Разработала классный час Бушманова Анна Николаевна классный руководитель 5-А класса Лобановской общеобразовательной школы.
Классный час в 5 классе на тему: «Нет прав без обязанностей!»
1 июня – Международный день защиты детей.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
Классный час проводится в виде тренинга.
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
План классного часа
1. Анкетирование на тему: «Мои права и обязанности»
2. «Игра «Знай свои права»
3. Разбор ситуаций «Нет прав без обязанностей»
4. Мини-лекция школьного психолога
5. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа:
1. Анкетирование на тему: «Мои права и обязанности»
Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».
Сегодня мы и будем говорить о правах детей. Но для начала я подготовила вам анкеты, которые вы должны заполнить.
Классный руководитель раздаёт анкеты с вопросами о правах и обязанностях ребёнка. Затем каждый ребёнок комментирует свои ответы.
2. «Игра «Знай свои права»
Классный руководитель раздаёт ватманы и журналы с картинками. Правила: нужно вырезать картинки, наклеить их на ватман ,затем подписать права.( Игра командная, можно поделить класс на 3 команды.) После чего каждая команда выходит и комментирует свои права
3. Разбор ситуаций «Нет прав без обязанностей»
Классный руководитель .Ребята, у каждого человека есть права, но кроме них есть ещё и обязанности: дети отвечают какие обязанности они знают и должны выполнять. Затем классный руководитель предлагает обучающимся разобрать несколько ситуаций.
1.Мама попросила дочку убрать в квартире, на что дочь ответила, что детский труд это эксплуатация, а в Конвенции «О правах ребёнка» запрещёно эксплуатировать детский труд. Объясните в чем не права дочка.
Дети.Нет, она не права. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать ее право и помогать ей.
2.В школе дети не хотят дежурить в своём классе, объясняя, что они не обязаны это делать. Классный руководитель просит их выполнить свои обязанности, на что те ссылаются на «Права и обязанности ребёнка». В чём не правы обучающиеся.
Дети. Кроме прав у нас есть и обязанности – дежурного. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.
3. Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
4. Мини-лекция школьного психолога
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать сценки? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Какие обязанности вы запомнили? Что нового вы узнали?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.