kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы по профориентации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены методичпские рекомендации, разработки мероприятий профориентационной направленности для старшеклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по профориентации обучающихся»

Профориентационные игры


Игра – упражнение «Самая классная профессия».

Упражнение проходит в игровой форме с элементами арт-терапии.

Очень нравится подросткам и всегда проходит успешно.

Обязательное условие – игра должна проходить в конце тренинга, как заключительный этап, на закрепление полученного информационного материала.

Целевая аудитория – подростки 14-16 лет (количество 20-25 человек)

Необходимое оборудование: зал для проведения тренинга, флипчарт или другая магнитная доска, карандаши, фломастеры, цветные мелки, чистые листы ватмана (5шт.), клей, ножницы, журналы с картинками. Все с расчетом на 5 команд.

Цель игры: более глубокое знакомство подростков с классификацией профессий, развитие представлений о средствах и условиях труда, развитие навыков анализа профессии.

Полностью ход игры и условия сразу не проговариваются.


Ход игры:

  1. Предлагается всем участникам пройти несложное тестирование на определение профессиональных склонностей - тест ДДО (Климова)

  1. По результатам тестирования, участники распределяются на пять команд: команда «Человек-Техника», команда «Человек-Знаковая система», команда «Человек-Человек», команда «Человек-Художественный образ» и команда «Человек-Природа».

  1. Каждой команде выдается «табличка», обозначающая сферу деятельности, лист ватмана и необходимое оборудование: карандаши, фломастеры и т.д.

  1. Проговаривается задание-инструкция:

Задание: Выберите одну профессию, соответствующую той сфере деятельности, к которой у Вас проявился интерес и склонности.

Создайте «образ» человека-профессионала и нарисуйте его: как он выглядит, в чем одет, где и чем занимается (в профессиональной деятельности), какое оборудование, инструменты использует, (время 20-30 мин.).

Презентовать профессию (рассказать о ней) необходимо с учетом следующих критериев:


  1. Мотив выбора данной профессии (почему, зачем и как он выбрал именно эту профессию)

  1. Образование (где и какое образование он получил)

  1. Способности (какими способностями, умениями, навыками он обладает)

  1. Личность (какими личностными качествами он обладает)

  1. Востребованность на рынке труда (где, кем и как он осуществляет свою профессиональную деятельность)

  1. Заработок и карьерный рост (сколько он зарабатывает и что его ждет в дальнейшем)

  1. Результаты деятельности (польза, «нужность», эффективность)

Условие победы – побеждает та команда, которая выполнила все условия презентации и смогла доказать или заставить поверить, что их профессия самая лучшая, востребованная и интересная.


Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Цель: упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:


1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.


Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

3)Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.


Профориентационная игра «Автопортрет»

Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7 – 10 до 15 человек).

Время – от 20 минут.

Процедура методики:

1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники...). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала


Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.


2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Чем полезно: Позволяет узнать, какие качества, черты замечают в тебе другие люди, и поговорить о стереотипах, сложившихся вокруг той или иной профессии.


"Я и мир профессий"

(игротренинг)

Как хорошо, когда у человека есть

возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Али Апшерони

1. Занятие по профориентации «Я и мир профессий»

2. Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

3. Занятие «Я и мир профессий» проводится в актовом зале или кабинете социального педагога. Занятие предназначено для выпускников интернатного учреждения (9 и11 классы).

4. Цели и задачи занятия

Ориентировочное время: 40-45 минут

Цели:

  • развивать умение работать самостоятельно и в группе

  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность

  • расширить знания детей о мире профессий

  • развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему

  • обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению

Задачи:

  • создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий

  • развитие творческого потенциала личности

  • развитие артистических способностей личности

  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению

  • воспитание коммуникативной культуры

  • уважения к профессии.

Оборудование:

  1. стенды классификации профессий (слайды)

  2. карточки с названиями профессий (слайды)

  3. тестовые бланки

  4. плакаты с пословицами о труде (слайды)

  5. видео - проектор для показа слайдов

  6. шариковая ручка

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. Каждый из вас, задумываясь о завтрашнем дне, планирует профессиональное будущее, карьеру. Первый и самый решающий шаг в карьере – осознанный и самостоятельный выбор профессии. А для этого необходимо уже сейчас подумать, чем вы можете быть полезны людям, обществу, объективно оценить личные запросы и потребности и определить те недостающие качества, над которыми предстоит работать.

Получение профессионального образования до начала трудовой деятельности является одним из главных условий развития профессиональной карьеры. Ваши знания, умения и навыки – это тот товар, который вы сможете в дальнейшем предложить на рынке труда. И от того, насколько он окажется качественным, зависит ваше будущее.


Итак, вы заканчиваете 9 или 11 класс. Тогда заранее спланируйте свои дальнейшие действия:

  • решите, какую специальность вы хотите получить, при этом постарайтесь совместить в выборе свои интерес, способности, здоровье, а также востребованность профессии на рынке труда;

  • подберите из справочника для поступающих несколько образовательных учреждений;

  • по возможности посетите это образовательное учреждение, либо позвоните в приемную комиссию;

  • выясните, как осуществляется прием, есть ли ограничения по состоянию здоровья, какие вступительные испытания вас ждут, узнайте проходные баллы предыдущих лет, реальность трудоустройства после окончания учебы;

  • если вы выбираете обучение в негосударственном образовательном учреждении или филиале вуза, поинтересуйтесь, есть ли там лицензия на ведение образовательной деятельности, аккредитовано ли оно, то есть имеет ли право выдавать документ государственного образца о соответствующем образовании; проконсультируйтесь с юристом по форме договора, который будете заключать;

  • продумайте запасной вариант (это может быть другая специальность того или иного образовательного учреждения, ступенчатый путь получения желаемого уровня образования: ПУ- техникум – ВУЗ, техникум – ВУЗ, работа и заочное обучение);

подумайте о варианте дополнительной подготовки к поступлению.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши учителя, педагоги, родители, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

У вас у каждого на столе лежит пословица, попробуйте объяснить её смысл. (приложение 1)

Пословицы о труде

  1. Труд человека кормит, а лень – портит,

  2. Терпенье и труд - все перетрут,

  3. Маленькое дело лучше большого безделья,

  4. Какова пряха – такова на ней и рубаха,

  5. Каков мастер, таково и дело,

  6. Без топора не плотник, без иглы – не портной,

  7. Какова пряха – такова на ней и рубаха,

  8. Одно дело делаешь – другое не порть,

  9. Умей начать, умей и закончить,

  10. Всякое дело мастера боится


При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. У каждого из вас имеется бланк «Кто больше знает профессий», возьмите его, пожалуйста.


Игровая разминка.


Первая игра: на бланке написаны буквы: К, Р, Ф, П (приложение 2)

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Кто это сделает лучше?

Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ»

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора (приложение 3)

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая чистая (уборщица, дворник...)

  7. Самая смешная (клоун, пародист...)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

  10. Самая железная (металлург, токарь, литейщик...)

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас –житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  • Востребованность на рынке труда.

  • Доходность.

  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  • Положительное влияние на семейную жизнь.

  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  • Возможность карьерного роста (важно или не важно)

А сейчас вам необходимо взять бланк «Найди ошибку» и выбрать позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии. (приложение 4).

При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:

  • «хочу» - это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,

  • «могу» - уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,

  • «надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества.

В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.


Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Угадай профессию».

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соседу нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют. (приложение 5)

Прилагаемый список профессий:

  1. Плотник

  2. Пилот

  3. Жонглер

  4. Штукатур

  5. Доярка

  6. Швея

  7. Врач

  8. Художник

  9. Парикмахер

  10. Модель

Классификация профессий по предмету труда

В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)

  • «Человек - человек»

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:

  • воспитание и обучение;

  • здравоохранение;

  • организация и управление;

  • правовая защита;

  • торгово-сервисное обслуживание;

  • культурно-просветительская работа.

  • «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

  • «Человек - знаковая система

Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  • Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.

  • Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.

  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.

  • Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.

  • «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

  • «Человек – художественный образ»

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

  • Организаторские (режиссер, балетмейстер);

  • Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);

  • Исполнительские (кондитер, портной);

  • Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).



Игровая разминка.


- А теперь давайте отдохнем. У каждого на столе лежат карточки с указанной классификацией профессией.

Задание: необходимо назвать профессии, относящиеся к определенному типу из приведенной классификации. (Бланки с указанными на них типами профессий(приложение 6)

Тест ДДО Е.А.Климова

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

Подведение итогов.

Хочется, чтобы вы помнили: мир профессий многообразен. И здесь каждый должен сам быть разведчиком. Иногда может помочь совет взрослых. Но бывает и так, что вы сами лучше понимаете себя, свои подлинные интересы, чем даже самые знающие, опытные и любящие вас люди. Самостоятельность как раз и проявляется в том, чтобы знать, когда последовать совету старших, а когда во что бы, то ни стало настоять на своём. Ведь это вам работать, вам жить в том профессиональном мире, в который вы теперь вступаете.

А сегодня мне бы хотелось, что вы сегодня унесли с собой одну мысль, какую бы человек не выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении.


СТРАННОЕ ДЕЛО

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

45 лет,

но про него говорили:

Художник!

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет.

Н.И.Еременко



«Угадай профессию»

За 1 мин. из разбросанных букв необходимо составить названия профессий.

За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл.


«Нарисовать профессию»

На каждую команду необходимы листы бумаги и фломастеры.

Все рисуют одну профессию - врач.

Оценка:

30 баллов – работают все, рисунок качественный и творческий, в рисунке отражается содержание труда;

20 баллов – в работе участвуют не все, но рисунок качественный и творческий, отражает содержание труда;

10 баллов – в работе участвуют не все, рисунок с незначительными ошибками, содержание труда отражается не полностью;

0 баллов – в работе участвуют не все, рисунок не полный, не отражается содержание труда.

Возможно промежуточное оценивание, в зависимости от работы команды.


«Назвать профессии на букву …»

Каждой команде дается одна буква. За 1 минуту команда должна назвать как можно больше профессий, начинающихся с данной буквы. За каждую названную профессию начисляется 1 балл.

Буквы «А», «П», «С», «Т», «М».

«Крокодил»

Одному участнику команды дается листочек с названиями профессий (20 – 25 профессий). За 1 минуту представитель команды должен невербально изобразить профессию, а остальные должны ее угадать. За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл. Если участник «проговориться», то команда получает штрафное очко.


Названия профессий для игры «Крокодил»

1. Врач.

2. Плотник.

3. Водитель автомобиля.

4. Учитель.

5. Воспитатель.

6. Инженер.

7. Архитектор.

8. Парикмахер.

9. Маникюрша.

10. Электрик.

11. Дирижер.

12. Программист.

13. Бурильщик.

14. Маляр.

15. Следователь.

16. Бухгалтер.

17. Продавец.

18. Официант.

19. Машинист крана.

20. Швея.

21. Уборщик помещений.

22. Кондуктор.

23. Пожарный.

24. Массажист.

25. Гардеробщик.

26. Почтальон.

27. Плотник.

28. Строитель.

29. Сварщик.

30. Слесарь-сантехник.

31. Медицинская сестра.

32. Юрист.

33. Библиотекарь.

34. Грузчик.

35. Тренер.

36. Охранник.

37. Тракторист.

38. Бармен.

39. Кинолог.

40. Учитель физкультуры.

41. Летчик.

42. Директор.

43. Диспетчер-телефонист.

44. Переводчик.

45. Телеведущий.

« Мяч»

На команду дается мяч. У вас минута. Вам необходимо назвать одну профессию и кинуть мяч другому участнику. В свою очередь тот кому достался мяч, так же должен назвать одну профессию. И т.д. Оценивается количество названых профессий. (по одному баллу за каждую названную)

«Реклама профессии»

Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии.

Профессии: КАМЕНЩИК, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ.


Оценка:

30 баллов – работают все, команда убедительна, приводится много четких, аргументированных доводов в пользу профессии;

20 баллов – в работе участвуют не все, приводится много доводов в пользу профессии, часть доводов мало аргументирована;

10 баллов – в работе участвуют не все, приводится недостаточно аргументированных доводов в пользу профессии;

0 баллов – в работе участвуют не все, аргументированных доводов в пользу профессии не называется.

Возможно промежуточное оценивание, в зависимости от работы команды.


«Самая -самая»

Инструкция: “Сейчас вам предлагаются некото¬рые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва¬шему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.

Это могут быть, например, такие характеристики: (Можно называть несколько профессий на одну характеристику)

“самая зеленая профессия”,

“самая сладкая профессия”,

“самая волосатая профессия”,

“самая детская профессия”,

“самая смешная профессия” и т.д.


Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

9 класс

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме;

  • создать информационное пространство о профессиях;

  • развивать любознательность, умение работать в группах

  • прививать интерес к различным видам деятельности;

  • задуматься о своём профессиональном будущем

Оборудование:

карточки с описанием профессий; План:

  1. Вступительное слово- 1 мин

«Разминка ».-3 мин.

«Профсловарь»

«Блицопрос»


Ход мероприятия.

Инспектор ЦЗН: Нашу встречу мне хочется начать с известных строк детского стихотворения В. В. Маяковского, оно с очень взрослым смыслом:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?


Каждый человек в своей жизни делает два самых важных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня, как вы догадались, мы поговорим…о выборе профессии.

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на   свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или  специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

А знакомиться с профессиями мы будем играя.

«Разминка».


Инспектор ЦЗН: Я предлагаю вам отгадать загадки о профессиях, которые вам сейчас буду зачитывать.

1.Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!

(Дирижёр.)

2.Если роль забыл актёр

И без слов руками машет,

Кто на выручку придёт

И слова ему подскажет?

(Суфлёр.)

3.Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием.

(Конструктор.)

4.Был вначале он курсантом,

В полк приехал лейтенантом,

Он обучен воевать,

Как его, скажи, назвать.

(Офицер.)

5.Назубок законы зная,

Все права нам разъясняя,

Споры наши разрешает,

А виновных осуждает.

(Судья.)

6.Он ведёт соревнованье,

Судит честно состязанье.

(Рефери.)

7.Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт.

(Гид, экскурсовод.)

8.В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день.

(Бухгалтер.)


9.Весёлая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши!

(Милиционер.)

10.Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт.)

11.Как называются пилоты

В одной команде самолёта?

(Экипаж.)

12.Он – начальник факультета,

Знают все студенты это.

В вуз учиться, коль пойдёшь,

То его ты там найдёшь.

(Декан.)

Профессия- это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Слово профессия означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия - это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руку, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

А сейчас попробуйте отгадать профессию по описанию.


«Отгадай профессию по описанию»

  1. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтёр).

  1. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)

  1. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)


  1. ) В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтажник)

  1. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

  1. Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)


«Профсловарь»


Инспектор ЦЗН: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

  1. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

  2. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

  3. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

  4. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

  5. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)

  6. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Усложнение задания отгадать с первого слова. Если не отгадывают назвать следующее.

  1. Пюпитр, партитура, смокинг, консонанс, оркестр – МУЗЫКАНТ

  2. Акупунктура, глюкометр, инъекция, фонендоскоп, рецепт – ВРАЧ

  3. Шлёвка, печворк, оверлок, шлица,ателье – ПОРТНИХА

  4. Софит, амплуа, премьера, антракт, аплодисменты – АКТЁР


«Блицопрос»

1.Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.

2.Где работает брокер?

а) в банке; б)на бирже; в)на ипподроме.

З.Зачем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком; б)за цветами; в)за морепродуктами.

4.Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

а) кузнецы; б)цирюльники; в)алхимки.

5.Где работает крупье?

а) в казино; б)на конюшне; в)на мельнице.

6.Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор; б)культуролог; в)культурист.

7.С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист; б)шахтёр; в)нефтяник.

8.Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

а) физиотерапевт; б)гипнотизёр; в)анестезиолог.

9.Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?

а) посудомойка; б)сторож; в)учитель (шкраб- школьный работник)

10.Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

а)монтажёр; б)монтёр; в)монтажист.

11.Что делает визажист?

а) визы; б)пластические операции; в)макияж.

12.Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

а)спикер; б)конферансье; в)диктор.

13.Ктодолжен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

а)прокурор; б)адвокат; в)нотариус.

14.Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а)прокурор; б)адвокат; в)следователь. 15.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке? а)провизор; б)прозектор; в)проректор.

Инспектор ЦЗН: Молодцы! Все конкурсы прошли, все задания выполнили.


-Вот и подошла к концу наша встреча.

Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о мире профессий. А что думаете вы о выборе профессии? Что запомнилось о встрече? Что понравилась, а что не понравилось?

(Впечатлениями делятся дети).

- Закончить нашу встречу мне хочется словами, которыми я начинала:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

Желаю вам такой профессии,

Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,

Чтоб быстро по служебной лестнице

Могли вы смело подниматься,

Желаю вам коллег порядочных,

Начальства умного и справедливого,

Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне.

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!


«А вот и я!»

Упражнение позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, способствует повышению готовности претендента на вакансию к успешному прохождению интервью с потенциальным работодателем.

Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников - от 6-8 до 15-20 человек. Время проведения - от 30 до 40-50 минут. Рекомендуется проводить занятие с учащимися 9 – 11 классов. Методика может быть проведена в разных вариантах.

Вариант 1.

Каждому участнику требуется составить 5-7 ключевых правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.

Ведущий предлагает двум ученикам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 5-7 минут представить мизансцену собеседования с распределением ролей – один из учеников перевоплощается в работодателя, а другой выступает в роли претендента на вакансию. При этом ведущий уточняет название вакансии, ориентировочные требования к кандидатам на работу и желательно, чтобы предприятие, куда собирается трудоустраиваться претендент, было бы известно присутствующим.

В это время остальные ученики внимательно наблюдают за действиями исполнителей ролей и отмечают, что им удалось достичь, а какие ошибки были допущены обеими сторонами. Оценки могут быть выражены по 5-ти балльной шкале, а затем ведущий проводит групповое обсуждение ролевого поведения учеников. Рекомендуется начинать обсуждение с выступления самих исполнителей ролей, предоставить им возможность высказаться, а затем выступают присутствующие. По времени продолжительности групповая беседа займет не более 5-7 минут. Если есть возможность, можно подсчитать, сколько баллов набрали «работодатель» и «претендент на вакансию» по оценкам остальных игроков.

Перед началом групповой беседы ведущий напоминает правила – о том, что не следует перебивать выступающих, критиковать друг друга и стремиться исключать повторы, чтобы больше внимания уделить сущностным вопросам.

Вариант 2.

Во второй части урока ведущий предлагает несколько изменить исходные условия упражнения – пройти групповое собеседование, когда со стороны организации-работодателя сразу несколько представителей, своего рода приемная комиссия. Желающему пройти «испытание» предоставляется право выбора – на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

Роль руководителей, а точнее - членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры все делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе.

Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы в течение 5-7 минут. Затем члены комиссий по 5-балльной шкале оценивают, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и определяется средний балл, который набрал «претендент». В результате выполнения данного упражнения с участием группы разрабатываются рекомендации о том, как следует подготовиться и вести себя на собеседовании.


«Звездный час»

Цель игрового упражнения - помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением об успехе. Для учащихся 9-11 классов.

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные "радости” жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

Возможны различные варианты проведения упражнения. Во-первых, можно рассмотреть "звездные часы" для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного “нового русского", типичной "шикарной женщины", типичного "супермена", типичного "пьяницы", типичного "простого человека" и т.п.).

Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.

1 вариант.

Основные этапы проведения:

1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный (или социальный) стереотип они будут обсуждать. Например, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного "бармена".

2. Далее ведущий дает участникам следующее задание: “Сейчас каждый из вас попробует представить, какие самые приятные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения и обсудим их».

3. Участники по очереди говорят о своих представлениях о "звездном часе" бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. Высказывания участников могут повторяться.

4. Далее организуется обсуждение, и поскольку такие представления носят в основном субъективный характер, то не следует стремиться к полной "объективности" обсуждения.

Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения - не столько в том, чтобы актуализировать их представления о "радостях" того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.

2-й вариант предусматривает распределение участников на небольшие группы, ориентировочно по 3-5 человек. Выполнение упражнения – по предусмотренному сценарию.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональный (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о значимости данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.

3 вариант - "Хвастуны"

1. Каждому игроку дается задание: "Придумать наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни, связанное с данным стереотипом (это своеобразная разминка перед основным упражнением). В игровой ситуации каждому предстоит похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово получается. Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгрывают небольшую мизансцену в течение 5-10 минут, в которой по очереди, а может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более успешного человека.

3. После этого предлагается назвать тот стереотип, который изображал каждый из участников мизансцены и провести обсуждение того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. Следует проанализировать манеру разговора, интонации и прочие невербальные средства коммуникаций, которыми обменивались участники в ходе выполнения упражнения.


«Пять шагов»

Назначение упражнения - повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, формирование умения ставить реальные и достижимые цели, соотносить их со своими возможностями. Для учащихся 10-11-х классов.

Методика может применяться как в круге среди 6-12 учеников, так и при работе с классом. Среднее время на выполнение упражнения не превысит 40 минут.

Последовательность действий

1. Ведущий предлагает группе сформулировать значимую цель, например, поступить в учебное заведение, найти интересную работу, добиться в будущем выдающихся профессиональных успехов.

2. Ведущий предлагает группе определить «портрет» человека, который будет стремится к достижению заданной цели, а именно: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близкого окружения.

3. Каждому участнику самостоятельно следует выделить пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее учащиеся распреляются на малые группы по 3-4 человека.

5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа формулирует самые оптимальные пять этапов. Время ограничивается в пределах 5-7 минут.

6. Представитель от каждой группы презентует итоги обсуждения. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

7. При подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными группами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют, например, сложившейся ситуации на региональном рынке труда.


«Угадай профессию»

Цель данного упражнения - познакомить участников со схемой анализа профессий.

Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени занимает около 45 минут, при этом большая часть времени отводится на подготовку, тогда как выполнение упражнения занимает около 10-15 минут. Для учащихся 9-11 классов.

Последовательность действий:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, хорошо для всех знакомую, например, таксист.

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием:

"Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю, хотя прекрасно понимаю, что мне говорят. Необходимо объяснить, что это за профессия такая (например - таксист, т.е. то, что ранее называли учащиеся)".

Обычно участники игры называют 8-12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа - сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая помогла бы познакомиться с любой из профессий.

3. Ведущий излагает схему анализа профессии. Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать профессию таксист, которая вызвала определенные затруднения у участников игры.

Задача ведущего - не столько проанализировать профессию, сколько показать учащимся, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды профессиональной деятельности.

4. После знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары и ставится задача:

- каждый «загадывает» конкретную профессию, не информируя об этом своего соседа по парте и "кодирует" с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице;

- учащиеся обмениваются тетрадями с «закодированными» профессиями, чтобы определить ту деятельность, которую каждый из них «загадал»;

Данное упражнение можно использовать в работе с микрогруппой (3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение материала.

Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если требуется уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить учащемуся загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив со схемой анализа профессий, а профконсультант выступит в роли отгадывающего. Если школьник вообще не определился в своих профессиональных предпочтениях, то профконсультант знакомит его со схемой анализа профессий, затем - предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток участвуют в выполнении представленного упражнения.


«Эпитафия»

Цель игрового упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни. Для учащихся 10-11 классов. Методика рассчитана на работу в круге. Количество участников - от 8-10 до 15-20. Время проведения - от 25 до 40 минут.

Последовательность действий:

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий "загадочным голосом" рассказывает им притчу: "На Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: "Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил три года...", или "Нузгар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... Что, на Кавказе считать не умеют? Или по-разному оценивали односельчане насыщенность жизни данного человека?"

2. Инструкция: "Давайте вместе составим рассказ о некотором человеке, нашем современнике, выпускнике 2000-х годов, который проживет ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребятами-суперменами"...). В конце игры мы подумаем, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась содержательность и какую пользу он смог принесли людям».

3. Ведущий называет первое событие, например: "Наш герой окончил среднюю школу с двумя четверками...". Далее, остальные участники по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

4. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.

5. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения. Оказывается, построить интересную, содержательную жизнь, даже в воображении, совсем непросто.

6. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь событие, которое могло бы украсить жизнь человека. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.


День из жизни профессионала

Правила игры Ведущий предлагает участникам выбрать профессию (Кем вы планируете стать после окончания школы?) и описать в деталях один день из жизни профессионала так, как будто участник игры уже работает в этой области. Во сколько проснулся, куда пошел, насколько занят в течение дня, с кем приходится общаться, каким инструментом пользоваться, какие отношения с коллегами…

Чем полезно Помогает понять, насколько реалистично представляет себе человек свою будущую деятельность, что ему необходимо узнать о своей будущей профессии.

Моя профессиональная родословная

Правила игры Потребуется лист бумаги и карандаш. При желании можно найти старые фотографии, которые не очень жалко. Задача — составить профессиональную родословную, вспомнив, кем работали дедушка и бабушка, дядя и тетя. А прадедушка?

Чем полезно Помогает осознать, есть ли в семье какие-то традиции, к чему именно могут быть склонности, дает возможность отыскать свои корни, почувствовать гордость за родственников и свою причастность к семейной истории.

Три роли — три судьбы

Правила игры Ведущий выбирает трех «актеров», которые играют трех специалистов в одной профессии, но в разных амплуа — «очаровательное ничтожество», «лентяй», «труженик», — всячески защищая свою жизненную философию и пытаясь убедить зрителей в ее состоятельности.

Чем полезно Помогает задуматься о том, как профессиональная судьба зависит от склада характера, жизненных установок, личного отношения к делу. Есть ли единственно правильный образ? Какой образ ближе? Как это может помочь или помешать?

Профессиональный автопортрет

Правила игры Участники рисуют автопортреты, садятся в круг и передают рисунки друг другу, комментируя: на кого похож изображенный человек, кем он мог бы быть по профессии. Важно обоснование — почему?

Чем полезно Изображая себя, человек невольно подчеркивает какие-то черты. И получает обратную связь — как его увидели другие люди.

Профессиональное домино

Правила игры Можно играть почти так же, как в слова, а можно использовать заранее подготовленные карточки с написанными на них названиями профессий. Правила похожи на домино: задача — положить рядом «близкую» профессию. Например, кондитер — художник — маляр и т. д.

Чем полезно Расширяет кругозор, позволяет увидеть взаимосвязи и возможные пересечения профессий.

Цепочка профессий

Правила игры Игра похожа на домино, только цепочка выстраивается не столько из «похожих», сколько из вытекающих одна из другой или схожих по основному признаку профессий.

Чем полезно Дает представление о разнообразии специалистов, работающих над общими задачами, и показывает, какие виды деятельности подходят людям с тем или иным складом характера.

Поступь профессионала

Правила игры Один из участников изображает жестами, манерами, мимикой представителя какой-то профессии, остальные ее угадывают. Кто угадал, тот показывает следующим.

Чем полезно Дает возможность глубже понять образ профессионала в том или ином виде деятельности, примерить его на себя.

Профессиональный подарок

Правила игры Участники делятся на группы. Ведущий объявляет: «А сейчас мы идем на день рождения к…» — скажем, к пластическому хирургу. Один из участников играет роль пластического хирурга. Группы придумывают для него подарок. Что ему было бы интересно? Что он может любить? Что важно? Что лежит в зоне интересов этого человека? Потом «хирург» говорит, какой подарок ему больше всего понравился и почему.

Чем полезно Дает возможность представить себе мир того или иного профессионала: чем живет этот человек, как профессия его изменила, чем она наполняет его жизнь.


Упражнение "Советчик"

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой группового экспериментирования с элементами игры.

Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с целым классом, но более, эффективно она проходит в подгруппе из 12—15 человек. Время проведения — от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2. Листочки кладутся вертикально и делятся натри рав­ные колонки, т.е. делают бланк (см. Таблицу 1).

3. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.

4. Всем дастся задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7— 10 минут.

5. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как зачитывается всё по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д.

Таблица 1.

Образец бланка для упражнения "Советчик"

Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строго определен. порядке и по номерам)


Рекомендуемая профессия

Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. и т.д.

 


Всем присутствующим ведущий может посоветовать, повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5—7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).

К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, когда кто-то “рекомендует” своим товарищам “туалеты чистить” и т.п. Ведущий просто это не зачитывает и не обращает на это никакого внимания.

Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предложив по желанию после урока самому посмотреть на советы, которые выписали ему товарищи. Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они достаточно возможны...



Упражнение "Подарок с намеком"

В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.

Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6—8 до 15—20. Время проведения: от 15—20 до 30—40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

1. Инструкция: “Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 — подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2—подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что л друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 — подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно,— какая у него (у нее) профессия”.

2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

3. После этого каждый" по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков.

4. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.

5. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам ведущим может начать свой пода­рок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.

Можно предложить другой вариант проведения упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок, какой команды оказался удачнее.


Аналогично можно организовать игровые упражнения “Маскарад” и “Любимое блюдо”.

В игре “МАСКАРАД” участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. К примеру, для профессии ком­мерсант это может оказаться костюм в виде изящного гал­стука “в клеточку...”, для профессии экономист — костюм деревянного рубля”, для профессии телохранитель— “кепка нулевого размера”, для профессии президент— “рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа” и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профессии.


В игре “ЛЮБИМОЕ БЛЮДО” участники придумывают любимое блюдо для того или иного профессионала. Например, для представителей профессии эстрадный певец это может оказаться тарелка леденцов (чтобы “изо рта шел более приятный запах...”), для дипломата — “жвачка с пузыри ком” (“чтобы умел говорить ни о чем...”), для психолога и учителя — сковородка семечек (“чтобы нервы свои успокаивал...”) и т.п. Здесь также важно суметь соотнести те или иные “блюда” с особенностями рассматриваемых профессий.


Данные игровые упражнения при всей своей юмористической направленности (и даже “несерьезности”) воспринимаются участниками с интересом и позволяют рассматривать особенности профессий в неожиданных ракурсах, а, следовательно, лучше осознавать эти особенности.


Упражнение "Лучший мотив"

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше" 

Список мотивов включает 16 фраз: 
1. Возможность получить известность, прославиться. 
2. Возможность продолжать семейные традиции. 
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 
4. Возможность служить людям. 
5. Заработок. 
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 
7. Легкость поступления на работу. 
8. Перспективность работы. 
9. Позволяет проявить свои способности. 
10. Позволяет общаться с людьми. 
11. Обогощает знаниями. 
12. Разнообразная по содержанию работа. 
13. Романтичность, благородство профессии. 
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 
15. Трудная, сложная профессия. 
16. Чистая, легкая, спокойная работа. 

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

Упражнение "Знаешь ли ты свою будущую профессию?"

Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана 
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"): 


1. Знаешь ли ты основное содержание профессии? 
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации? 
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии? 
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией? 
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией? 
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией? 

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.

Приложение 1

Терпенье и труд - все перетрут

Маленькое дело лучше большого безделья

Грамоте учиться – всегда пригодится,

Без топора не плотник, без иглы – не портной,

Каков мастер, таково и дело,

Одно дело делаешь – другое не порть,

Какова пряха – такова на ней и рубаха,

Умей начать, умей и закончить,

Всякое дело мастера боится


Приложение 2

Конкурс – «Кто больше знает профессий?»

Инструкция: запишите в таблице, расположенной ниже, какие профессии на букву «П» вы знаете.

На выполнение задания дается 5 минут




Приложение 3


Конкурс – «Найди ошибку»


Инструкция: на бланке в таблице №1 перечислены критерии выбора профессии. Пожалуйста, в таблице №2 проставьте номера или напишите словами, какие из представленных критериев считаются основными, правильными. Из перечисленных девяти – правильные только три. Подумайте!

На выполнение задания дается 5 минут


Таблица №1

1.Иду в это учебное заведение, так как его диплом котируется на рынке труда при трудоустройстве

2.Выбираю эту профессию, так как она модная, престижная, ее представителям многие завидуют

3.Основываю свой выбор на своих способностях

4.Выбираю эту профессию, так как мне нравиться математика

5.С этой профессией у меня всегда будет возможность трудоустройства

6.Пойду в это учреждение, так как у меня нет четкого ориентира

7.Основываю свой выбор на своем интересе

8.Возможность учится, и работать с друзьями

9.Хотя я и не знаю тонкостей этой профессии, но мне очень нравиться работать с цифрами


Приложение 4


Плотник

Летчик

Жонглер

Штукатур

Доярка

Швея

Врач

Парикмахер

Модель

Художник


Приложение 5


«ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материалы по профориентации обучающихся

Автор: Чечкина Светлана Игоревна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Достижение планируемых результатов по химии: предметных, метапредметных, личностных"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_planiruemykh_rezultatov_po_khimii_predmetnykh_metapredmetnykh_lichno"
    ["file_id"] => string(6) "477685"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536828390"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Контрольно-измерительные материалы по УД "Товароведение""
    ["seo_title"] => string(61) "kontrol_no_izmieritiel_nyie_matierialy_po_ud_tovaroviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "386488"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485948630"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Профессиональное образование и социальная адаптация обучающихся  с нарушенным слухом "
    ["seo_title"] => string(100) "profiessional-noie-obrazovaniie-i-sotsial-naia-adaptatsiia-obuchaiushchikhsia-s-narushiennym-slukhom"
    ["file_id"] => string(6) "199756"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428645422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства