Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ты и твоя будущая профессия"»
Районный конкурс
«Самый классный классный».
Номинация
«Калейдоскоп творческих идей».
Классный час в 8 классе на тему:
«Ты и твоя будущая профессия».
Миронова
Валентина Евгеньевна
Учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская основная общеобразовательная школа».
2013год.
Ты и твоя будущая профессия.
Цель мероприятия:
- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
- расширить представление детей о различных профессиях;
- ознакомить с новыми профессиями;
- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Оформление и техническое оснащение:
1. На доске – тема мероприятия:
«Ты и твоя будущая профессия».
На диске: рубрики устного журнала: «В мире профессии», вопросы для тестирования; ключи к тестам; толкование новых слов.
2. Стенд «Много профессий, хороших и разных».
Ход мероприятия
1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.
(Дети рисуют фигурки)
Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).
- А теперь слушайте ключ (на диске и интерактивной доске – ключ к тесту).
Классный руководитель читает:
6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.
5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.
2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.
- Почему я дала вам этот тест в начале урока?
- О чем мы будем говорить?
2. Слово классного руководителя. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?
Далее - на интерактивной доске появляются 4 слова:
Профессия
Специальность
Должность
Квалификация
Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Следуют ответы детей).
После ответов появляется на интерактивной доске толкование этих слов, приводятся примеры.
Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.
3. Работа в парах.
Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Работаем в парах .
1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».
2 пара - «Самые забытые профессии».
3 пара. Профессии, которые всегда нужны.
4 пара «Самые отважные профессии».
(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).
- Послушаем, что у вас получилось.
- Какие профессии можно добавить к списку?
Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
- Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
5. Слово учителя.
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: axb=S)? (Площадь классной комнаты.)
Далее: на диске и интерактивной доске 3 слова: хочу – могу – надо.
- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.
- Как объяснить эту формулу?
Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Могу – это все, что мне по силам, по способностям.
Надо – это все, что нужно для общества, страны.
- Попробуйте сами сделать вывод.
(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
6. Работа в группах.
- Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.
На диске и экране – образец ответа:
Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.
Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.
- Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.
- Сейчас проведем такую работу.
На интерактивной доске – пять типов профессий:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
И таблица
для подсчета результатов тестирования.
А
1 балл
Б
2 балла
В
3 балла
Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):
1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.
2.Ликбез. Пять типов профессий.
3. Тест «Ты и твоя профессия».
4. Лента новостей. Ярмарка профессий.
Классный руководитель:
- Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).
( Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)
- Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Классный руководитель:- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.
Выступающий:
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов(на экране):
1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
2 группа: Человек техника. Это и летчики , и водители, токари, слесари, и другие профессии.
3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.
5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.
Классный руководитель: Мы сейчас посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.
(Выдаются листочки для записи вариантов ответов: а, б, в.)
Сам тест – на интерактивной доске (см. приложение).
Далее подчитываем баллы (ответы - на доске, см. приложение)
- Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.
В рубрике «Лента новостей»вас ждут заметки с Ярмарки профессий.
Ученик. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:
Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.
Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.
Маркетолог - «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
(названия профессий – на доске)
Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».
Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?
Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.
Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость. Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.
Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Приложение
6 -8 Ярко выражено стремление к лидерству; хорошо
треугольников разбираются в людях, работают с информацией. Тип
руководителя. Хорошие преподаватели.
5 Ответственный исполнитель, хорошие
треугольников организаторские способности. До мелочей
Продумывает свою деятельность.
4 Разнообразие интересов и талантов. Склонность
треугольника к индивидуальной работе.
3 Тип ученого. Рационален, объективен, легко
треугольника переключается с одного вида деятельности на
другой.
2 Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует
треугольника все новое и необычное.
1 Изобретатель, конструктор, художник. Обладает
треугольник богатым воображением.
Тест «Ты и твоя профессия».
1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы бы предпочли:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправиться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;
4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: