Просмотр содержимого документа
«Классный час в 5 классе на тему: «Компьютер и Я»»
Классный час на тему:
«Компьютер: друг или враг?»
Цель: способствовать накоплению социального опыта воспитанников по формированию здоровьесберегающего поведения на примере влияния компьютера на здоровье человека.
Задачи:
1. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером;
2. Формировать у воспитанников умение анализировать, сравнивать, обобщать;
3. Воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование: ноутбук, слайд-презентация, видеоролики, буклеты «Компьютер: друг или враг?», карточки с пословицами, соска-пустышка, черный ящик, почтовые конверты (3 шт.).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наше занятие я начну с того, что прочитаю вам загадку, а отгадка на нее будет подсказкой сегодняшней темы:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же ...(компьютер).
Воспитатель: Правильно. А тема нашего занятия "Компьютер - друг или враг?" (Слайд 2)
2. Основная часть.
2.1. Польза компьютера.
Вряд ли сегодня можно найти дом, где не было бы компьютера или ноутбука. Если раньше «умные машины» использовались в основном для работы, то в наши дни благодаря интернету им подчинены практически все стороны человеческой жизни. Сегодня нам с вами предстоит узнать, в чем заключается польза и вред компьютера. (Слайд 3).
(Слайд 4). Несомненная польза компьютера состоит в возможности получить доступ к огромному количеству информации.
(Слайд 5). С помощью компьютера можно пользоваться различными электронными книгами, статьями и энциклопедиями.
(Слайд 6). Всего за несколько часов можно подготовить школьный доклад, не выходя из дома.
(Слайд 7). Можно заниматься виртуальным познанием мира.
(Слайд 8). С помощью компьютера мы можем, не вставая со стула, виртуально посетить музей или выставку и даже путешествовать по всему миру.
(Слайд 9). Компьютер также способствует развитию творческих способностей.
(Слайд 10). Современные компьютерные программы могут помочь: в обучении иностранному языку, научиться рисовать, создавать музыку, заниматься самообразованием, развивать кругозор, познавать мир.
(Слайд 11). Компьютерные технологии создают дополнительные возможности для общения.
(Слайд 12). С его помощью можно одновременно общаться с несколькими людьми. Кроме того, дополнительные современные устройства позволяют не только писать сообщения своим друзьям, но и слышать, и даже видеть их.
(Слайд 13). Компьютер учит анализировать, мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд. (Слайд 14).
Удобство в использовании, многофункциональность, неограниченные возможности для хранения и обработки информации – основные причины, позволившие компьютерам стать неотъемлемой частью жизни современного общества. Отрицать очевидную пользу компьютера невозможно.
Давайте вместе послушаем веселую песню о компьютере - друге и помощнике. (Видеоклип песни – 2 мин.).
2.2. Мини-викторина «Что мы знаем о компьютере?», задание «Опознай пословицу».
- А сейчас, ребята, одна группа детей получит карточки с компьютерными версиями известных русских пословиц и поговорок. Они должны будут вспомнить, как звучат эти пословицы и поговорки в первоначальном виде:
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты)
Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.)
Мал ноутбук, да дорог.
(Мал золотник, да дорог.)
Что из Корзины удалено, то пропало.
(Что с возу упало, то пропало.)
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
(Дарёному коню в зубы не смотрят).
По ноутбуку встречают, по уму провожают.
(По одёжке встречают, по уму провожают.)
- Ну, а с другой группой детей мы проведем мини-викторину «Что я знаю о компьютере?», итак ответьте мне на вопросы:
1. Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши (курсор).
2. В Интернете - это не город, не дом и не улица. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).
3. Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).
4. «Мозг» компьютера (процессор).
5. Вредоносная компьютерная программа (вирус).
6.Устройство, позволяющее распечатывать информацию из компьютера. (принтер)
7. Что называют всемирной паутиной? (Интернет)
8. Как называют экран без кнопок, реагирующий на тепло тела человека. (Сенсорный).
9. Компьютер в виде большой книги или папки. (Ноутбук).
10. Не телефон и не компьютер, но с легкостью их заменяет. (Смартфон).
11. Куда перемещаются удаляемые файлы? (в корзину)
12. Как называют щелчок компьютерной мыши? (Клик)
13. Как называют взломщика компьютерных программ? (Хакер)
14. Человек – фанат компьютерных игр. (Геймер)
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно владеете компьютерными знаниями. А теперь проверим, как справилась со своим заданием другая группа ребят. Прочитайте вслух компьютерную версию пословицы и назовите ее правильную версию. (Ответы детей).
- Отлично, вы тоже прекрасно справились с заданием!
2.3. Вред компьютера.
(Слайд 15).
- Итак, мы обсудили пользу компьютера, а теперь давайте поговорим о его вреде. Компьютер может стать как другом и помощником, так и врагом - все зависит как от частоты, так и от цели его использования.
(Слайд 16). Прежде всего компьютер оказывает негативное влияние на физическое состояние человека.
(Слайд 17). Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на здоровье. Напрягаются шея, мышцы головы, руки, плечи и поясница. Поэтому любой человек, который много времени проводит у компьютера, периодически испытывает боли в шее и спине. В детском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлению позвоночника. (Слайд 18). Поэтому необходимо соблюдать правила работы за компьютером.
(Видеоролик «Как правильно сидеть за компьютером» - 2 мин.).
- Итак, о чем вы узнали из ролика?
(Слайд 19). Для профилактики заболеваний позвоночника необходимо постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место, как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться, по возможности заниматься спортом, делать зарядку.
(Слайд 20). Также необходимо выполнять упражнения для рук. Давайте вместе попробуем их выполнить (музыка для упражнений рук – 1 мин.):
- встряхните руки,
- сжимайте пальцы в кулаки (10 раз),
- вращайте кулаки вокруг своей оси,
- надавливайте одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
- Молодцы, теперь вы умеете делать гимнастику для рук.
(Слайд 21). Также нужно заботиться и о профилактике дыхательных путей, а для этого необходимо:
- как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его,
- для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой, например аквариум,
- после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новый пластик, из которого сделан корпус компьютера, при нагревании выделяет очень большое количество вредных веществ.
(Слайд 22). Бытует мнение, что кактус может защитить от вредных излучений компьютера, но это не так. (Слайд 23).
Действительно избавить от вредного вещества - ксилола, выделяющегося от монитора, могут: папоротник, драцена, карликовая пальма.
(Слайд 24). Герань выделяет вещества, которые защищают организм от появления злокачественных опухолей. Она великолепно собирает энергетическую грязь и может активно использоваться как энергетический фильтр.
- Как вы думаете, когда мы долго смотрим в монитор, что еще устает?
(Ответы воспитанников).
-Правильно, наши глаза.
(Слайд 25). При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания.
(Слайд 26). Это ведет в следующим негативным последствиям: возникновение близорукости, глаза воспаляются, чешутся и слезятся, трудно концентрировать зрение на определенном предмете, затуманивание зрения, головные боли.
Для профилактики этих последствий необходимо делать гимнастику для глаз. Сейчас мы с вами ее сделаем:
(Слайд 27).
Раз - налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз (Движения глазами, голова прямо)
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Вращение глазами)
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз. (Смотреть то на палец, то вдаль)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз (Нажимать с 2-х сторон от переносицы)
Сил дадим им много – много
Чтоб усилить в тыщу раз.
- А теперь ненадолго закройте глаза, пусть отдохнут.
(Слайд 28). Помимо физического вреда, компьютер оказывает негативное влияние на нервную систему человека.
(Слайд 29). При длительном и бесконтрольном сидении ребёнка за компьютером возникает опасность нарушения психики. Негативное влияние на нервную систему проявляется в раздражительности, быстрой утомляемости, снижении внимания и нарушении сна.
(Слайд 30). Некоторые компьютерные игры могут вызывать у детей агрессию и жестокость. Кроме того, у некоторых детей возникает психологическая зависимость. У таких детей снижается самооценка, а также возникают трудности в общении со взрослыми в семье и со сверстниками. Виртуальная жизнь понемногу замещает реальную, общение с близкими и друзьями интересует все меньше, а привычные ценности и стремления постепенно утрачивают смысл.
(Видеоролик м/ф «Интернет зависимость- 1 мин.).
(Слайд 31). Для того, чтобы избежать неприятных последствий для психического здоровья, необходимо контролировать время работы за компьютером:
5-6 лет - 10 минут
1-4 класс - 15 минут
5-7 класс - 20 минут
8-9 класс - 25 минут
10-11 класс - 50 минут (с перерывом 15 мин.)
Взрослые - не более 2 часов.
Возможности Всемирной паутины безграничны. Но надо задуматься о том, какие существуют опасности при работе в сети.
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций.
Ситуация 1. «Свидание».
Представьте ситуацию: на вашем мобильном телефоне раздаётся звонок. Вы поднимаете трубку, и какой-то незнакомец по телефону приятным голосом приглашает вас встретиться после уроков в определённом месте.
Как вы поступите?
Может ли такая ситуация возникнуть при виртуальном общении? Дети делают вывод.
Первая опасность: встреча с Интернет - «знакомыми» в реальной жизни бывает опасной. Правило: Не встречайся с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Ситуация 2. «Нужная вещь».
Воспитатель предлагает купить нужную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая воспитанников, что вещь очень нужная. Начинаются торги. После достают из ящика пустышку. Может ли подобная ситуация произойти при работе в Интернете?
Вторая опасность: различные виды Интернет-мошенничества (покупка несуществующих услуг, получение призов и т.д.). Правило: Никогда не распоряжайся карманными деньгами и деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей.
Ситуация 3. «Неизвестный адресат».
Перед воспитанниками кладутся несколько конвертов: без адресата (-), от незнакомого человека (Мистер Х) и от сотрудника центра (Светлана Анатольевна). Какие письма вы будете читать? (Дети комментируют свой выбор.)
Давайте посмотрим, что же написано в письме Светланы Анатольевны? (Дети читают) -Уважаемые ребята! Запомните! Нельзя открывать неизвестные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя. Не скачивайте и не открывайте неизвестные вам или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установите на него специальную программу — антивирус!
Приходят ли вам на электронный почтовый ящик письма от незнакомых адресатов? Как вы должны поступать с такими письмами? Ну, а письмо от неизвестного отправителя и письмо от Мистера Х мы откроем в конце занятия, ведь вам, наверное, будет интересно узнать, о чем в них написано?
Задание: Улыбнитесь друг другу. А теперь дотроньтесь до руки друг друга. Я думаю, что при этом вы испытали приятные чувства. А теперь представьте, что улыбаетесь компьютеру и дотрагиваетесь рукой до монитора компьютера. Вы испытаете приятные чувства, тепло от общения?
Какой же мы можем сделать вывод?
Компьютер не может заменить радость общения с другом, родителями. Только друг и близкие тебя поймут, с тобой помечтают, смогут приготовить сюрприз и успокоить.
3. Заключительная часть.
Негативное влияние компьютеров и ноутбуков на физическое здоровье и психику человека очевидно. Однако если при работе с ними придерживаться определенных правил, их вред можно свести к минимуму.
(Слайд 32). В наше время без компьютеров едва ли можно обойтись. И если заботиться о собственном здоровье и установить разумные границы эксплуатации, умные устройства принесут больше пользы, чем вреда.
4. Рефлексия.
- А теперь подведём итоги нашего занятия.
Сейчас, как я вам и обещала мы откроем конверт с письмом неизвестного и конверт с письмом Мистера Х.(Дети читают письма).
1-е:
Хочешь зрение улучшить,
Сядь поближе к монитору,
Лучше сразу носом ткнуться
И сидеть так часов десять.
И тогда уж через месяц
Будет глаз как у орла.
- Как вы думаете, это полезный совет? Если нет, то объясните, почему?
2-е:
Нет приятнее занятья,
Чем, сутулясь сильно-сильно
Посидеть у монитора.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый –
Вас в какое– нибудь царство
Примут главным горбуном.
- Примем этот совет? Почему?
(Слайд 33) - Я благодарю вас за внимание. Желаю вам сохранять здоровье, получая массу полезной информации и удовольствия от общения с компьютером, без вреда для организма!
А для того, чтобы вы не забыли то, о чем мы сегодня говорили, я вручаю вам буклеты.