Классный час «Вежливость»
Класс: 6 в
Учитель: Маева Мария Евгеньевна
Цель:
-помочь учащимися усвоить один из нравственных принципов - вежливость, которым должны руководствоваться все люди;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
- учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.
- развитие речи учащихся.
- воспитывать привычку соблюдать нормы нравственности при общении с окружающими.
Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям; научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
5) развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
6) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
4) работа с информацией, сравнение умение доказать; строить сообщения в устной форме, сравнивать
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
4) формирование навыков со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли
Формы, методы: слово учителя, беседа, групповая и индивидуальная работа
На доске эпиграф:
«Жизнь коротка не на столько, чтобы людям не хватало времени на вежливость»
Р. Эмерсон
О чем сегодняшний классный час? Что мы должны выяснить о вежливости?
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили вежеству в школах наряду с гратой и молитвами.
Включаю проектор
Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить дуг другу комплименты...)
Обсуждение ситуации:
- Как вели себя дети в школе?
- Какие слова употребляли в своей речи?
- О каком дне говорится в фильме?
Выключаю проектор
Попробуйте дать определение понятию «вежливость». Подберите синонимы и антонимы.
Выдать листы для записи
Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
Синонимы: учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, предупредительный, уважительный, воспитанный, тактичный, приличный.
Антонимы: невежливый, дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, неучтивый, хамоватый, циничный.
Обсуждение в группах.
Прослушайте текст. В чем грубость и вежливость?
«Человек – это ряд его поступков, - писал Гегель. И в этом ряду нет ничего случайного, незначащего. Один спешит на работу, всех расталкивая, бросается первым к двери автобуса. Другой и на этом коротком пути деликатен. Путь-то этот не только на работу. Это 15 минут из жизненного пути».
«Бывает входит в комнату незнакомый человек. Здоровается, говорит как будто обычные слова: «здравствуйте», «добрый день». Пробудет недолго и уйдет, оставив после себя хорошее, прятное впечатление». «Обаятельный человек», - говорят о нем. Секрет его обаяния прост: он умеет вести себя в обществе, умеет скрывать дурное настроение, владеть собой, он внимателен к окружающим, вежлив».
Включаю проектор 1 слайд
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
2 слайд
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)
Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Как надо произносить вежливые слова? (с уважением к человеку)
3 слайд
Как же возникли правила вежливости?
Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения. Правил поведения существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё было определено и строго расписано.
4 слайд
А где применяются правила вежливости?
Общение с помощью интернета сегодня не воспринимается диковинным форматом. Многие офисы уже давно перешли на интернет-общение, как наиболее эффективный формат деловой коммуникации. Его популярность способствовала образованию нового стиля этического поведения людей. Речь идет об интернет–этикете. Пока этикет общения в интернете не содержит в себе единых норм и стандартов, однако существуют несколько правил вежливости, специфических именно для онлайна. О ключевых правилах этикета при общении в интернете и пойдет речь в нашем обзоре.
Факторы, которые отличают интернет-общение от обычного:
анонимность пользователей;
общение без границ с большим количеством людей;
совокупление групп людей по интересам;
возможность общения без личных встреч;
быстрое решение неотложных вопросов;
доступ к бесплатным ресурсам, делающим интернет-пространство дешевым и общедоступным ресурсом.
Даже без четко зафиксированных правил поведения, некоторые закономерности общения все же присутствуют. И их необходимо соблюдать для успешного пользования сетью. Рассмотрим основные принципы вежливого поведения в интернете.
1. Будьте тактичны в общении
Виртуальный мир состоит из обычных людей, к которым всегда нужно относиться с уважением. Для этого не забирайте у них понапрасну время, обращайтесь с просьбами только по важным делам. Будьте благодарны за уделенное внимание и при этом сами не забывайте помогать, если вас об этом просят. К мнению людей, умеющих вежливо и последовательно излагать свои мысли, всегда прислушиваются. А заслужить доверие в интернете дорогого стоит.
2. Учитывайте интересы сообществ
В интернете существует масса различных групп и сообществ, объединенных по тематическому профилю. Такие места подчинены определенному своду норм и законов, требующих неуклонного соблюдения. Их безопасность охраняют модераторы, которые за несоблюдение правил группы лишают членства в ней. Поэтому, прежде чем куда-либо присоединиться, внимательно изучите правила, ознакомитесь с рубрикой «популярные вопросы» и если этого окажется недостаточно, свяжитесь с администрацией группы за разъяснением. Полезно будет понаблюдать за участника сообщества, изучить их поведение и манеру общения (сленг). Сленг служит своего рода фильтром от незваных гостей. Хотите быть нужным? Тогда уделите немного времени и изучите людей, к которым хотите присоединиться.
3. Следите за своим имиджем
Первым правилом хорошего тона считается грамотность. Проверяйте свои тексты на наличие грамматических ошибок, стиля повествования и пунктуации в тексте. Не употребляйте двусмысленных фраз, непонятных формулировок, а также брани и ругани. Помните, ваши тексты могут читать даже дети. Уважайте право на приватность пользователей интернета. Если человек решил что-то сделать анонимно, то не нужно его за это критиковать. Будьте терпимы, деликатно относитесь к другим людям, соблюдайте правила хорошего тона и пропагандируйте их среди других пользователей сети.
4. Соблюдайте правила переписки:
письмо не должно быть ничейным. В нем обязательно указывается: ФИО, контактный номер, электронный адрес, ссылка на сайт;
обязательно давайте ответ на письма: если вы находитесь в режиме «offline», то не позднее суток, если «online», то в течение 5 минут;
покидая место работы, установите соответствующий статус (например, «занят, буду в сети через 2 часа») и по мере освобождения отвечайте на письма;
старайтесь вести переписку в удобное время для ваших клиентов;
не пишите кратко о сложных темах. Даже если вопрос неотложный, следует его подробно изложить и указать суть проблемы. Так можно добиться сотрудничества и получите результат;
никогда не торопите собеседника с ответом, не будьте «назойливой мухой», давайте время подумать над предложением.
5. Изучите язык интернета
Виртуальные пользователи лишены возможности демонстрировать свои эмоции. Для правильной передачи смысловой окраски текста в интернете появился свой язык. Например, с помощью такого смайлика «» выражается радость пользователя, а такого «» обозначается грусть. Языки очень разные и специфичные. Все зависит от интересов каждой отдельной группы. Понимание языка позволяет общаться на равных с другими пользователями. Однако соблюдайте умеренность. Грамотный интернет-пользователь всегда находит оптимальный баланс между виртуальным и обычным языком. Благодаря этому его очень хорошо воспринимают и прислушиваются к его мнению.
Соблюдение корректного поведения в виртуальном мире позволит общаться просто, быстро, продуктивно и приятно. Будьте вежливыми и к вам будут относиться с уважением. Удачи!
Записать на ладошке. Кто успешно применяет правила прикрепите ладошку на доску, а кто хочет научиться тот может забрать её с собой и подумать над этой темой.
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
---
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Определение «Вежливость» - это
Синонимы:
Антонимы:
СПАСИБО
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
ДО СВИДАНИЯ