Классный час проводился в 4 классе в коррекционной школе. Проводилась большая подготовительная работа.Дети предварительно разбирали различные ситуации и пытались найти решение. На этом классном часе говорили о спокойствии, рассудительности о здравом смысле. Вывели правила о принятии мудрых решений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Общение без конфликтов" »
Час общения «Конфликт»
Цели: Познакомить воспитанников с понятием конфликт и конфликтная ситуация.
Задачи: 1)Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.
2) Коррегировать логическое мышления через умение делать умозаключения, выводы и обобщения.
3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Наглядность и оборудование: записи ;
карточки со словами;
«подарки» с пожеланиями
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I . Организационный момент:
- отчёт дежурного
- проверка готовности класса к мероприятию
-- Прозвенел звонок и наш классный час начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.
II . Сообщение темы и целей мероприятия.
Ребята, прежде чем сообщить вам тему сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева «Яблоко».
«Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит, сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала. Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит: «Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…
-Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?
(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)
Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Составьте слово из «рассыпанных» букв.
(На слайде дана тема классного часа)
Тема нашего классного часа – конфликты. Конфликт – это неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему, возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной, как классным руководителем. И сегодня мы постараемся найти пути мирного разрешения конфликта и восстановление дружеских взаимоотношений.
III . Основная часть.
1.Вступительное слово.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же лучше, если вы не будете участниками конфликта.
- Какое определение вы могли бы дать понятию конфликт?
(Учащиеся высказывают своё мнение.)
А вот какое определение дается в толковом словаре:
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
Попробуйте назвать некоторые ассоциации, воспоминания, связанные со словом «конфликт».
(Ученики называют свои ассоциации : слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу)
-Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?
- С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?
- Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?
2. Статистика
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. В каждом из вас бьёт ключ жизненных противоречий. Вам свойственно не совсем соглашаться, не всё принимать, быть чем-то неудовлетворёнными. В нашем классе тоже иногда происходят конфликты. Среди вас я провела опрос с одним вопросом: « Назовите причины конфликта , возникающих у нас в классе» с вариантами ответов : плохого поведения учащихся;
низкой успеваемости;
внешнего вида;
опозданий на уроки;
из-за плохого характера некоторых одноклассников.
64% - считают, что конфликт происходит из-за плохого поведения учащихся.
27% - считают, что конфликт происходит из-за плохого характера некоторых одноклассников.
9% - считает, что конфликты в нашем классе происходят из-за опозданий на урок.
- Скажите, а нужны ли конфликты?
(Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам)
- В чём же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
- А можно ли избежать конфликт, зная его причины?
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов.
Доброжелательность .Стремление человека быть открытым другим людям. Это свойство сильного и благородного человека.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность. Деликатное внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Разговор по существу.
Поиск компромисса. Компромисс – это взаимные уступки обеих сторон. К Механизм действия этого способа: «прежде, чем что – либо получить, нужно чем – то поступиться». Умение идти на взаимные уступки – очень важное умение.
У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)
Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.
1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми
способами.
2. – Конфликт всегда можно предотвратить.
3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного воспитания человека.
4. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.
5. – В споре рождается истина.
6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
7. – Ничего не делай во гневе!
2. Упражнение «Шире круг».
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Примеры пожеланий:
Любую проблему можно решить.
Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
В споре умей выслушать собеседника до конца.
Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
Уважай чувства других людей.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
IV. Подведение итогов.
А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о классном часе. Я прошу вас закончить предложения.
Сегодня я узнал (-а), что…
Сегодня я научился (-лась) …
На классном часе мне понравилось …
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные способы: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе своей позиции, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
И в завершение мне хотелось бы прочесть вам стихотворение восточного поэта :
- Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно
Зло, излучённое тобой
К тебе вернётся непременно.
Омар Хайям
Спасибо за мероприятия.
Список использованной литературы:
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.
5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.
6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.
7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.