Тебе сейчас 14 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Маленькие герои большой войны »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОМАРИ САХАЛИНСКО ЙОБЛАСТИ
Разработка классного часа
по теме:
«Маленькие герои большой войны»
Автор: Маренкова Е.О.
учитель английского языка
г. Томари
2015 год
«Маленькие герои большой войны»
Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Рассказать обучающимся о роли детей в годы войны.
2. Познакомить детей с героическими страницами истории нашей страны.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, дух нации, любовь к Родине на примере подвигов наших соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; гордость за величие наших предков.
4. Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.
5. Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.
Форма: лекция-беседа.
Ход классного часа
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.
- Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.
- На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт (договор) о ненападении, фашистская Германия напала на советскую землю. Самолеты бросали бомбы на мирные советские города, немецкая авиация атаковала аэродромы, и многие наши самолеты даже не смогли взлететь. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года.
- Как вы думаете, почему Вторая мировая война была самой разрушительной? ( Вторая мировая война была самой разрушительной, так как было очень много потерь). Вот что писал по этому поводу А.Т. Твардовский, поэт, участник Великой Отечественной войны:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
- У вас у всех есть семейные альбомы. Вы их часто листаете. Листая их, мы видим старые фотографии наших прабабушек и прадедушек. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Именно они отвоевали долгожданную победу. Кто из вас может назвать родственника, участника войны? (ответы учащихся).
- Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Леня Голиков, Володя Дубинин, Николай Гастелло, Зина Портнова, Александр Матросов и многих-многих других – мы называем имена юных героев Советского Союза…
Володя Дубинин. Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941—1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.
Леня Голиков.Особое восхищение вызывал его подвиг, совершенный 13 августа 1942 года. Броском гранаты он разбил легковую автомашину противника на дороге Псков – Луга. Ехавшие в ней гитлеровцы погибли, а генерал Рихард Вирту остался жив. Он выскочил из машины и пустился наутек. Голиков бросился за ним. Завязалась перестрелка. Из этого поединка победителем вышел 16-летний партизан. Его меткая пуля настигла оккупанта.
В портфеле генерала оказались очень ценные документы. Их отправили в Москву. Отважного партизана решено было отметить высшей наградой. Но получить ее Леня не успел. В одном из тяжелых боев, уничтожив десяток гитлеровцев, юный автоматчик погиб (1943 г.). Лене Голикову посмертно (1944 г.) присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова.Не один десяток фашистских офицеров уничтожила Зина Портнова, работая в столовой (Витебская область). Схватив 16-летнюю партизанку, гестаповцы около месяца подвергали ее нечеловеческим пыткам. Затем решили поколебать ее дух льстивыми предложениями, но она держалась стойко.
На одном из допросов фашистский офицер положил на стол пистолет и заявил, что, если она ничего не скажет, ее расстреляют. Зине удалось схватить пистолет и выстрелить в следователя. Второй пулей она убила появившегося в дверях еще одного офицера и выпрыгнула в окно. Навстречу ей бежал автоматчик. Портнова нажала на спусковой крючок пистолета, но выстрела не последовало. Автоматной очередью фашист ранил ее в обе ноги. Истекающую кровью патриотку гитлеровцы схватили за волосы и потащили в гестапо. Там ее замучили.
Валя Котик.На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей.Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.
- Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить, любили... Люди мечтали до войны созидать, строить будущее, с радостью смотреть на зарю нового дня, реализовать свои самые смелые проекты и надежды. Эти страшные четыре года искалечили множество судеб. Легко ли было им, солдатам, привыкать к тишине по ночам? Легко ли после пережитого ужаса было вновь обрести радость жизни? Они не забыли о войне и спустя эти долгие годы. Разве можно забыть: - 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. - 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. - 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Тонны бомб и снарядов, упавших на мирных людей. - 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. - Кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. - Это наша память, наша история. Военная машина уничтожения совершенствуется. Сегодня она только по масштабам другая. Локальные войны нашего столетия столь же бесчеловечны, как и 70 лет назад. - Каждый год 9 мая по всей нашей стране шествуют парады Победы. И на территории всей нашей огромной страны высятся величественные монументы, мемориалы и маленькие обелиски, посвященные памяти павшим воинам. Посмотрите на лица ветеранов. В их глазах застыл огонь той войны. К сожалению, они постепенно уходят из жизни, а с ними - целая эпоха в истории России. Сохраним мир, ради них, себя и своих будущих детей. Сохраним память о той войне ради жизни на земле!
- Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как роковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от Хатынской боли,
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!»
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте, чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля
Что такое вражда и война.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
Литература:
«Самый классный час» Москва, 2005г
«Классные часы по нравственному воспитанию», «Учитель – АСТ», 2009г.
Сборник “С чего начинается родина” под ред. Л. А. Кондрыкинской “Творческий центр “Сфера” Москва 2004 год