kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает овладеть элементарными практическими навыками планирования семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Семейный бюджет"»


План-сценарий

открытого занятия на тему «Семейный бюджет»

(курс «Семьеведение»)


Разработан:

Лапшанова И.С., педагог МБОУ «СОШ №8» г.Нижнекамска,

Мингазова Г.М., педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Нижнекамска.


Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Задачи:

1) сформировать представления о семейном бюджете;

2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях;

3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи.


Форма проведения: деловая игра.

Участники: 2 команды по 5 учащихся 6 класса.

Команда экспертов: родители (3-4 человека).

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Раздаточный материал: карточки с описанием игровых ситуаций, игровые денежные купюры.

Ход занятия.

  1. Подготовка к игре. (7 мин.)

Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

  • Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

  • Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

  • Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

  • Что делает дедушка? (Ответы детей.)

Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Сегодня занятие мне хочется предложить вам подумать над такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха. (Слайд)

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)

Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи)

А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? (как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности и т.п.).

Мы складываем наши деньги во в такие кошельки. В переводе на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк».

Итак, если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год). (слайд)

А теперь поговорим о том, что же такое «доходы» и «расходы». (слайд)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.


  1. Решение проблемных ситуаций.

    1. Ребята, вы разделены на 2 группы. В каждой команде по 5 человек. Я предлагаю вам, придумать название вашей команде, а также определить состав вашей семьи, выбрать главу семьи. (Участники называют название команд и представляют друг друга). (3 мин)

Внимание! Сейчас мы вам будем предлагать решить несколько жизненных задач, касающихся темы семейного бюджета. После каждого задания, эксперты (а это у нас, как вы видите, опытные родители с многолетним стажем семейной жизни и значит практическим жизненным опытом создания, экономии и расхода семейного бюджета) озвучат: какая из команд получит денежный бонус. За правильный ответ 500 у.е., за недостаточно аргументированный ответ 100 у.е.

    1. Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. (10 мин)



    1. Ситуация №2 «Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор. (10 мин)

Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет. А сейчас мы переходим к 3 заданию.

    1. Задание №3 « Блиц опрос». (5 мин)

Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1000 руб.

А. Проблема.

Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.

Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку


Б. Проблема.

Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?

Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.

Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.


В. Проблема.

В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?

Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.


  1. Итоги игры. (7 мин)

Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры. Ну а пока, я задам вам вопрос. Как вы думаете, семья может сократить свои расходы? Участники поднимают руки и делают предположения.

Ответы:

    1. Экономить электроэнергию

    2. Утеплить окна, экономить тепловую энергию

    3. Экономить воду

    4. Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом

    5. Консервировать и заготавливать продукты

    6. Отказаться от вредных привычек

    7. Производить мелкий ремонт в квартире

    8. Не покупать ненужные вещи.

    9. Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты)

Итак, давайте подведём итог нашей игры. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)

Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

А теперь слово предоставляется нашим экспертам. (Эксперты говорят о своих впечатлениях, награждают команды грамотами).

Ребята, в заключении нашей игры, я предлагаю посчитать денежные бонусы команде победителей, и на вашу сумму выбрать призы для вашей семьи. Вы должны уложиться в свой бюджет, с учетом того, что вам сегодня советовали наши опытные эксперты.

У команды победителя денежный приз должен составлять не более 6000 рублей.



Для команды победителя на экране появляется список товаров с ценником. Ребята обсудив между собой выбирают себе призы. (3мин)

Призы

Телевизор с интернетом 700 р.

Мобильный телефон 300 р.

Кухонный гарнитур 1000 р.

День красоты для мамы 700 р.

Ужин в ресторане 800 р.

Экскурсионный тур по Золотому Кольцу России 2000 р

Ноутбук 1000 р.

Месячный запас еды 3000 р.



Спасибо всем участникам за игру! До новых встреч!



Приложение №1

Карточки с проблемными ситуациями для команд



Задание первой группе.

Состав семьи

Доход за месяц

Отец - сторож в школе

Мать - помощник воспитателя в детском саду.

Бабушка - пенсионер

Сын - дошкольник

Сын - ученик 5 класса

Дочь - ученица - 10 класса

3800 р.

7000 р.

6200 р.

Детское пособие 250 рублей на ребенка



Необходимые покупки: (итого 17 250 рублей )

  • школьный костюм для старшего сына (2000 р)

  • ранец для старшего сына (1000 р)

  • школьные принадлежности (300 р)

  • туфли для дочери (500 р)

  • куртка для младшего сына (1000 р)

  • подарок ко дню рождения для отца (2500 р)

  • лекарство для бабушки (2000 р)

  • продукты (5000 р)

  • поход в кино на 5 человек (1000 р)

  • игрушка для сына (500 р)

  • поход в парикмахерскую для мамы (1000 р)

  • коммунальные платежи (3000 р)

  • питание в школе на 2 детей (2000 р)

  • платежи за телевидение и интернет (1000 р)

Временной промежуток: летний период

Задание второй группы.

Состав семьи

Доход за месяц

Отец - учитель

Мать - медсестра

Дочь - ученица первого класса

Сын - дошкольник

12000 р.

11000 р.

Детское пособие 250 рублей на ребенка



Необходимые покупки: (итого 23 250 рублей)

  • пуховик для дочери (3000 р)

  • сапоги для дочери (1500 р)

  • куртка для сына (1500 р)

  • шапка для матери (1000 р)

  • костюм для отца (3000)

  • продукты (5000)

  • коммунальные платежи (4000 р)

  • Поход в зоопарк всей семьей (1000 р)

  • Покупка новых штор (2000 р)

  • Покупка лекарства для сына (1000 р)

  • Платеж за телевидение и интернет (1000 р)

  • Вызов мастера для ремонта стиральной машины (1000 р)

Временной промежуток: осенний период.



Приложение №2

Варианты семейного бюджета



Вариант 1.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 20500 тысяч.

Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.

Питание детей в школе  2000  рублей на двоих.

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.

Приобретение одежды  - 10000 рублей.

Непредвиденные расходы – 9000 рублей.



Вариант 2.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 21500 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.

Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение одежды – 10000 рублей.

Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.

Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей  – 3000 рублей.

Покупка нового холодильника – 20000 рублей .



Вариант 3.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 30000 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.

Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой).

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение одежды – 15000 рублей.

Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.

Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей  – 3000 рублей.

Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих.

Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию или детское кафе) – 4000  в месяц.

Накопления на отпуск – 29500 рублей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок на тему "Семейный бюджет"

Автор: Лапшанова Инна Сергеевна

Дата: 14.05.2018

Номер свидетельства: 469564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация  "Семейный бюджет" к уроку окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-siemieinyi-biudzhiet-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "163428"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422471738"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-po-tiemie-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "191356"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296999"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Открытый урок по СБО в 7 классе Тема: «Бюджет семьи»"
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi_urok_po_sbo_v_7_klasse_tema_biudzhet_semi"
    ["file_id"] => string(6) "607455"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1653021340"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Открытый интегрированный урок СБО и математики "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-sbo-i-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "227498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440753702"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Открытый урок в 4-б классе на тему  «Решение задач»"
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyiurokv4bklassienatiemurieshieniiezadach"
    ["file_id"] => string(6) "279318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453216585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства