Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа по теме: «Умей отвечать за свои поступки».»
Конспект классного часа по теме:
«Умей отвечать за свои поступки».
Составитель: Цыганова Н.П.
Красноуфимск, 2019
Классный час на тему
«Умей отвечать за свои поступки»
Цель:
• профилактика правонарушений несовершеннолетних и пропаганда правовых знаний.
Задачи:
упорядочить знания учащихся о видах наказания за различные поступки: проступок, правонарушение, преступление;
научить различать административную и уголовную ответственность;
учить нравственной оценке результатов своих поступков;
формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
формировать у учащихся понимание того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
развивать умение выражать свои взгляды, вести дискуссию;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
воспитывать - позитивное отношение к окружающим людям.
Оборудование: компьютер, проектор, памятки для учащихся, тест “Ваша ответственность” для индивидуальной работы учащихся.
Ход классного часа.
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся.
- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Для определения темы сегодняшнего занятия я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Преступность Несовершеннолетних – «Решать только тебе» (видео)
(Видеоролик о правонарушениях несовершеннолетних и ответственности за них)
Учитель: Итак, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Об ответственности несовершеннолетних за свои поступки).
Тема нашего классного часа «Умей отвечать за свои поступки».
Основная часть классного часа.
В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
Учитель: - Как вы понимаете это высказывание?
Учитель: - Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
Учитель: - Чему мы будем учиться на классном часе? (учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
Учитель: С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо.
Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение.
А все ли люди так поступают?
(Ответы ребят)
Учитель: Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.
Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Учитель: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
Учитель: Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.
«Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходится слышать.
Приблизительно каждый пятый преступник - несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год. Два из трёх преступлений несовершеннолетних - имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - . . .?
Дети: Наказание. Выговор.
Учитель: Правильно, за плохие поступки мы несем ответственность. Цель нашего занятия – разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.
С юридической точки зрения выделяют проступок, правонарушение, преступление, все они говорят о совершении плохого поступка.
Знакомы ли вам эти понятия? В чем различие?
Дети: Да / Нет. (говорят свои определения)
Учитель:
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.
Какое наказание можно получить за совершение проступка, правонарушения, преступления?
Дети: Выговор, штраф, лишение свободы.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, учитель поправляет и дополняет примеры)
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество и многое другое.
Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Я зачитываю ситуацию, один из вас высказывает свое мнение, если вы согласны с ним – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
Рассмотрим такие ситуации:
Ситуация №1: Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.
Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
Учитель: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Дети: Устав школы.
Учитель: Вспомним его вместе. Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по томе занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Учитель: Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
Дети:Проступком.
Учитель: Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
Дети: Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.
Ситуация №2: Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Дети: По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.
Учитель: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Ситуация №3: Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Дети: Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».
Ситуация №4: Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это по-вашему?
Дети: Это преступление.
Учитель: Назовите, какое именно преступление.
Дети: Кража. \ Грабеж.
Учитель: Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
Дети: Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.
Учитель: Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся?
Дети: Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.
Учитель: Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?
Дети: Да, ей не нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить кто-нибудь из родственников встретить.
Ситуация №5: Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему? Учитель. Объясните, почему это проступок?
Дети: Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.
Учитель: Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?
Дети: Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.
Ситуация №6: Маша стала замечать, что у. нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», - ответили ей девочки. Что это?
Дети:Преступление.
Учитель: Какое именно?
Дети: Кража - тайное хищение чужого имущества.
Учитель: Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому? Дети. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.
Учитель: Как бы вы поступили в такой ситуации?
Дети: Рассказал бы отцу. \Рассказал бы учителю.\ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.
Ситуация №7: Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
Учитель: Все согласны, что это правонарушение? Докажите.
Дети: Да. Курить в общественных местах запрещено.
Учитель: Где об этом говориться?
Дети: В «Кодексе об административной ответственности».
Учитель: Верно.
Учитель: Молодцы с этим заданием вы справились!
Учитель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Учитель: А с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?
Дети: Уголовная ответственность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет.
Учитель: Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?
Дети: Родители.
Учитель: Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети: Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.
Учитель: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Дети: Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Учитель: За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Дети: Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
Учитель: Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.
Закрепление знаний.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы теста и определить вашу ответственность
Тест “Ваша ответственность”. Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г. Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А. Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
Подведение итогов работы.
Учитель: Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа: - прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях; -плохие поступки приносят вред и себе, и другим; -чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого; -надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться; -если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом; -надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их; -чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.
В заключении хочется прочитать вам стихотворение:
Ответственным быть Очень нужно любому. Важно оно очень В школе и дома. И в жизни тебе Без него - никуда.
Забыл, что ответственен - Будет беда. Ты помни, дружочек, Все время об этом. С другим поделись Этим важным секретом.
“Я отвечаю за свои поступки”.
а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.
(Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
Учитель: - Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Учитель: - Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.
Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.
Вывод: От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
Рефлексия.
Учитель: Чтобы отразить своё отношение к проблеме правонарушений