Просмотр содержимого документа
«Классный час "В огне войны сгорело детство"»
Тема: «В огне войны сгорело детство».
Цель:
Познакомить обучающихся с жизнью детей в тылу во время ВОВ.
Расширять знания обучающихся о юных героях в годы ВОВ.
Формировать интерес к истории своего Отечества.
Развивать патриотические чувства на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества детей в годы ВОВ.
Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
Формирование УУД:
Личностные:
признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).
Коммуникативные:
слышать и слушать друг друга;
полно и точно выражать свои мысли;
аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Средства обучения:
конспект, портреты юных героев ВОВ, презентация.
Ход внеклассного мероприятия
Слайд:
Здравствуйте, ребята! Вот и встретились мы после долгого лета.
Вы все повзрослели, подросли, отдохнули. Теперь мы с вами – семиклассники.
Пришёл сентябрь долгожданный, Для школьников особенно желанный, Ведь школа вновь распахивает двери С любовью и особенным доверием.
– Первое сентября.
В этот день все дороги ведут к школе.
Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём Знаний.
Указом президента РФ, 2020 год в России объявлен годом Памяти и Славы.
Слайд:
Этот год посвящен семидесятипятилетию победы советского народа в ВОВ. Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне.
Этому знаменательному юбилею посвящен наш урок знаний, который называется «В огне войны сгорело детство».
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке?
(о войне, о жизни детей в годы ВОВ)
. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война».
Слайд:
- Назовите даты начала и конца войны.
На доске: Великая Отечественная война
22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года
- Кто победил в этой войне?
- Сколько лет назад наша страна одержала победу над врагом?
Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны.
Слайд:
Учитель:
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Слайд:
Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.
«Июнь 1941 года» (2-й слайд)
В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки играли в футбол. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Запомните, что было до войны и что стало через 5 минут.
Звучит песня «Священная война»
ученик:
Солнечным ранним утром в июне, В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных - Это страшное слово «Война».
Слайд:
22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
На войну все встали, не только взрослые, но и дети.
Слайд:
“Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики и дети. Немало выпало испытаний на их долю.
Слайд:
«Отцы на фронт, дети на заводы»
Мальчишки. Девчонки.
На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их превращали в ходячие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Маленькие герои большой войны. И ни на миг не дрогнули их юные сердца.
В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
Слайд:
Ученик .
Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)
Слайд:
Валя Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Слайд:
Зина Портнова – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена. Она распространяла листовки, зная немецкий язык. В тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.
Слайд:
Валя Котик – Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка.
В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился.
Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:
Мы вспоминаем о боях недавних,
В них совершен был подвиг не один.
Вошел в семью героев наших славных.
Отважный мальчик – Котик Валентин.
Слайд:
Лёня Голиков - он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь.
В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков.
За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.
Слайд:
«Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч.
"Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
Слайд: Кадры о Тане Савичевой:
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой.
В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей:
"28 декабря 1941 года. Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го,
17 марта—Лека умер,
дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Леша, мама — 15 мая".
А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».
Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Слайд:
Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты, захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи, Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням.
От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.
Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Слайд :
В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям:
« Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят лишенных счастливого детства?
В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную пургу, в дождь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них трудно сказать, что им 14-15 лет. Они подставляют два ящика, чтобы достать до рукоятки станка. Они устают и очень устают.
Но видел кто-нибудь их слезы?... Это не героика, это будни нашего тыла». Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время ВОВ.
- Вы хотели бы иметь сейчас такое детство?
- Было ли детство у этих детей войны?
(В огне войны сгорело детство)
Слайд:
Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.
Учитель:
По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.
Слайд:
Ученица:
« Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».
Учитель:
Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.
Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.
Слайд.
Юные герои.
Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив
самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей.
- Вы только сравните: в Барнауле живет 700 тысяч населения (1 город). А погибло 13 миллионов детей.
- Представьте, сколько это городов?
Слайд: (вечная память)
- Вечная память детям, у которых детство сгорело во время войны.
Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.
- Главное, что вы должны знать, что юные герои – это ваши ровесники, которые помогли приблизить победу ценой своей жизни.
Слайд:
В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война!
Звучит песня “День Победы» слайды.
Учитель.
9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем.
Слайд:
Но, которые известны, вы их должны знать по именам: Валя Котик, Володя Дубинин, Валя Зенкина, Зина Портнова, Леня Голиков…
Ученик:
Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить, Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить. Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров, А мечта – до Победы дожить. Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей. Пускай сердца, волнуясь, замирают, На мирные дела пускай зовут, Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!
Слайд:
вечный огонь. «Реквием» Р. Рождественского.
Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.
Слайд:
Что знают дети о войне?
- Какие уроки извлекли вы из этого занятия?
Я вам напомню тему нашего урока («В огне войны сгорело детство»
- Как вы это понимаете?
- Ребята, о ком мы сегодня говорили? - Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны? - В какой день они были по - настоящему счастливы? - Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
Этот праздник очень дорог нашему народу. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство, молодость, здоровье. Сейчас эти пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении.
Учитель:
Ребята, а какого числа мы отмечаем День Победы?
Слайд:
Дети войны.
-Ребята, подвиг этих детей мы должны сохранить в нашей памяти, как вы думаете, что бы вы могли сделать во имя памяти этих ребят? (ценить мир, дружбу, бережно относится к тому, что имеем, уважительно относится к ветеранам)
Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве людей. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов, чтобы не допустить их повторения.
Слайд:
(я помню…)
слова «Я помню, я горжусь Девизом каждого человека и нас с вами должны быть эти честные!»
А девизом нашего класса будут слова: «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ!»
Слайд:
Ребята, как я уже говорила, 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы. В этом учебном году и мы приняли участие в акциях «Окно победы, Бессмертный полк».
Слайд:
«Мы помним, мы гордимся»
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо, до свидания.