Познакомить детей с разными видами опасностей, которым они могут подвергаться на улице и способствовать формированию безопасного поведения вне дома и навыков самозащиты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опасные незнакомцы: безопасность на прогулке»
Классный час по программе «Безопасное поведение»
«Безопасность на прогулке: опасные незнакомцы»
для 3-6 классов
Цель: 1. Информировать об опасностях пребывания на улице, исходящих от незнакомых людей и о способах поведения в потенциально опасных ситуациях.
2. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности на при общении с незнакомцами на улице..
3. Формирование навыка поведения с незнакомцами, если они проявляют к ребенку интерес.
Ход занятия:
Этап мотивации:
- Хотите ли вы научиться избегать опасностей, существующих на улице?
- Хотите ли вы уметь оценивать уровень опасности разных ситуаций, возникающих на улице?
Этап 1. Оценка информированности учащихся по обсуждаемой теме.
Учитель обращается к детям с вопросом:
- Какие опасности могут подстерегать вас на улице?
Дети перечисляют возможные опасные ситуации, а учитель записывает их на доске.
- Спасибо за хорошую работу. Вы неплохо разбираетесь в вопросах безопасности. Многие из этих опасных ситуаций мы с вами уже обсуждали и выяснили, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.
А скажите, пожалуйста, люди на улице могут ли представлять для нас опасность?
- Да.
- Вы правы. Не все прохожие доброжелательны по отношению к нам. К сожалению, среди честных и порядочных людей встречаются и воры, и мошенники и другие преступники, которые часто высматривают своих жертв на улице.
Этап 2: Сообщение учащимся новой, ранее не известной им информации.
Сегодня мы с вами поговорим об основах личной безопасности на улице. О том, как можно избежать опасности, исходящей от других людей.
Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – «НЕ»: - НЕ задерживаться на улице по дороге из школы. - НЕ играть на улице с наступлением темноты. - НЕ впускать незнакомца в дом. - НЕ ходить никуда с незнакомыми людьми. - НЕ садиться в машину с незнакомцем. Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.
Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.
В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов».
Шаг 1. Оценка ситуации.
Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково. Шаг 2. Держи дистанцию!
Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить. Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.
Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время). Шаг 4. Уходи в безопасное место.
Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям»
Давайте рассмотрим пример такой ситуации:
- Здравствуй, девочка! - Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи от него на 2 метра). - Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение… - Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии, дословно пересказывая разговор).
Этап 3:Формирование и развитие навыка, отношения. Убеждения в ходе группового обсуждения или дискуссии (кооперативное обучение).
Давайте разделимся на группы и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к безопасности». Каждая группа получит для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член группы будет «незнакомцем», цель которого «заговорить зубы» «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.
Ситуации – задания для групп.
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста. 2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается. 3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть? 4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.
5. Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти. Незнакомая женщина: 6. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась. 7. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла. Симпатичная девушка 18-ти лет: 8. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки. 9. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
Водитель остановившегося рядом автомобиля:
10 .Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю 11. Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!
12. Мальчик (или девочка), а как мне проехать? А не хочешь ли ты прокатиться? Ровесник:
13. Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим.
Мне нужно спросить разрешения родителей Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?
Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок. Добрая бабушка или дедушка: 14. Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать! 15. Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!
Дети, разбившись на пары, выполняют задание. Несколько заданий нужно просмотреть всем вместе, чтобы исправить ошибки, подсказать более удачные фразы и решения. После того, как вы убедитесь в том, что дети поняли суть стратегии и выполняют все правильно, дайте им возможность потренироваться внутри группы. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность побывать в роли «гуляющего ребенка». Детям станет скучно разыгрывать одни и те же ситуации – предложите им придумать свои собственные. Лучшие из них можно потом показать всему классу.
Этап 4: Применение навыка на практике, приобретение опыта.
На этом этапе предложите группам выполнить следующее задание:
- Как можно отличить преступника от честного человека?
После обсуждения темы, выясняется, что этого сделать практически невозможно. Преступники выглядят как обычные люди и даже более ласковыми и добрыми.
- Какие незнакомые взрослые кажутся вам более безопасными?
В беседе дети признаются, что незнакомые женщины, заговорившие с ними в школе, кажутся им совсем безопасными, они выглядят как учительницы. Но это не всегда так. Нужно быть внимательным. На улице наиболее безопасны женщины с маленькими детьми, продавцы в магазине или аптеке, милиционеры в форме.
Обезопасить себя от «заманивающих» преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!».
- Давайте еще потренируемся с вами в поиске наиболее эффективного поведения в различных ситуациях. Для этого сменим состав групп и получим новые задания.
Задания для групп: составьте, пожалуйста, правила безопасного поведения в различных ситуациях:
Вас уводят силой. (Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: “Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут… Мой телефон… позвоните моим родителям!” При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони, стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!».
За тобой идет незнакомый человек. (Во-первых, нельзя заходить в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл, и задержись на улице. Если странный человек стоит возле подъезда, лучше пережди или попроси знакомых, соседей, чтобы проводили. Во-вторых, не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Уйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
Незнакомец представился работником милиции и предлагает тебе пройти с ним для выяснения обстоятельств дела. (Потребуй, чтобы лицо, представившееся работником милиции, позвонило родителям. Если он таковым является, то сможет это сделать из любого магазина или учреждения, если у него нет мобильного телефона. Если он откажется это сделать и будет пытаться увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь, то есть действовуй так, как рекомендовано при нападении незнакомых людей.)
За тобой в школу пришел незнакомый человек и говорит, что его прислали твои родители. (Откажись, сославшись, что тебя не предупредили. Скажи об этом учителю, охраннику в школе. Позвони родителям.
Тебе нужно срочно и неожиданно уйти из дома. (Позвони родителям, оставь записку с адресом и телефоном, по которому ты будешь находиться, укажи время возвращения.)
Вы идете с родителями в людное место, где довольно легко потеряться.
(Договоритесь с родителями, где вы с ними можете встретиться, если потеряете друг друга. Ни в коем случае не уходи с обозначенного места, даже если к тебе будут подходить посторонние люди и обещать свою помощь в розыске родителей, или ссылаться, что это они их прислали, стой на своем: “Мы договорились встретиться здесь!”)
Тебя пытаются втянуть в спор или драку. (Немедленно уйти).
Тебе предлагают пойти что-то посмотреть или попробоваться в кино- фотосъемке. (Следует отказаться пойти сейчас и спросить, куда ты должен придти с родителями.)
Ты задержался и поздно возвращаешься домой. (Договорись, чтобы тебя встретили. Прежде чем выезжать, позвони родителям и предупреди их. Не надевай золотых украшений или слишком открытых нарядов, которые могут спровоцировать преступника.)
Если тебя насильно посадили в машину.( Кричи: “Пожар”, “Ура”, а если ты уже оказался внутри, положи два пальца в рот и вызови рвоту, или описайся).
Если тебе предлагают что-то на улице. (Даже если это то, о чем давно мечтал, скажи: “Нет!”.Если тебя угощают мороженым или соками, вежливо откажись или купи сам.)
Если к тебе проявляет интерес сосед, делает подарки, угощает конфетами, предлагает заходить в гости, предлагает покатать на своей машине.(Отказывайся и сейчас же расскажи об этом родителям. Не соглашайся подождать прихода родителей в доме у соседа, даже если у тебя нет ключей. Не соглашайся доехать до дома на машине соседа, ведь сосед для тебя посторонний, а его машина чужая.)
По дороге в школу и домой ты каждый день стал встречать одного и того же человека. (Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя, а сам смени маршрут. Стараясь избавиться от навязчивого незнакомца, не заходи в дома или незнакомые дворы, зайди в магазин или кинотеатр, обратись к администратору с просьбой позвонить, и сообщи родителям, где ты находишься, пусть они придут за тобой.)
После обсуждения всех предложенных ситуаций, можно предложить детям следующие памятки поведения
Я всегда буду спрашивать разрешение у родителей. Я никогда не буду делать то, что родители мне не разрешают делать, даже если мне очень этого хочется сейчас.
Я всегда буду играть или гулять с родителями, родственниками или с кем-то из моих старых друзей. Я никогда не буду делать это один.
Я буду доверять своим чувствам. Если я чувствую, что делаю что-то плохое – значит, я не должен этого делать, потому что это может нанести мне вред.
Я умею говорить «нет». Если я чувствую, что делаю что-то плохое, то я скажу «нет» и убегу домой.
Я всегда буду держаться на расстоянии о того, что заставляет меня чувствовать себя плохо.
Я знаю, что некоторые незнакомые мне люди, могут помочь мне выбраться из опасных ситуаций. Это женщины, мамы с детьми, дети, милиционеры в форме, продавцы в магазине и аптеке.
Я знаю, что мое тело принадлежит только мне. Я никому не позволю ко мне прикасаться без разрешения родителей.
Я играю и гуляю только в тех местах, в которых мне разрешили мои родители. Я буду избегать мест, в которых мало света и мало людей.
Я не буду разговаривать с посторонними людьми, принимать подарки от взрослых, соглашаться садиться к ним в машину, гулять с ними или ходить к ним в гости, без разрешения моих родителей.
Я всегда буду закрывать свой дом и не открою его никому кроме своих близких.
Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?
- Что нового вы узнали о своей личной безопасности? О том, насколько грамотно вы ведете себя при контактах с незнакомыми людьми?