Конспект занятия представлен в виде технологической карты. Занятие проводится с группой обучающихся численностью 10-12 человек. Основная цель занятия: показать доступные способы выхода из конфликтной ситуации обучающимся 6-х классов, т.к. именно в младшем подростковом возрасте обучающиеся хотят больше общаться со сверстниками, но не все умеют это делать. Как правило, это приводит к конфликтам. Формы и приемы работы, представленные в разработке, соответствуют новым стандартам, способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных. Занятие проходит в деятельностном режиме. На протяжении всего занятия обучающиеся рассуждают, анализируют, планируют, составляют, обобщают, делают выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, мультфильм «Мост» (http://www.psychologos.ru/articles/view/konfliktnaya_situaciya), листы бумаги для рисования, карандаши, ручки, иллюстрации с конфликтными ситуациями; книга «Справочник садовода», «Цветы у вашего дома»; текст притчи «О храме с тысячью зеркал»; тест для домашней работы «30 пословиц».
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Представляется обучающимся. Настраивает на занятие.
Приветствуют педагога.
2.
Целеполагание, планирование деятельности
1. Демонстрирует мультфильм «Мост».
2. Задает вопрос о теме занятия.
3. Обеспечивает постановку цели занятия для каждого обучающегося.
4. Обобщает цели занятия.
Называют тему занятия.
Выдвигают цели, актуальные для каждого.
Регулятивные: умение формулировать актуальную для себя цель деятельности.
Знакомство со способами, доступными для обучающихся. Отработка способов.
1. Организует работу над «Я-высказыванием».
2. Организует работу в группах: построение Я-высказывания на конкретные ситуации.
3. Организует и проводит игру «Растительные обзывалки».
4. Игра «Смена акцентов».
Сотрудничают в группах.
Выстраивают Я-высказывание по ситуации.
Участвуют в игре.
Участвуют в игре.
Познавательные: выстраивание высказывания в зависимости от жизненной ситуации. Коммуникативные: умение работать в группе, играть роль лидера; принимать точку зрения других людей и отстаивать свою; представлять результат деятельности группы, формулируя общий ответ; при необходимости корректировать результат деятельности.
Регулятивные: организация деятельности, планирование; умение действовать по инструкции.
7.
Рефлексия.
Организует обмен мнениями по тем задачам, который каждый ставил для себя в начале занятия.
Высказывают суждения о достижении целей занятия.
Личностные: анализ собственной деятельности и вклада в достижении цели.
8.
Подведение итогов занятия.
1.Притча «О храме с тысячью зеркал».
2. Раздача теста на определение стратегии поведения в конфликте «30 пословиц».
Личностные: анализировать изменения в позиции, в личностном развитии; стремление избегать конфликтных ситуаций; уметь находить способы разрешения конфликта; стремление узнать больше по проблеме.
Познавательные: умение работать с тестом, направленным на личностное развитие.
Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Бланк теста «30 пословиц»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тест «30 пословиц»
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет.
Ум хорошо, а два лучше.
Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
Кто сильнее, тот и прав.
Не подмажешь — не поедешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
Добро слово победит.
Ты — мне, я — тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
Кто спорит — ни гроша не стоит.
Кто не отступает — тот обращает в бегство.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Кто дарит — друзей наживает.
Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решить конфликт — избежать его.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кротость торжествует над злом.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
«Я-высказывание»
1. Когда ….. (ты (Вы) кричишь, обзываешься, ругаешься, отбираешь, роняешь, обижаешь, дерешься и т.д.)
2. Я чувствую (обиду, раздражение, ужас, злость, боль, т.д.)
3. Мне бы хотелось…….
4. Потому что…….
«Я-высказывание»
1. Когда ….. (ты (Вы) кричишь, обзываешься, ругаешься, отбираешь, роняешь, обижаешь, дерешься и т.д.)
2. Я чувствую (обиду, раздражение, ужас, злость, боль, т.д.)
3. Мне бы хотелось…….
4. Потому что…….
«Я-высказывание»
1. Когда ….. (ты (Вы) кричишь, обзываешься, ругаешься, отбираешь, роняешь, обижаешь, дерешься и т.д.)
2. Я чувствую (обиду, раздражение, ужас, злость, боль, т.д.)
3. Мне бы хотелось…….
4. Потому что…….
«Я-высказывание»
1. Когда ….. (ты (Вы) кричишь, обзываешься, ругаешься, отбираешь, роняешь, обижаешь, дерешься и т.д.)
2. Я чувствую (обиду, раздражение, ужас, злость, боль, т.д.)