учащиеся могут разрешить этот вопрос с позиции морали и нравственности, самооценки и самоуважения личности, прагматизма или других позиций.
Этап 6. Рефлексия.
Можно попросить учащихся ответить на вопрос:
- Что вы чувствовали при обсуждении вопросов?
- Что нового вы узнали сегодня о себе?
Этап 7. Направляющий.
Если в школе в данный момент проводятся какие-либо патриотические акции или акции помощи, то нужно предложить детям в них поучаствовать, показав, что это и есть патриотизм в действии. Что именно такое поведение сделает нас всех и нашу страну лучше. Если таких акций в данный момент нет, то следует предложить детям самим подумать, какую практическую пользу они могли бы принести своей стране, школе или людям в ближайшее время. Предложить им стать инициаторами патриотической акции.