Сценарий классного часа, посвящённого осмыслению многогранного понятия слова "жизнь". Форма проведения беседа-размышление с различными практическими заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Жизнь - бесценный дар"»
Классный час "Жизнь – бесценный дар" (11–12-е классы)
Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
- раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь»;
- развитие потребности обрести смысл жизни;
- воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.
Ход урока
СЛАЙД 1. Организационный момент:
(Чтение стихотворения под музыку учителем)
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
СЛАЙД 2. Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдёт сегодня о жизни...
Сообщение темы классного часа «Жизнь – бесценный дар»
Как вы думаете на какой вопрос мы сегодня попытаемся ответить? (Что в жизни самое ценное?)
Даю вам задание. Напишите на листочках слово ЦЕННОСТЬ по буквам вертикально и попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали. Например:
Ц – цены не имеет
Е – единственная в своем роде
Н – необыкновенная
Н – непреходящая
О – оригинальная
С – самим выбранная
Т – творимая
Ь – ьвобюл
Итак, что самое важное, самое ценное для человека что это? Да. Это Жизнь.
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят: «Слава богу, вот и всё родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит: «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем её так прожить, как вы поступили со своими листочками.
Беседа: В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь… Жизнь преподнесла сюрприз… Жизнь не задалась...
Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие – жизнь?
Что есть человеческая жизнь?
Ребята дают определение слову Жизнь.
СЛАЙД 3. Знакомство со словарем: я думаю, что можно обратиться к компетентным источникам….
Словарь Ожегова даёт следующее определение: «Совокупность явлений, происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь – живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе её развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ.»
(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь)
- Какое определение вам ближе и почему?
СЛАЙД 4.Вывод: у каждого человека своё понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
СЛАЙД 5. Задание «ЖИЗНЬ»
Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.
Стихотворение написано на английском языке, необходимо перевести его.
Учащиеся читают стихотворение и работают над его переводом. Из предложенных вариантов выбираем лучший.
СЛАЙД 6. Life
Life is a challenge, meet it.
Life is a duty, complete it.
Life is a game, play it.
Life is costly, care for it.
Life is wealth, keep it.
Life is mystery, know it.
Life is love, enjoy it.
Life is a promise, fulfill it.
Life is sorrow, overcome it.
Life is a song, sing it.
Life is a struggle, accept it.
Life is a tragedy, confront it.
Life is an opportunity, benefit from it.
Life is beauty, admire it.
Life is bliss, taste it.
Life is a dream, realize it.
Life is a challenge, meet it.
Life is an adventure, dare it.
Life is luck, make it.
Life is too precious, do not destroy it.
Life is life, fight for it.
Учитель знакомит учащихся с оригиналом перевода.
Mother Teresa
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в неё.
Жизнь бесценна, береги её.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей её.
Жизнь – это песня, спой её.
Жизнь – это борьба, прими её.
Жизнь – это трагедия, перебори её.
Жизнь – это возможность, не упусти её.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй её.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай её.
Жизнь драгоценна, не разрушай её.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Далее учитель предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения.
Вывод: Мы живём среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С. Надсон
СЛАЙД 7. Рассказ учителя «След на земле»
Старый мастер возвёл дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил своё село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.
- Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
- Есть ли у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, – отвечает.
- Может быть, ты посадил дерево?
- Нет не посадил я дерева.
- Может быть, взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял поле.
- Ну, так значит, ты песню сложил?
- Нет и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошёл к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и всё, что останется после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так...»
- Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся)
- Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся)
- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся)
- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся)
Вывод: Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
СЛАЙД 8. Творческое задание
«Цвета жизни»
Представьте, что в день сотворения мира Творец раздал всем разные краски. В течение 30 секунд каждая группа решает, какую одну краску возьмет и на листе ватмана оттенками выбранного цвета за 3-5 минут попытается нарисовать всё то, что имеет на земле данный цвет. СЛАЙД 9.
Объясните, что и почему вы нарисовали? (Ответ учащихся)
(Например, группа, выбравшая красный цвет, поясняет, почему они нарисовали костёр – он красный, символ тепла и согревает всех, кто к нему подходит; сердце – жизнь человека не возможна без сердца, это орган, через который течёт кровь, которая красного цвета и т.д.)
Вывод: Мир многоцветен и каждый из нас сам выбирает цвет своей жизни.
Самое главное, что вы видите многоцветие мира, вы слышите мелодии жизни, вы можете обнять друг друга, прийти в гости, сделать друг другу подарки.
В. Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать – это быть.
Размышлять – это жить».
СЛАЙД 10. Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всём окружающем, чаще задаваясь вопросами: зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя?
А сейчас, подумайте, что вы можете сделать полезного будучи учащимися? (Ответы обучающихся)
СЛАЙД 11.Игра «На что потратить жизнь?»
Перед началом игры каждый получает по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих – одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
Когда мы начнём игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?
СЛАЙД 12.
1. Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?
СЛАЙД 13.
2. Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалёком будущем станет вашей женой (2 жетона)
СЛАЙД 14.
3. Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон)
б) Один настоящий друг (2 жетона)
СЛАЙД 15.
4. Следующая пара:
а) Хорошее образование (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)
СЛАЙД 16.
5. Далее:
а) Здоровая семья (2 жетона)
б) Всемирная слава (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона.
СЛАЙД 17.
6. Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона)
СЛАЙД 18.
7. Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) +1 жетон
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
СЛАЙД 19.
8. Следующая пара:
а) Чистая совесть (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всём, чего бы вы ни пожелали (2 жетона)
СЛАЙД 20.
9. Следующая пара:
а) Чудо, совершённое ради человека, которого вы любите (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое (одно) событие прошлого (2 жетона)
СЛАЙД 21.
10. И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придёт время (3 жетона)
СЛАЙД 22.Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры:
Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
СЛАЙД 23.
- Что же самое главное для человека?
«А в жизни самое главное,
Наверное, жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
- Согласны ли вы с этим?
- Почему тема нашей встречи называется: Жизнь – бесценный дар?
Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. Только добро творимое человеком остаётся и благодаря ему жизнь чего-то стоит.
Вывод: (Н. Островский «Как закалялась сталь»)
«Жизнь даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.
Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая-либо трагическая случайность могут прервать её. Берегите и цените свою жизнь».
СЛАЙД 22.
Итог встречи
Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель даёт спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.
СЛАЙД 25.
Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить, о чём мечтаем?
Ответ простой –позвольте сметь!
Позвольте сметь себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а не играя роли,
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино, читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Всё время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!
СЛАЙД 26.
Эпиграфом нашей встречи я решила взять слова философа 18 века:
Жизнь длится лишь мгновенье;
сама по себе она- ничто;
Ценность её зависит от того,
что удалось сделать.
Только добро, творимое человеком, остаётся,
И благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит.
Ж.Ж. Руссо
Нашу встречу мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности. Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и всё будет ХОРОШО!
СЛАЙД 27.
Размышляйте о жизни, о своём месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый её миг.
А сегодняшний разговор, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».
Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что всё у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – основа жизни.